Старт-2: история северодонецкого автомобиля

История, рассказанная Владимиром Андреевичем Сильченко, главным разработчиком микроавтобуса «Старт-2», который полвека бережно хранил старые проспекты, статьи и альбом с фотографиями своего детища.

Что же такое «Старт-2»? В прежней статье о нем ни слова, да и такое название в тексте не встретилось вовсе. Оказалось, о той машине было написано несколько скупых строк, и была даже цветная фотография, но, увы, информация оказалась ошибочной. К сожалению, так часто бывает, когда не всем словам можно доверять… а я поверил, потому и написал тогда: «Работал на областной телерадиостудии…» Да, да! Речь идет о том же микроавтобусе. Эта машина также служила передвижным диспетчерским пунктом, обслуживающим комбинат «Луганскхимстрой». И история создания этой машины свете обнаруженных фактов выглядит куда более интересной.

А начиналось все в конце 1950-х годов. В то время город Северодонецк представлял собой огромную строительную площадку, был центром гигантской стройки. Именно здесь развернулись масштабные работы по созданию целого комплекса объектов инфраструктуры для одного из крупнейших в Союзе химкомбинатов. Этим строительством, охватившим почти всю Луганскую область, руководил комбинат «Лисхимстрой» (затем переименован в «Луганскхимстрой»). В его составе находилась диспетчерская служба, в обязанности которой входил мониторинг строительства и координация всех участников, задействованных на объектах: транспортных контор, поставщиков материалов, подрядчиков и т.д.

В те годы главным диспетчером «Лисхимстроя» был Владимир Владимирович Никольский. Он часто сам выезжал на объекты для непосредственного ознакомления с положение дел на стройках, общался с прорабами и начальниками участков. Тогда туго было без раций и других прелестей современной цивилизации: приходилось бегать по стройплощадке в резиновых сапогах (а без них вообще не пройдешь) и искать «докладчиков». В таких условиях и родилась идея оборудовать служебный ГАЗ-67Б устройством громкоговорящей связи, попросту «колокольчиком», чтобы можно было, приехав на объект, вызвать во всеуслышание нужного человека. Установку необходимого радиооборудования в 1958 году поручили как раз молодому Сильченко, который работал под руководством Никольского и уже тогда хорошо разбирался в электронике и радиотехнике.

В 1959 году быд разработан проект передвижного диспетчерского пункта на базе автобуса ПАЗ-6651 производства Луганского авторемонтного завода. Эта машина была уже намного сложнее. Принципиальным отличием от ГАЗ-67Б была прямая телефонная связь из автобуса, приехавшего на объект, с центральной диспетчерской. Установленная в ПАЗе аппаратура позволяла дистанционно с объекта связаться с дежурным диспетчером комбината и дать команду. На практике был реализован простой принцип: приехал на объект, оценил проблему, дал команду, по дороге на базу тут же видишь, что нужная машина направлена на объект. А поскольку стройплощадки были разбросаны в радиусе до 30 км от управления комбината и на многих из них телефонной связи не было, до появления такого спецавтобуса главному диспетчеру приходилось сначала приехать с объекта, чтобы дать команду, например, направить на данную стройку машину с кирпичом или цементом, которых не хватает. Эта мобильность в отслеживании решений по их ликвидации непосредственно на объекте позволили существенно повысить эффективность диспетчерской службы комбината. На практике был реализован простой принцип: приехал на объект, оценил проблему, дал на месте команду, по дороге на базу тут же видишь, что нужная машина направлена на объект. А поскольку стройплощадки были разбросаны в радиусе до 30 км от управления комбината и на многих из них телефонной связи не было, до появления такого спецавтобуса главному диспетчеру приходилось сначала приехать с объекта, чтобы дать команду.

Диспетчерский ПАЗ проработал около 10 лет и зарекомендовал себя с лучшей стороны. Но был у него и недостаток. Напичканный под завязку аппаратурой ездил он медленно, а на стройках часто утопал в грязи, потому что общая масса с учетом установленного оборудования была велика. Хотелось большей мобильности для такой важной машины. Мобильности, которую может дать легковой автомобиль… или микроавтобус. И тут в начале 1964 года подвернулся удачный момент: в Северодонецке развернулось мелкосерийное производство микроавтобусов «Старт».

Микроавтобус собирали сообща: кузов изготовили на заводе «Стеклопластика», изготовление рамы и окончательную сборку проводили на авторемонтной базе, а внутренне радиооборудование устанавливали на территории комбината «Луганскхимстрой». Микроавтобус был оборудован радиостанцией РРС-1М для связи с коммутаторов диспетчера через коммутатор СДС-50-100 и городской станцией АТС, радиостанцией АРС-1М с выходом на АТС, громковещательной установкой и др. Вся эта радиотехника питалась от аккумуляторных батарей, позаимствованных у шахтных электровозов. Кроме того, в микроавтобусе было оборудовано место под холодильник, работающий на сухом льду.

«Старт–2» использовали по прямому назначению около года, и показал себя с лучшей стороны, после чего в мае 1965 года было принято решение продемонстрировать его в Киеве на коллегии Министерства строительства УССР и лично министру тов. Лубенцу. Машина была одобрена. В эйфории было решено отправить «Старт-2» на ВДНХ СССР в качестве экспоната выставки «Специализированный транспорт», которая проходила осенью 1965 года. Сначала руководство ВДНХ отказалось выставлять машину, объяснив это отсутствием авторского свидетельства, но затем все таки разрешило.

Машина стразу привлекла внимание посетителей и по результатам выставки микроавтобус был награжден двумя золотыми медалями и пятью серебряными.

Как в дальнейшем сложилась судьба микроавтобуса «Старт-2» и других созданных им передвижных средств связи, Владимир Андреевич Сильченко не знаем. В 1969 году он уехал инженером связи в Магадан.

История с микроавтобусом «Старт-2» показала, какие удивительные образцы техники появляются время от времени и потом исчезают бесследно. 

 #

На самом деле, В.А. Сильченко

На самом деле, В.А. Сильченко на сегодня жив и здоров, проживает в городе Калач-на-Дону. Альбом с его детищем так и пылился бы на полке, если бы историей о Старте не заинтересовался один из журналистов журнала "Грузовик пресс", в №3 за 2012 год которого, была обширная статья об автомобиле. Если Вам потребуются контакты, могу помочь. Конечно спрошу у самого Владимира Андреевича. Мои контакты в Моем Городе имеются.

 
 #

Может, кто знает его

Может, кто знает его дальнейшую судьбу?

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии