Сегодня, 1 сентября, в школах и высших учебных заведениях прошли торжественные линейки и праздничные мероприятия, посвященные Дню знаний.
Как заявил вчера министр образования Дмитрий Табачник, сегодня в школу пойдут около 4,2 миллиона детей, начнут работу более 19,6 тысяч средних школ в Украине.
По его словам, впервые за парты сядут более 416 тысяч школьников, а в 10 классы пойдет 320 тысяч детей. Табачник также сообщил, что с 1 сентября начнет работу 21 новая школа, а до конца года будет введено в эксплуатацию еще 39 школ.
Подготовились к 1 сентября и северодончане.
По данным Официального сайта северодонецкого горсовета, бюджет 2011 года в сумме 92,5 млн. грн. больше, чем прошлогодний. Значительная доля средств - защищенные статьи: зарплата (она сегодня в среднем составляет 2356 грн.), расходы на питание и подвоз детей в школу (в прошлом году из пригорода подвозили 127 учеников и 26 педагогов, на что потратили почти 400 тыс. грн.), оплата коммунальных услуг.
По словам Олега Башкатова, начальника отдела образования, положение дел в образовании Северодонецка находится под постоянным контролем мэра и профильной комиссии горсовета. Так, на ремонт кровель в детских садах № 25, 37, 38, 42, школах № 14 и 18, центре туризма, краеведения и экскурсий учащейся молодежи, центре детско-юношеского творчества было выделено 1,9 млн. грн.; на капитальный и текущий ремонты сантехвузлив в дошкольных учреждениях № 10, 37, 12, 25, 41, 11, средних школах № 7, 6, 12, 17, 10, 2, 4 и внешкольных учреждениях израсходовано почти 412 тыс. грн.; на текущий и аварийный ремонты сетей водо-и теплоснабжения - свыше 227 тыс. грн.
Благодаря городским властям летом приобретенные водонагреватели для детсадов (33,3 тыс. грн.), весной - оконное стекло (почти 95 тыс. грн.). На территории школ № 1, 4 и 5 в течение года появилось новое асфальтовое покрытие. Во дворе школы № 4 восстановлено освещение.
В последние 10 лет сеть общеобразовательных учебных заведений города сохраняет количественные и качественные параметры развития. В Северодонецке 21 учебное заведение. Восемь школ - русскоязычные, еще в восьми обучение ведется на двух языках. 54,8% учащихся дневных школ (на 1,6% больше, чем в прошлом году) учились на государственном языке. В дневных учреждениях в прошлом учебном году образование получали 9175 учащихся (в среднем по 23-24 в классе), из них во вторую смену садились за парты лишь 162 ученика коллегиума и 16-й школы.
Кроме дневных, на базе СОШ № 20 работали шесть очно-заочных классов, в которых в прошлом году получали образование 160 учеников. В 20 учебных заведениях работали 40 групп продленного дня.
В соответствии с городской «Программы развития системы питания в общеобразовательных учебных заведениях на 2008-2011 годы» в 20 учреждениях работают школьные столовые, в школе № 7 - буфет. 91,2% учащихся питаются в школе.
Все 97 детей-сирот и детей из малообеспеченных семей получают бесплатные горячие обеды, полностью финансируемые из городского бюджета; средняя стоимость обеда - 5,80 грн. За счет городского бюджета бесплатным питанием охвачены и все ученики начальных классов, средняя стоимость обеда для них - 5 грн.
В прошлом году в учреждениях отдела образования работали 1208 педагогов. Среди них постепенно увеличивается количество тех, кому еще не исполнилось 30 лет. Имеющих стаж работы более 20 лет сегодня 52%.
95% учителей имеют образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра. Больше всего таких в СОШ № 5, 8, 12 и многопрофильном лицее. Недостаточно (45%) педработников с высшим образованием в дошкольных учебных заведениях. Отдел образования настойчиво привлекает воспитателей и их помощников к обучению в вузах.
Впрочем, обучение педагогов - процесс непрерывный. Методическая служба отдела образования регулярно проводит мастер-классы, консультации, тренинги, управленческие студии, школы молодого учителя.
Отдел образования сотрудничает с Луганским институтом последипломного образования, Луганским национальным университетом имени Тараса Шевченко. За год 341 педагог города прошел курсы повышения квалификации. Сегодня 64% педработников имеют первую и высшую квалификационные категории. Больше всего таких в СОШ № 13 - 47%; коллегиуме - 45%; лицее - 43%; школах № 17, 18, 5 и 6. Увеличилось и количество педагогов, имеющих звание «Старший учитель» и «Учитель-методист».
За 2010-2011 учебный год в школы города поступило 21 тысяча 452 экземпляра учебной, методической и другой литературы на общую сумму свыше 320 тысяч гривен. Школы обеспечены учебниками на 87%. На контроле обеспечение учебниками учеников 3-4-х и 10-11-х классов. В помощь педработникам отдел образования подписался на 53 наименования периодических изданий (это почти 49 тыс. грн.).
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Время, в которое мы живем,
Время, в которое мы живем, справедливо названо информационным. Это выражение, судя по всему, будет лишь накапливать аргументы в пользу своего права дать эпохе имя. Информации много – причем во всех областях, – и доступ к ней открыт, но почему не утихают горькие жалобы на то, что уровень образования неизбежно падает?
Казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошибками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что становится ясно – они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не научили. Если они свечи, то их никто не зажег. Если же они глыбы мрамора, то никто не угадал в них контуры спрятанной скульптуры.
И это может иметь отношение даже к обладателям диплома о высшем образовании. Диплом у человека есть, – а может и не один, – а говорить с ним не о чем. Кислая ситуация.
В этих условиях самое время отнестись к образованию, преподаванию, школьному обучению, как к христианскому подвигу. Кто-то из архиереев Сербской Церкви, обладатель светлого ума и золотых уст, говорил, что все три слова – образование. просвещение, воспитание – имеют христианский смысл и христианское происхождение.
Образование – это не напичкивание знаниями головы, но просветление помрачившегося в человеке образа Божия. С потемневшей иконой можно сравнить человека, а образование – с очищением и реставрацией потемневшего лика.
Воспитание происходит от слова «питать», «кормить», и нельзя, говоря о воспитании, умалчивать и о Хлебе, сошедшем с небес, и о «чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение». (См. 1 Пет. 2:2)
Ну а «просвещение» рождено словом «свет», одним из главных слов Нового завета. Если мы не дадим себя запутать в понятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4)
У слова «свет» есть, конечно, и другие смыслы, от бытовых до научных. Но нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззрению, лишенному веры.
Есть некие виды земной мудрости, которыми может кичиться человек, но к которым применимо слово Евангелия: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23)
И Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный сострадания и нежности, есть законченный демон.
В наше время все хорошее существует благодаря незаметным, но героическим усилиям скромных подвижников. Такова ситуация везде: и в образовании, и в медицине, и в науке, и в армии. Все живет и держится не системой, а человеком; не отработанной процедурой, а творчеством и любовью.
Что-то подсказывает мне, что так было всегда. Причем не только у нас. Но я «всегда» не жил, – я живу сейчас. А сейчас дело обстоит именно так. Не на плечах Атлантов, а на плечах незаметных подвижников, влюбленных в свое дело, держится небесный свод. Поэтому в жизни нашей все зависит от всех. Людей, от которых ничего не зависит, и которые ни за что не отвечают, нет в природе.
В борьбе за мозги и души учащихся, за невинность детских снов и светлость юных порывов все тоже будет зависеть далеко не от одного Министерства Образования. Хороший преподаватель (мы говорим о них – «учитель от Бога») будет зажигать учеников своим неравнодушием и глубоким знанием предмета. Хороший родитель будет заново читать вместе с ребенком учебник истории за седьмой класс и физики за девятый. Хороший родитель будет стараться избежать двух крайностей, а именно: не будет спускать с чада шкуру за плохие отметки, но и не будет пускать учебу ребенка на полный самотек.
Дети наши толком никому не нужны, кроме их родителей и хороших педагогов. Поскольку родители всякими бывают, то стоит добавить: хороших родителей и хороших педагогов. Вот эти и священника в школу позовут. Без них ему трудно в классе появиться, а если они захотят, то никто не запретит и не помешает.
А вообще жалко, что дети не ценят школьные годы. Жалко, что и сами мы в бытность школьниками пропустили мимо ушей большую часть преподаваемых учений. Лишних знаний не бывает. Эту прописную истину стоит писать большими буквами и использовать в социальной рекламе. В мои школьные годы один смешной, но любимый всеми учитель преклонных лет говорил нам – непоседливым слушателям, следующие слова: «Каждый день вы приходите в школу с одним запасом знаний, а выходите с большим. Даже если вы не особо внимательны, вы все равно узнаете что-то новое. Это очень радостно»
Слова эти я тогда запомнил, но то, что пополнение копилки знаний связано с радостью, понял гораздо позже. Очень хочется, чтобы это поняли пораньше те, у кого еще буквально вся жизнь впереди. Ума не приложу, как им помочь, но помочь очень хочется.
А вообще, это прекрасное дело – начало учебного года. Все прекрасно: и начавшаяся осень, и банты, и цветы, и перепуганные глазки первоклассников, и запах краски в отремонтированном классе, и сочинения на тему «Как я провел лето».
Жизнь продолжается, дети рождаются, вырастают, за парты садятся и ручки тянут – отвечать хотят. Надо помочь им, надо защитить их, надо не дать им скиснуть и заплесневеть.
Хороший учитель, хороший родитель и позванный вами священник, на вас вся надежда.
Протоиерей Андрей Ткачев
1 сентября 2011 года