Опубликовано Александр Васильев в 27 Январь, 2014 - 22:05
Каждый читатель библиотеки для юношества им. И. Б. Курлата, работая в библиографическом отделе, обращает внимание на экслибрисы, размещенные рядом с каталогами и картотекой. 12 книжных знаков привлекают внимание своей выразительностью, четкой композицией, изысканностью и поэтичностью. Автор этих экслибрисов – известный художник – график, дизайнер Б. Н. Романов.
13 января Борису Николаевичу Романову исполнилось 65 лет. «Сколько помню себя - рисую», - говорит он. Закончив Харьковский художественно - промышленный институт, факультет графического дизайна, Романов в 1972 году направляется в Северодонецк. Стал работать художником - дизайнером в объединении "Азот", затем возглавил этот отдел. В свободное время писал пейзажи, портреты, шаржи. Но серьезно заниматься творчеством вне производства оказалось сложно. Главная причина - отсутствие мастерской.
И тогда Борис Николаевич вспомнил об экслибрисе, более доступном, не требующем особых, специально оборудованных условий. Да и форма книжной гравюры привлекательна тем, что на очень небольшой плоскости можно разместить и сложную композицию, и остроумно составить аллегорию.
И все в наши дни искусство книжного знака популярно не только среди библиофилов, но и у коллекционеров - почитателей искусства графики. Экслибрисы служат предметом взаимного обмена, подобно редким почтовым маркам. Графические миниатюры Б.Н. Романова притягивают внимание самых известных коллекционеров, искусствоведов, организаторов международных выставок и издателей.
Б. Н. Романов - автор более 350 интересных, разнообразных миниатюр, с символическим и философским смыслом, с легким юмором и нежной иронией, с симпатией и уважением к владельцу. В его работах утонченно обыгрывается фамилия владельца, характер, профессия, увлечения. Книжные знаки художник выполняет в технике гравюры на линолеуме и гравюры на пластике, иногда гравюры на металле – офорт, использует возможности цветной гравюры.
Образ Великого Кобзаря занимает одно из ведущих мест в творчестве художника. Для Б. Н. Романова Тарас Шевченко – хранитель нации. Любая черта души украинца коренится в стихах, поэмах поэта. Это больше, это душа народа в самом прямом смысле. И Б. Н. Романов воплощает это в графических миниатюрах, цитирует любимые строки, а некоторые из них запечатлел в экслибрисах. В 2004 году вышла книга «Шевченкиана Бориса Романова» со вступительной статьей искусствоведа П. Нестеренко. В ней представлены 27 книжных знаков.
Первый экслибрис «Шевченкианы» был выполнен в 1986 году для учителя – методиста из Северодонецкой школы № 4 Людмилы Первак (Дармограй). На следующий год – для редактора отдела журнала «Українська мова і література в школі» Раисы Витренко. Затем художник создает книжные знаки известным в Украине людям – писателям Ивану Дзюбе, Евгению Сверстюку, Дмитрию Павлычко, Владимиру Яворивскому, певцу, лауреату Шевченковской премии Василию Зинкевичу, Музею одной книги – «Кобзар», третьему президенту Украины В. Ющенко, заслуженному учителю Украины, литературоведу с Луганщины Богдану Павстуху. Книжные знаки представлены в альбоме-каталоге «Шевченкіана в екслібрісі». Среди лучших работ были напечатаны два экслибриса Романова в альбоме-каталоге всеукраинской выставки «Українська історія і культура в дзеркалі екслібриса ХХ століття », проходившей в Лейпциге.
К 190–летию со дня рождения Т. Г. Шевченко в Музее книги и книгопечатания в Киево-Печерском историко-культурном заповеднике проходила выставка экслибрисов «Шевченкиана» из собрания известного коллекционера Петра Нестеренко. Работы Б. Н. Романова были представлены на отдельном стенде.
В книжном знаке шрифт играет роль ничуть не меньшую нежели сюжетный рисунок. Всматриваясь в надписи на экслибрисах Б. Н. Романова, понимаешь, что выбор шрифта безупречен, он органично вписывается в композицию, и часто является первоосновой, базисом.
На экслибрисе известного поэта Д. Павлычко, автора популярних песен («Два кольори мої, два кольори»), сценариста (художественный фильм о молодом Шевченко «Сон»), написано – Шевченкиана. За типичным украинским пейзажем с хатами, вербами и тополями изображены повстанцы и панская усадьба.
Один из экслибрисов сделан для Е. Сверстюка, лауреата Государственной премии им. Т.Г. Шевченко. Исследования Евгения Сверстюка, политического узника, одного из инициаторов украинского национального сопротивления 60-х годов о Шевченко очень глубоки и серьезны. На гравюре автор перенес Шевченко в будни советского исправительно-трудового лагеря 1980 – 1990 годов, заставляя зрителя задуматься о судьбе вольнодумающего человека в обстановке репрессивной государственной системы.
В основе экслибриса Ивана Дзюбы, шестидесятника, диссидента, бывшего министра культуры, автопортрет Т. Г. Шевченко, выполненный в 1847 г. В мае 1847 г. он был осужден на поселение в отдельный Оренбургский корпус солдатом под строгий надзор с запретом писать и рисовать. В июне с Оренбурга его отправляют в Орскую крепость, где, несмотря на запрет, пишет автопортрет. Т. Шевченко, участвует экспедиции по изучению Арала, и впервые в истории запечатлел его в обширной серии акварелей, карандашных рисунков. На экслибрисе использован фрагмент акварели «Остров Куг – Арал. Аральское море».
У Богдана Пастуха издано несколько книг о творчестве Б. Гринченко, В. Сосюры, Т. Шевченко. Смотришь на книжный знак Б. Пастуха и сразу всплывает образ Прометея, прикованного цепью к скале. Видно только часть руки – кулак, как символ борьбы и орел, который одновременно читается и как двуглавый - символ царизма. Поэма «Кавказ» написана в 1845 году, но как она современна.
В книжном знаке Петра Нестеренко (фото 1 внизу), искусствоведа, лауреата Государственной премии им. Т. Г. Шевченко, в первую очередь бросаются слова «…Всі знаєте, А своєї». Эти строки из поэмы «І мертвим і живим…» осуждают тех, кто отказывается и не знает родного украинского языка. Цитата недвусмысленная и с поучительным предупредительным содержанием. На графической миниатюре разместилось так много всего: скульптура Б. Хмельницкого, Киево-Печерская лавра, памятник Владимиру, угол Дворца «Украина». И на фоне этих исторически сложившихся украинских символов - надписи «hot-dog», «shop», « kiev», «lipton», «second-hand», «kafe», «bar», «хлеб», «водка». Все это говорит о том, что владелец этого знака делает все возможное, чтобы в нашу речь как можно меньше проникали слова иностранного происхождения. Ведь украинский язык имеет много синонимов, среди которых можно найти аналогию. Все работы Бориса Николаевича лаконичны, но этот экслибрис перегружен, чтоб каждому было понятно, что за чистоту речи нужно бороться.
В экслибрисе В. Асеева (фото 2 внизу) Тарас Шевченко приоткрывает дверь. Что за ней? Можно ли переступить порог и нужно ли? Из светлого - в тьму. Взгляд строгий, проникающий в самое сердце, и совесть, заглушенная самооправданием и эгоистическим страхом, пусть не сразу, но пробуждается.
Книжный знак Андрея Вьюнка (фото 3 внизу), искусствоведа, художника, выполнен к юбилею издания «Кобзаря». На нем изображен автопортрет Т. Шевченко 1843 г., выполненный тушью в зеркальном отражении. В 1 – ом издании «Кобзаря» на фронтисписе использован офорт В. Штернберга, с которым Шевченко учился в Академии художеств, «Кобзарь с мальчиком – поводырем». И эту гравюру Б. Романов использовал в экслибрисе А. Вьюнка.
Григорий Штонь – литературовед, известен своими монографиями и критическими статьями, вел передачу на радио. «І день іде, і ніч іде…» - эти слова из известного стихотворения Т. Г. Шевченко:
І день іде, і ніч іде.
І, голову схопивши в руки,
Дивуєшся, чому не йде
Апостол правди і науки?
В гравюре (фото 4 внизу) использованы иллюстрации к поэме «Слепая» (карандаш, 1842 г.). Этот рисунок Т. Шевченко вместе с поэмой «Тризна» подарил своей любимой женщине – Варваре Репниной. Две даты (экслибрис изготовлен в 1998 г.) говорят о том, что и в 1860 г. и в 1998 г. существовали бедные и богатые. На фоне дороги, по которой мчится «БМВ» - символ крутизны, изображена нищая со спящим ребенком. Современный нувориш со своей собакой проходит мимо, его не волнуют проблемы бедных.
В книжном знаке Н. Гнатюк (фото 5 внизу), поэтессы, ведущей радиожурнала «Кобзарь», поднята актуальная тема объединения Украины. Экслибрис Нины Гнатюк дополнен цитатой из поэмы «І мертвим і живим…»:
І забудеться срамотня
Давняя година,
І оживе добра слава,
Слава України,
І світ ясний, невечерній
Тиихо засіяє...
Обніміться ж, брати мої,
Молю вас, благаю!
Портрет Шевченко ( по фото И. Гудковского, 1859 г.) выполнен на фоне символического изображения эфира и воспринимается как рупор, выразитель мыслей, чувств и стремлений украинского народа к объединению.
Шевченкиана Б. Н. Романова уникальна - на миниатюрной доске художник создает целый рассказ, веху из жизни поэта. При этом каждая графическая миниатюра - это Ex libris, который отражает владельца, с присущими только ему индивидуальными чертами.
Когда знакомишься с новой работой Б. Н. Романова, вновь убеждаешься, что каждый украинец имеет своего Шевченко. Чем больше погружаешься в мир его стихов, подробностей жизни, тем больше начинаешь понимать неисчерпаемость этого феномена нашей духовной культуры.
Татьяна Забирко
»
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад