В цивилизованном мире парное молоко не пьют

В цивилизованном мире парное молоко не пьют

К употреблению там предлагают лишь пастеризованное молоко. Высокие требования устанавливаются к безопасности и качеству и другой пищевой продукции. С 20 сентября подобные правила вводятся и в Украине. В этот день вступают в силу статьи закона «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов».

Но заработает ли он в полную силу в указанный срок? Об этом шла речь во время недавнего заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам.

Работа над «пищевым» законом, как специалисты окрестили закон «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов», началась семь лет назад. Все это время она продвигалась достаточно непросто. Основную проблему председатель правления Лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов пояснил так: «В течение всех этих лет мы имели огромное сопротивление со стороны всех контролирующих органов. Потому что фактически у каждого из них отбирались функции, за которые они очень держались, ведь старались оставить финансовые источники своего существования».

«Согласно этому закону, - отметила заместитель руководителя Проекта ЕС «Усовершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине» Яна Добидовская, - создается единый компетентный орган. Пока эту роль играет Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины, которая со временем будет трансформирована в Государственную службу безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей».

У президента Ассоциации свиноводов Украины Артура Лозы свое объяснение причин тех трудностей, с которыми сталкивались разработчики «пищевого» закона. Мы сейчас переходим от философии контроля над конечным продуктом питания к философии контроля над самим процессом производства – от поля до стола. «И, как показывает мировая практика, эта система работает значительно эффективнее, чем предыдущая», - заметил он.

В конце концов, Украина была обязана принять упомянутый закон. На этом акцентировала заместитель директора Департамента ветеринарной медицины Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины Ольга Семенчук. По ее словам, Соглашение об Ассоциации Украины с ЕС предусматривает приближение нашего национального законодательства к требованиям ЕС. «И одним из ключевых пунктов является наш «пищевой» закон, включающий в себя гигиенический пакет Евросоюза. Речь идет об основных регламентах ЕС, регулирующих вопросы фитосанитарных мероприятий».

Но выяснилось, что обязательства относительно обеспечения пищевой безопасности на уровне мировых стандартов Украина взяла на себя значительно раньше – еще тогда, когда оформляла свое членство во Всемирной торговой организации (ВТО). Об этом напомнила советник по вопросам пищевого законодательства Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного Банка) «Инвестиционный климат в аграрном секторе Украины» Екатерина Онул. Она, в частности, сказала: «В этом соглашении с ВТО отмечено, что международными стандартами в данном случае являются стандарты Кодекса Алиментариус (Codex Alimentarius). Европейское законодательство, которое было взято за основу в этом нашем законе, также базируется на международных стандартах этого Кодекса».

Что важно: на международные стандарты Кодекса Алиментариус переходят и страны Таможенного союза, который ныне переименован в Единое экономическое пространство. А это означает, убеждена Екатерина Онул, «если бы Украина не приняла этот закон, мы были бы вынуждены работать и торговать лишь внутри своей страны без возможности выйти на международные рынки, а значит, и без возможности наращивать собственный экспортный потенциал». Таким образом, закон «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» является входным билетом не только на рынки ЕС, но и на другие международные рынки.

В Евросоюзе, как подчеркивалось во время заседания Пресс-клуба, защите прав потребителей придается приоритетное значение. Украинский «пищевой» закон, по словам Екатерины Онул, также является прорывом в защите прав потребителей. «Поэтому нам нужно сделать все, чтобы мы потребляли здоровые и безопасные продукты, независимо от того, производим мы их или нет».

Один из основных принципов безопасности пищевой продукции во всех развитых странах, напомнила Екатерина Онул, заключается в ответственности операторов рынка за свою деятельность. И каждый из тех, кто отступает от установленных правил безопасности производства, хранения, переработки и реализации продукции, несет за это персональную ответственность. Такой же подход внедряет и украинский «пищевой» закон.

Он также вводит систему управления безопасностью продукции НАССР. Последняя, как известно, была сформирована еще несколько десятилетий назад американским космическим агентством NASA. Потребность в ней  диктовалась необходимостью гарантирования безопасности пищевых продуктов для астронавтов, когда те отправлялись в длительное космическое путешествие. Но вскоре выяснилось, что именно в таких подходах к безопасности питания нуждаются и земляне. С тех пор технология НАССР распространилась не только в США, а и на европейском континенте, в других странах мира.

Специалисты называют систему НАССР «спасательным жилетом для бизнеса», ведь она позволяет ему самостоятельно и постоянно контролировать безопасность и качество пищевой продукции на всех этапах ее продвижения от поля к потребителям. И в случае возникновения каких-то проблем, операторы рынка могут оперативно реагировать на их ликвидацию.

Что важно, подчеркнула Екатерина Онул, в «пищевом» законе содержится требование к внедрению системы НАССР. А относительно сертификации по этой системе производитель принимает самостоятельное решение – идти ему на такие действия или нет. Потому что за это ему придется платить деньги.

«Если будут производиться безопасные пищевые продукты, если предприятия будут иметь систему НАССР, то вернется доверие потребителей. Такое производство будет более конкурентоспособным по сравнению с теми компаниями, которые не внедрят у себя соответствующие системы управления безопасностью питания», - сказала Екатерина Онул.

И это не единственное преимущество, которое получают производители пищевых продуктов от внедрения системы НАССР. Участники заседания Пресс-клуба привлекали внимание к тому, что к предприятиям, работающим по ее требованиям, возрастает доверие и со стороны партнеров. Ведь для них это положительный сигнал, свидетельствующий, что с таким производителем можно иметь надежные деловые отношения.

Закон «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» был принят Верховной Радой еще в прошлом году. Отсрочка вступления в силу была нужна для того, чтобы сельхозпроизводители, переработчики и другие операторы рынка могли надлежащим образом подготовиться к его реализации. Однако Екатерина Онул уверена, что его имплементация будет непростой.

С этим согласен и руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николай Гриценко. «Закон достаточно важен, - подчеркнул он, - и полностью отвечает европейским нормам, однако есть одно «но». Дело в том, что структура нашего сельскохозяйственного производства несколько иная, чем в Европейском Союзе. Сегодня наибольшая проблема его внедрения на местах и именно в секторе малых и средних производителей».

В стране насчитывается 4,6 млн. личных крестьянских хозяйств (ЛКХ). Они вносят весомый вклад в сельхозпроизводство. В таких секторах, как производство животноводческой, овощеводческой, плодово-ягодной продукции, ЛКХ производят львиную долю ее общего объема. Поэтому возникает вопрос, а что делать с ЛКХ – внедрять в них хотя бы элементы отслеживаемости сельскохозяйственной продукции?

Над решением этой проблемы «АгроИнвест» работает уже в течение года. В частности, для малых сельхозпроизводителей разработаны два пособия – методические рекомендации. Одно касается сферы внедрения элементов системы НАССР для животноводческой продукции, а второе – для растениеводческой продукции. Материал подается в популярной форме, чтобы производителям было понятно, как действовать на практике с максимальной выгодой для себя.

Также «АгроИнвест» подготовил 24 консультанта, которые могут оказывать помощь мелким сельхозпроизводителям в подготовке ими пакетов документов для того, чтобы проводить сертификацию или внедрять элементы системы управления безопасностью продукции НАССР в практику. Такая работа осуществляется в шести регионах. Она распространяется на сферу мясомолочной продукции, на хранение и предпродажную подготовку овощей и фруктов. «Достаточно сложно, но процесс пошел», – сказал Николай Гриценко.

Одной из проблем внедрения системы НАССР в Украине является подворный забой скота. С недавних пор начало распространяться мнение, вроде эта проблема уже окончательно решена. Но Николай Гриценко уверяет, что это совсем не так: «Во многих случаях ситуация осталась неизменной: животные забиваются в антисанитарных условиях».

Что нужно делать, чтобы помочь крестьянам в решении этой проблемы? «АгроИнвест» сейчас внедряет два проекта, предусматривающие создание сервисно-забойных цехов. Сельское население сможет, таким образом, в нормальных санитарно-гигиенических условиях осуществлять забой животных и предпродажную подготовку. И сразу эти цехи готовятся к сертификации по системе НАССР.

Когда мы говорим о безопасности и качестве конечной пищевой продукции, то должны понимать, что такие ее параметры в значительной степени зависят от безопасности и качества сырья, которое используется при производстве. «Поэтому нужно, как и в Европе, внедрить систему GlobalGAP. Она предусматривает сертификацию сельскохозяйственного сырья».

По мнению участников заседания Пресс-клуба, несмотря на все преимущества нового закона «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» для решения существующих проблем, связанных с безопасностью и качеством продуктов в Украине, нужно разработать целый ряд других законов и нормативных актов. Производители готовы к их внедрению, ведь понимают, что только таким образом они могут выдержать конкуренцию, которая обостряется как на внутренних, так и на внешних продовольственных рынках.

Крайне важно, чтобы такие подходы восприняли и сами потребители пищевой продукции. Ведь если американский фермер, производящий молоко, перед употреблением пастеризует его на производстве, то мы пока ошибочно считаем самым качественным парное молоко от бабушкиной коровы, которую она подоила вручную. Что, в конечном счете, также является нонсенсом для цивилизованного мира.

 

Тарас Терновской, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

Последние комментарии