Бюрократия со знаком «плюс»

Бюрократия со знаком «плюс»

Cлово «бюрократия» в нашей стране, в основном, несет традиционно негативную окраску. Бесконечные очереди за бессмысленными справками, унижения в кабинетах чиновников, взятки – все это уже привычно для нас. Нам обещают реформы и госапарата, но станет ли легче?

По мнению аналитиков Информационной кампании Stronger Together, в Украине, как, впрочем, и в некоторых других странах Восточной Европы, проблемой является недостаток правовой культуры, при которой чиновники неуклонно следуют требованию выполнять предписания закона, а не указаниям сверху, или собственной выгоде. И в Украине, и в восточных странах Евросоюза было множество случаев, когда нарушения закона – например, при проведении тендера – даже не воспринимаются обществом как нечто плохое: раньше, дескать, вообще без тендеров обходились, и ничего, живы. Лишь после того, как принципы честного контроля и аудита, неуклонное соблюдение станет абсолютно всех процедур нормой, можно будет говорить об успехе реформ.

Но жизнь не стоит на месте, и наряду с борьбой за честность и прозрачность необходимо помнить об удобстве необходимых для существования государства бюрократических процедур. Так, в Украине уже на этот год запланировано принятие ряда законов, которые значительно облегчат жизнь обычным людям, сократив походы по инстанциям. В частности, предполагается отменить обязательные походы в ЗАГС для регистрации рождения ребёнка и смерти: чиновники должны будут делать соответствующие отметки по данным, которые им будет подавать врач. В учреждениях социальной защиты, пенсионном фонде, службе занятости гражданам должны будут предоставлять список всех услуг, которые они могут там получить – тогда, как сейчас многие попросту не знают, что имеют право на ту или иную льготу или услугу.

Будут изменения в процессах регистрации (прописки): правительство намерено отменить «талон о снятии с регистрации» и штраф за несвоевременную регистрацию места жительства. Кроме того, объединения сособственников многоквартирных домов (ОСМД) и жилищные кооперативы смогут самостоятельно регистрировать место жительства. Это в какой-то степени упростит систему регистрации, которая является одним из самых бессмысленных бюрократических явлений в современной Украине.

Конечно, все эти нововведения лишь первые шаги на пути устранения бюрократических «излишеств». Современные технологии позволяют объединить разноплановые функции, надо только побороть установившиеся шаблоны. Например, обладатели эстонской идентификационной карты не только заменяют этим устройством внутренний паспорт и водительское удостоверение, но и могут пользоваться им как проездным билетом в общественном транспорте, оставлять в интернете свою цифровую подпись, которая имеет равные права с обычной. А в 2007 году Эстония стала первой страной в мире, где на парламентских выборах голосовали по интернету. На выборах 2011 г. уже 24% голосов были поданы по новой технологии, в которой «ключом» служит всё та же пластиковая карточка. Можно подсчитать, сколько часов стояния в очередях, денег на бланки и зарплаты госслужащим заменяет один такой кусок пластика.

В отличии от стран Евросоюза, Украина имеет свойственные только ей, «специфические» проблемы. Военные действия, разделение территорий, вынужденная внутренняя миграция – все это не только тяжкое испытание для граждан нашей страны, но и испытание «на прочность» государственного бюрократического аппарата, на его способность своевременно и адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия и возросшую нагрузку. И испытание это проходит далеко не безупречно.

По данным пресс-службы Луганской областной военно-гражданской администрации около 170 тысяч вынужденных переселенцев из оккупированных территорий официально зарегистрированы на Луганщине, более 33 тыс. людей из них - в административном центре Луганской области, Северодонецке. На самом деле их гораздо больше, и этот факт также признает Луганская областная военно-гражданская администрация. Переселенцы селятся у родственников, друзей, и т.д. и часто просто отказываются проходить предусмотренные для них бюрократические процедуры в виду их сложности, а зачастую и унизительности.

Ольга Антонова, переселенка из Стаханова, второй раз оформляет пособие и для этого ей необходимо получить справку в Управлении труда и социальной защиты: «Зимой мы стояли в огромных очередях, чтобы получить справку. Сейчас пока ничего не изменилось, несмотря на то, что прошло полгода. Снова мы стоим в очередях, кроме того, теперь переселенцев принимают только два раза в неделю. Чтобы попасть на прием к специалисту, нужно занимать с утра очередь и брать талон. И если талонов не хватило, придется приходить в другой день. И тут уже не важно, работаешь ты или нет. Нужно как-то договариваться, отпрашиваться с работы и т.д.».

Сами работники социальных учреждений с одной стороны скованы существующими правилами, с другой – ограничены финансово.

«Мы понимаем, что это проблемно, но других выходов не видим, - поделилась начальник Управления труда и социальной защиты Наталья Василенко, - за все это время, пока идет война, и мы работаем с переселенцами, нам не было выделено дополнительно ни одной рабочей ставки, никакого дополнительного финансирования, поэтому переселенцы – это просто дополнительная нагрузка на наших работников».

Выход из ситуации, в отличие от чиновников, видят волонтеры:

«Эту проблему решить можно, - считает Владимир Деревянко, председатель общественной организации переселенцев в Северодонецке «Свои люди», - достаточно было бы на местном уровне принять программу по включению переселенцев в состав территориальной громады. Так, чтобы на всех внутренне перемещенных лиц, как и на остальных северодончан выделялось финансирование. Ведь мы знаем, что финансирование идет по количеству проживающих. Бюджет бы тогда смог выделить средства и на дополнительное обслуживание, которое необходимо не только в УТиСЗН, но также и в больницах, и в образовательных учреждениях, особенно детских садах. Также процесс автоматизации в УТиСЗН замедлен. На сегодняший день программа регистрации есть, но количество специалистов, работающих с ней, ограничено. Кадров не хватает. И здесь опять мы возвращаемся к главной проблеме – финансированию бюджетных организаций».

Огромной проблемой практически для всех переселенцев является коммуникация с неконтролируемыми территориями: у многих там остались родственники, у всех – имущество. И не смотря на все опасности, людям бывает просто необходимо посещать оставленные дома. При всех негативных моментах, существующих на сегодняшний момент в процедуре оформления пропусков в зону АТО, здесь наметился небольшой, но все же заметный прогресс:

«Мы оформляли пропуска и по старой системе и по новой, - делится переселенка из Луганска Ирина Кириенко, - Раньше оформляли пропуск по почте. Отправляли документы. Потом оказывалось, что они не дошли. Сейчас все оформляется в электронном виде. Мы получаем код и говорим его на блок-посту. Так мы быстро оформили документы и своим родственникам для выезда из зоны АТО. Для меня стало намного легче оформлять все по интернету»

Конечно, чтобы оценить качество и эффективность реформ такой обширной сферы жизнедеятельности, как взаимодействие человека и государства, нужно время. Но в целом, если говорить о происходящих изменениях, то очень хочется, чтобы каждый человек в этой стране понимал: во всем хорошем, что происходит, есть малюсенькая частица его усилий, его тяги к лучшему, его возмущенной гордости. И под действием этих малюсеньких частичек происходит, да, очень медленное, но, все мы надеемся, необратимое изменение номенклатурного и обывательского сознания, которое нам досталось в наследство.

Последние комментарии