Еще раз о социальной политике: доходы населения

Еще раз о социальной политике: доходы населения

Обсуждение зарплат, коммунальных услуг, цен и тарифов, пожалуй, самые популярные, особенно в последнее время. Война в стране изменила жизнь многих людей, и особенно сказалась на жителях Луганской и Донецкой областей, оказавшихся в эпицентре событий.

Еду в пригородном автобусе с семьей из трех человек папа, мама, сын. «Вот сейчас сын учится (студент университета), но летом отдыхать не стал – подрабатывал. Я вроде бы и нормально получаю для нашего города, но сейчас приходится на чем-то экономить, - делится Андрей, отец семейства, - жена тоже работает, но денег хватает только на еду и коммунальные услуги, и по мелочи из одежды что-то купить. От моря и поездок пока отказались – отдыхаем на даче».

По данным аналитиков Информационной кампании StrongerTogether, средний размер заработной платы по итогам первого полугодия составляет 3870 гривен и колеблется, в зависимости отрасли от 4444 гривен (промышленность) до 8233 гривен (банковский сектор). Бюджетники (медики, учителя) получают от 2500 до 2900 гривен.

Большая разница в зарплатах по регионам, когда средняя зарплата в Киеве 6251 гривен и Киевской области 3794 гривен, а в промышленно развитых восточных областях – Донецкой (без учёта зоны АТО, 4644 гривен), Днепропетровской (4089 гривен), Запорожской (3865 гривен). А аграрные и слабозаселённые области имеют средний уровень зарплат ниже 3000 гривен (Волынская, Житомирская, Кировоградская, Херсонская, Черновицкая, Тернопольская). Это объясняет и постоянные миграции в поисках более приличного заработка.

Какие же зарплаты в других странах, например в Польше, которая, по размеру территории, численности населения и ряду других параметров, похода на Украину. Средняя зарплата в Польше составляет 3783,5 злотых, то есть примерно 1 тысяча долларов, или в 5,6 раз больше, чем украинская зарплата, переведенная в доллары по нынешнему курсу. А вот шахтёры на государственных шахтах в Польше получают в 1,7 раза больше средней зарплаты, работники частных ТЭС – ещё больше, а зарплаты административных клерков и работников гостинично-ресторанного бизнеса в частном секторе в полтора раза ниже среднего.

По данным Главного управления статистики в Луганской области, средняя зарплата на подконтрольной Украине части Луганщины составляет 3380 гривен. По данным опроса, проведенного сайтом «Мой город», по треугольнику Северодонецк-Лисичанск-Рубежное, 73% населения получает зарплату ниже 3500 гривен, что на сегодняшний день ниже среднего. «С семьей видимся только по большим праздникам, постоянно работаю на выезде, - делится Максим, - работаю в строительной отрасли. В последнее время и так не очень много было объектов строительства, а с началом войны у нас вообще все стало. Семья в Северодонецке, а я в Киеве, Днепропетровске, Харькове, везде, где пока нормально платят».

Подавляющее большинство людей, как в Польше, так и в Украине, наёмные работники и работницы, живущие с продажи своего рабочего времени. Но в Украине 13 млн пенсионеров, которые живут на пенсию, есть еще денежные пособия и выплаты социально незащищенным слоям населения, студенты на бюджетной форме получают стипендии. Большое количество людей работают в качестве “субъектов предпринимательской деятельности”, причем, часто выполняя ту же работу, что и наемные работники, они получают доходы, которые считаются «предпринимательскими». Кроме того, многие имеют сельские хозяйства и приусадебные участки, которые могут приносить доход как деньгами (от продажи продукции на рынке), так и “натурой” (когда семья зимой ест собственную, а не купленную картошку и консервацию).

По доходам на 1 члена семьи, в среднем по Украине это 2166,8 гривен на человека, в том числе детей. В Польше – 1340,4 злотых на человека (7687,5 гривен). В целом, лишь 12,3% населения Украины получают доходы более 3 тысяч гривен в месяц на человека. А подавляющее большинство – 70,5% - живут на 1200-2640 гривен в месяц, такая же пропорция сохраняется и у нас, согласно опросу сайта «Мой город».

Для сравнения, посмотрим, из чего же состоят доходы населения в Украине и Польше. Примерно половину составляет зарплата (48,8% в Украине, 54% в Польше). Вторая по значению статья доходов – пенсии, стипендии и денежная социальная помощь от государства. В Украине на неё приходится 27% усреднённых ресурсов домохозяйств, в Польше – 28,9% (из них 20,4% - пенсии). Предпринимательские доходы – 5,2% в Украине и 8,5% в Польше. Отдельная статья – доход от продажи сельскохозяйственной продукции (Украина – 3,2%, Польша – 3,3%). Нельзя забывать также о таком характерном для обеих стран доходе, как денежная помощь от «заробитчан». В ресурсах украинских домохозяйств на эти поступления приходится 7%, у поляков – 4,5%.

Помимо этих денежных поступлений, в Украине отдельно учитывают доходы “натурой”: в частности, 4,6% совокупных ресурсов домохозяйств – это собственная сельхозпродукция, выращенная на участке и потреблённая дома. Получается, огороды для нас до сих пор важны как источник средств для выживания – примерно настолько же важны, как частное предпринимательство. В 90-х население выжило, благодаря наличию дач и огородов. За последние 15 лет количество огородов снизилось, так как вырос уровень “нормальных” денежных доходов. Но вот в этом году удачно учли эти особенности на Луганщине и Международная продовольственная и сельскохозяйственная организация под патронатом ООН совместно с Департаментом агропромышленного развития Луганской облгосадминистрации предоставила 52 тонны картофеля на сумму более полумиллиона гривен частным сельскохозяйственным фермерствам области. Помощь получили социально незащищенные категории населения: матери-одиночки, пожилые люди, инвалиды и внутренне перемещенные лица - всего 500 семей (в Новопсковском, Беловодском, Кременском, Попаснянском и Новойдарському районах области).

По данным опроса сайта «Мой город», в нашем химическом треугольнике только 11% опрошенных имеют доход более 3500 гривен на человека в семье. В основном, 40% населения, имеют доход от 1,5 до 3,5 тысяч гривен на человека, но половина населения имеет доход ниже 1,5 тысяч гривен на человека. Такие низкие показатели объясняются большим количеством переселенцев, которые не смогли найти работу, или пошли на низко оплачиваемую работу, лишь бы получать хоть что-то, и хоть как-то прокормиться. А также тем, что в условиях войны сильно осложнилось ведение бизнеса, а для многих предпринимателей оно стало невозможным, за чем последовало и сокращение рабочих мест.

Важная составляющая любого домохозяйства в Украине – наличие недвижимости. Люди в селах, а также более обеспеченное население города предпочитают жить в домах, часто с приусадебными хозяйствами. Кроме того, практически каждая семья в Украине имеет собственную квартиру, которую люди получили бесплатно в результате приватизации. Этим могут похвастаться не все страны. Например, в соседней Беларуси квартиры приходилось выкупать у государства за деньги. Правда, проблема жилья от минувшей давно приватизации, не ушла. Уже выросли поколения, которым тоже нужно обзаводиться своим жильем, а оно не такое уж дешевое. Бесплатно получить жилье практически невозможно. Новая проблема для Луганщины, как, в прочем и для всей Украины, тысячи людей, покинувшие оккупированную территорию и фактически потерявшие жилье. Переселенцы теперь вынуждены снимать квартиру, и спрос превышает предложение, поэтому, например, в Северодонецке найти квартиру для семьи из трех человек, например, 2-х комнатную с мебелью, можно не дешевле 2 тысяч гривен, что ложится на семейный бюджет. Сейчас в среднем в Украине, не считая проблемы переселенцев, на одного человека приходится 23,8 кв м жилья, тогда как в Польше – 27 кв м. Более того: в отличие от Украины, в Польше большинство домов не только газифицировано, но и оборудовано водопроводом, ванной и канализацией и прочими благами цивилизации, до сих пор недоступными украинскому “частному сектору”.

На что и в каких объёмах люди тратят свои доходы? Эта информация не менее важна и может существенно дополнить картину.

В Украине до 2004-2006 гг. при измерении благосостояния домохозяйств ориентировались в первую очередь именно на расходы, поскольку они превышали доходы семей. Сегодня, несмотря на ухудшение ситуации, пока что доходы превышают расходы. В среднем каждое домохозяйство тратит 4048,9 гривен в месяц, или 1922,6 гривен на человека. Польский показатель – 1078,7 злотых (6348,9 гривен) на человека.

В структуре расходов львиная доля приходится на продукты питания – 51,9%. Чем выше этот показатель, тем беднее население: больше половины всех расходов наших граждан приходится на еду, то есть самое необходимое, а другие статьи расходов, не такие насущные, считаются “роскошью”. Насколько плоха ситуация у нас? В 1999 г. на еду тратили 64,2%, но с тех пор этот показатель стабильно снижался, а после кризиса 2008 г. остановился на уровне 50-52%. То есть, сейчас мы живём лучше, чем при Кучме, но значительно хуже, чем живут поляки, у которых на еду приходится лишь 24,4% всех расходов.

Вторая по важности статья расходов – содержание жилья и оплата коммунальных услуг. В 2014 г. она занимала 9,4% бюджета семей в Украине, а в Польше – 15,2%. В этом году доходы населения не растут, а с осени придётся платить за газ по новым тарифам, поэтому можно ожидать, что доля жилищно-коммунальных расходов вырастет. Но сейчас появились большие возможности для оформления субсидий. «Теперь гражданину надо подавать только два документа: заявление и декларацию, - разъясняет Элеонора Полищук, директор департамента социальной защиты населения Луганской областной военно-гражданской администрации, - Отменено предоставление справки о доходах, в том числе и работающих лиц. Назначать субсидии на основании достоверных задекларированных заявителем сведений о доходах, которые будут проверяться на соответствие. При этом заявителю не обязательно лично обращаться в управления социальной защиты населения, можно отправлять документы по почте. Отменены ограничения при предоставлении субсидий относительно имущественного состояния, в частности, наличия в собственности нескольких жилых помещений, двух автомобилей, покупки товаров, работ и услуг на сумму, превышающую 10 прожиточных минимумов. По новым правилам жилищные субсидии назначаются на 12 месяцев, а не на полгода, как раньше. А тем, кому уже назначена субсидия, обращаться в органы социальной защиты не надо: действие субсидии будет продолжена. Право на оформление субсидий будут иметь лица, арендующие жилье и оплачивают жилищно-коммунальные услуги на основании письменного договора найма (аренды) и безработные (без справки из центра занятости), которым достаточно лишь предоставить декларации об отсутствии дохода». Элеонора Полищук отмечает, что на территории Луганской области, контролируемой Украиной, насчитывается 295 тысяч домохозяйств. С 1 мая жилищные субсидии предназначены примерно 45 тысячам домохозяйств, из них органами соцзащиты автоматически продлен предоставления субсидий для 22 тысяч. На август впервые обратились за субсидиями 23 тысяч домохозяйств. В особой ситуации находятся Попаснянский, Новоайдарский и Станично-Луганский районы в связи с проведением боевых действий, поэтому с предоставлением населению жилищных субсидий там возникают проблемы. Однако, решение этого вопроса находится на контроле областной власти.

9,2% расходов польских семей приходится на транспорт. В Украине – лишь 4,3%. Примечательно, что если поляки на здравоохранение тратят вдвое больше, чем на алкоголь и табак (5% и 2,5%, соответственно), то у нас обе статьи “весят” примерно одинаково (3,6% против 3,4%). Более высокий уровень благосостояния поляков виден по удельному весу “развлекательных” расходов: на “отдых и культуру” в Украине тратят 1,8%, в Польше – 6,5%. На рестораны и гостиницы – соответственно, 2,3% и 4,2%. На “разные товары и услуги” - 2,7% и 5,8%.

Бросается в глаза, что украинские семьи почти вдвое больше тратят на “непотребительские расходы”, чем поляки. Под этой категорией объединяются расходы на помощь родственникам и всевозможные волонтёрские пожертвования, на покупку, строительство или капитальный ремонт недвижимости, на выплату кредитов. Можно предположить, что по всем этим статьям  украинцы тратят сейчас больше, чем поляки.

Какие же пути могут сейчас поспособствовать росту доходов граждан, снижению расходов?

В первую очередь, это возобновление экономического роста, и соответственно, прекращение войны, что, к сожалению, зависит не от нас, а от внешних обстоятельств.

Во-вторых, нам необходимо воспитывать бережливое поколение. При росте тарифов, которого не избежать, необходимо предоставление возможности регулировать потребление тепла и экономить его, предоставлять финансовую помощь в утеплении домов. Например, в Эстонии, Чехии и других странах государство полностью или частично компенсирует выплату кредита, взятого на термомодернизацию жилища; в Украине, где такой кредит “стоит” около 30% годовых, аналогичная программа очень нужна. Сейчас подобную программу запустил «Ощадбанк». Более 350 человек в Луганской области на сумму 4,5 миллиона гривен воспользовались правительственной кредитной программой «Ощадний дім». В рамках программы можно получить кредит, по которому государство возьмет на себя часть его возмещения. Эта доля в оплате может достигать 30 процентов, что полностью покроет процентную ставку банка. Денежная ссуда предоставляется на покупку энергоэффективного оборудования и материалов. Как сообщает начальник филиала Луганского областного управления «Ощадбанка» Ирина Бондарь, к энергоэффективному оборудованию относятся котлы на альтернативных видах топлива, радиаторы отопления с терморегуляторами, окна с двухкамерными пакетами, а также узлы учета тепловой и электрической энергии, материалы для теплоизоляции, тепловые насосы, солнечные коллекторы. На реализацию этой программы государство выделило более 6 миллионов гривен. Программа рассчитана не только на семьи, но и на общества совладельцев многоквартирных домов. 

В-третьих, сглаживание социального неравенства. Во всём мире государство служит для перераспределения ресурсов от богатых к бедным, выравнивания уровней дохода в стране. Примеры скандинавских стран, где такая политика проводится наиболее активно, известны всем.

Четвертое, а может быть, это можно огласить и первым пунктом, необходима качественная очистка от коррупционных наслоений. И здесь необходимо сделать налоговую систему более прозрачной и справедливой, отобрать право пользоваться субсидиями и льготами у богатых и гарантировать их бедным, ликвидировать возможность для чиновников наживаться на социальных выплатах, заставить олигархов платить сполна государству – это те направления, которые заявлены правительством в налоговой реформе и реформе социальной сферы. Без этих реформ у государства просто не появится денег, которые можно было бы перераспределять в пользу тех, кто в них нуждается. Например, закон о трансфертном ценообразовании, вступивший в силу в этом году, ограничивает возможности крупных украинских корпораций продавать свою продукцию за рубеж по заниженным ценам, чтобы уклоняться от уплаты справедливых налогов. 

 

Татьяна Вергун

 #

Это комментарии фактов и Ваш

Это комментарии фактов и Ваш взгляд на происходящее в Украине.
Но очень большое влияние сейчас оказывает банковский сектор.
Попробуй взять кредит на открытие доходного бизнеса. Не дадут!
Вот и все лозунги об открытии новых рабочих мест - мыльный пузырь.
Сейчас выделяются огромные средства на дороги, канализации и др., а на создание рабочих мест ноль.А дополнительные рабочие места это дополнительный доход в бюджет, а самое главное меньше безработицы.
А кто поможет открыть новые рабочие места в Северодонецке - никто!
Администрация? Финансовые учреждения? Фонды? Или частные инвесторы?
Все только говорят, а надо делать.
Может кто ответит, как быть предпринимателю в таких условиях.
Очень хочется услышать достойный ответ и достойное предложение.

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии