Лидия Даниленко: Общественно активная школа демократизирует систему образования и общество в целом
Национальная система образования продолжает совершенствоваться. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт – в Украине непрерывно растет количество школ нового типа – общественно активных. Только в рамках программы «Школа как центр развития сообщества», которую с 2003 года при организационной и финансовой поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта реализует Всеукраинский фонд «Крок за кроком»,их уже создано 445.
Недавно упомянутый Фонд подытожил свою промежуточную работу, направленную на активизацию создания в нашей стране общественно активных школ. С этой целью было проведено двухдневную конференцию, участие в которой приняли ведущие украинские и зарубежные работники образования и ученые.
По завершению мероприятия президент Общественной Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, профессор Лидия ДАНИЛЕНКО ответила на вопросы журналиста Национального пресс-клуба «Украинская перспектива».
- Как бы вы оценили реализацию программы «Школа как центр развития сообщества»?
- Как любая программа, данная программа имеет четкую цель и задание, поэтому она является успешной. Достаточно сказать, что программа за время своего существования сумела немало сделать для продвижения в Украине концепции общественно активной школы.
- Программа охватила всю территорию Украины или ограничилась лишь отдельными ее регионами?
- Программа представлена в 19 пилотных регионах Украины, но свою деятельность она сумела распространить и на другие территории. Можно сказать так – своей работой программа охватила почти всю Украину. И это вполне естественно, ведь в каждом регионе есть общественно активные школы и такие, которые хотят приобрести этот общественный статус.
- Насколько важной для Украины является потребность в общественно активной школе и что нужно сделать для того, чтобы поскорее все школьные учреждения превратить в общественно активные?
- Насколько важным для Украины является выполнение первого пункта Конституции, в котором записано, что наша страна является демократическим государством? Если этот пункт важен, то так же важно иметь общественно активные школы. Потому что через общественно активную деятельность образовательных учреждений демократизируется система образования. Вместе с тем демократизируется и общество в целом, наше государство. На мой взгляд, это направление работы является очень важным и потому его нужно всячески развивать.
- В чем заключается основное отличие общественно активной школы от обычной?
- Это интересный вопрос. На протяжении многих лет мы на него стремились ответить. Ответ искали на конференциях, семинарах, в книгах, сами разрабатывали критерии общественной активности участников учебно-воспитательного процесса школы, сопоставляли их с международными стандартами. Кое у кого может сложиться впечатление, что в международных стандартах общественно активной школы нет ничего нового, такого, чем бы ранее не пользовалась отечественная школа. Но новации все-таки есть. В частности, новым для таких школ является признание приоритетов демократического управления, партнерства, волонтерства, самоуправления, сотрудничества с бизнес-структурами, общественными организациями, родительским сообществом. Раньше также работали с родительскими советами, но преимущественно их не воспринимали в качестве родительских сообществ. И поэтому их влияние на школьную и внешкольную жизнь оставалось ограниченным.
Кое-кто утверждает, что в педагогике ничего нового уже нельзя придумать. Как по мне, это ошибочное утверждение. В действительности украинская школа находится в новых для себя условиях. В последнее время кардинально изменился окружающий мир: общество демократизируется, в экономике внедряются рыночные механизмы, люди стали приспосабливаться к различным нововведениям. Задание современной школы – не просто дать детям знания, но и научить их жить в постоянно меняющемся обществе.
- Предусматривает ли создание общественно активной школы внедрение каких-то особых школьных программ, какой-то специфической подготовки преподавателей, или дело ограничивается исключительно организационными вопросами?
- Учебные программы, по которым обучаются ученики в школе, являются государственным стандартом. И не важно, какая это школа – лицей или гимназия, инклюзивная или общественно активная, личностно ориентированная или «школа-униформа» или какая-либо другая, но стандарт обучения остается неизменным.
Что же касается организации учебного процесса, то именно здесь происходят изменения. Поэтому учителям и руководителям школ нужно учиться не только тому, какие инновации применять в учебном процессе, но и какие применять в управлении. Как организовать учебный процесс для того, чтобы ученик получал от него удовольствие, удовлетворял общественные потребности и реализовывал их в полной мере? И тут, ясное дело, изменения происходят на уровне мышления, понимания, концепции. Если есть идея и технология ее достижения, то нужно двигаться вперед, и для этого формировать вокруг этой идеи команду единомышленников.
- Насколько востребованной общественно активная школа является в городской и, особенно, в сельской местности?
- В сельской местности общественно активная школа является не просто востребованной. В соответствии с действующим законодательством, она остается весомым элементом системы государственно-общественного управления на селе. И поэтому для сельской местности концепция общественно активной школы должна стать базовой.
В городах своя специфика. Она заключается в том, что городская община не имеет достаточно оформленной нормативной или законодательной базы. На территории городов функционирует большое количество юридически зарегистрированных общественных организаций и неформальных объединений. Со всеми ними должна сотрудничать общественно активная школа.
Городская специфика расширяет круг задач, стоящих перед общественно активной школой, и вместе с тем усложняет их исполнение. И поэтому руководители городских школ должны более решительно браться за реализацию этих задач.
- На ваш взгляд, создание общественно активных школ является попыткой возродить давние образовательные традиции, которые предусматривали привлечение общин к работе учебных заведений, или современным «ноу-хау»?
- Я бы не сказала, что это «ноу-хау». Это продолжение хороших традиций отечественной школы. Что касается «ноу-хау», то им может быть любая идея, если она является новой и запатентованной. Идея общественно активной школы, как вы понимаете, не является абсолютно новой для отечественной системы образования и не требует патентования.
- Общественно активная школа является сугубо украинской практикой, или она используется и в других странах?
- В цивилизованном мире это движение продолжается уже около полувека. Постсоветские страны присоединились к нему в начале нынешнего тысячелетия. Достаточно активно такие школы развиваются в Украине.
- Если школа превращается в основную ячейку жизнедеятельности местной общины, то какая роль в такой ситуации отводится церкви, авторитет которой в последнее время растет, библиотекам, спортивным кружкам, любительским театрам и пр.?
- На мой взгляд, никто и никому в общине не должен «переходить дорогу». Наоборот, все должны сотрудничать: школа должна выполнять светскую функцию, нести знания детям; церковь – развивать духовные и моральные качества личности; внешкольные заведения – развивать другие личностные качества учеников (физические, эстетические, художественные, музыкальные, мировоззренческие и пр.).
Школа не «перетягивает» на себя всю миссию общины. Она объединяет ее элементы, интегрируется в нее, способна что-то регулировать, выделять во что-то особенное. Потому что только школа, например, имеет лицензию на оказание образовательных услуг. Библиотека такого права не имеет, но она своей деятельностью может усиливать образовательную среду. И потому нужно сотрудничать с библиотеками, культурными центрами, общественными организациями…
- Как становлению и развитию общественно активной школы может посодействовать бизнес?
- То, что в общественно активных школах наибольшее сотрудничество с бизнесом, это можно статистически подтвердить. Потому что выход на внешнюю среду у общественно активных школ намного больший, чем у, грубо говоря, «пассивных школ», которые не идут на контакт с предпринимателями, не заключают с ними договора о сотрудничестве, не согласовывают действия, не ищут инвестиций, а ждут, когда кто-то придет и решит существующие проблемы. Но я так скажу – с такой безынициативностью можно и не дождаться посторонней помощи.
В европейском мире не учреждения образования идут к бизнесу, а бизнес двигается к ним. Потому что именно там он видит свою потенциальную хорошо подготовленную (или плохо подготовленную) рабочую силу. Надеюсь, что вскоре точно так же будут действовать и украинские предприниматели. Ведь они должны понять, что интеллектуальный капитал в бизнесе стоит особенно дорого.
- Много ли в Украине общественно активных школ или таких, которые по стандартам приближаются к ним?
- Во Всеукраинском фонде «Крок за кроком», который реализует программу «Школа как центр развития сообщества», зарегистрировано 445 таких школ. Этот показатель достаточно весомый, потому что будем помнить, что мы стартовали с ноля. Таким образом, прогресс налицо.
Но вообще в Украине более 20 тыс. школ. И если привлечем свое внимание к этой цифре, то поймем, что нам еще работать и работать.
Николай ЛУГОВОЙ, Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Мене хвилюють деякі важливі
Мене хвилюють деякі важливі речі:
1. На якій світоглядній позиції базується робота в таких школах?
Привід для питання: Оскільки звучить слово "демократія", можна припустити, що це буде акцент на безбожній вседозволеності.
2. Які дивіденди хоче отримати спосор, вкладаючи неабиякі гроші в нащих дітей?
Привід для питання: Гроші вкладають, щоб отримати прибуток, а саме - створити дітей з новою, універсальною ментальністю.
3. В цьому проекті яка роль батьків та церкви, як релігійної установи і громадської організації?
Привід для питання: Адептами глобалізації давно засуджено культурні та релігійні традиції народів, основними носіями яких є сім*я, великі сили вкладаються в формування розриву між поколіннями.
Панове, хто хоче поговорити на ці теми?
Мене хвилюють деякі важливі
Мене хвилюють деякі важливі речі:
1. На якій світоглядній позиції базується робота в таких школах?
Привід для питання: Оскільки звучить слово "демократія", можна припустити, що це буде акцент на безбожній вседозволеності (на кшталт толерантності).
2. Які дивіденди хоче отримати спосор, вкладаючи неабиякі гроші в наших дітей?
Привід для питання: Гроші вкладають, щоб отримати прибуток, а саме - створити людей з новою, універсальною ментальністю.
3. В цьому проекті яка роль батьків та церкви, як релігійної установи і громадської організації?
Привід для питання: Адептами глобалізації давно засуджено культурні та релігійні традиції народів (як перешкоди для універсалізму), основними носіями яких є сім*я, великі сили вкладаються в формування розриву між поколіннями.
4. Чи вписуються такі школи в Болонський процес?
Привід для питання: Подача знань як інструмент для навчення спеціаліста, що зможе працювати в закордонній державі і не думати про Батьківщину. (Де добре годують - туди і дорога).
Панове, хто хоче поговорити на ці теми?
"... с этой целью было
"... с этой целью было проведено двухдневную конференцию..." автор, Вам бы в школу... ((
Пока не перестанут работать с
Пока не перестанут работать с детьми педогоги, отработавшие свой педагогический стаж, (особенно в начальных классах), говорить об инновациях в организации учебного процесса довольно сомнительно. Лучшие из них могут стать методистами (это те немногие действительно заслуженные учителя, в защиту которых после опубликования комментария посыпятся негодующие отклики). Стандарт педагогического стажа не зря был выведен еще в советские времена. От продолжительной работы педагог перестает быть творческим и ищущим, работает по шаблонам своей многолетней практики. А все остальное - очень верно.