Юбилейный «Микрохим». Как инновации и люди, объединенные идеей, создают историю успеха

Юбилейный «Микрохим». Как инновации и люди, объединенные идеей, создают историю успеха

Рубежанской фармацевтической компании - 25 лет

2014-год, лето. Война на Донбассе пылает вовсю. В Лисичанске обосновался батальон «Призрак» Мозгового. Между Северодонецком и Рубежным, на мосту через Боровую – блокпост, охраняемый чеченцами. От него несколько сот метров до производственных площадей «Микрохима». И работа там ни на день не прекращается…

- Мы просто удлинили рабочие смены до суток, с отдыхом и пересменкой сразу двух смен, ­- рассказывает Генеральный директор компании Михаил Бренер. - Добирались на производство тремя легковушками, немного не доезжали до моста, а далее – забирали вправо, пешком, огородами, мимо блокпоста. Береженого Бог бережет! Но продукцию и сырье все-таки возили своими грузовиками через мост. Сопроводительные документы «вылизывались» до мелочей - чтобы ни у кого сомнений не было в том, что груз действительно принадлежит фармацевтической компании. Проверяли, конечно. Но все же пропускали и в ту, и в другую сторону, как-то обходилось без эксцессов. В тот памятный день, когда уже освобождали Рубежное и Северодонецк, и рядом грохотали пушки и рвались снаряды, ребята рассказывали - было страшно, но смена оставалась на рабочем месте…

Война много чего открыла не только в отдельных людях, но и в целых коллективах. Для «Микрохима» она обернулась своеобразной проверкой на прочность, и стало понятно: за годы кропотливой работы на фирме создана сплоченная команда профессионалов, которые не пасуют даже перед опасностями, не говоря уже о трудностях.

Лиха беда начало!

А началось все в 1991 году, когда представители научного сообщества в Рубежном приняли решение зарегистрировать фармацевтическую компанию. Это не очень вязалось с трендами «лихих 90-х». Производства тогда не открывались, а резались на металл. Быстрые же деньги давала торговля, а вовсе не выпуск собственной продукции, который, кстати, еще только предстояло наладить.

Примерно четыре года ушло на разработку технологии и запуск производства изосорбида динитрата для твердых и жидких лекарственных форм. И в тот период основателям фирмы приходилось осваивать целую кучу «смежных профессий». К примеру, Валерий Титарчук, в свое время окончивший факультет органических соединений в Питерской техноложке и долгое время проработавший на «Заре», вынужден был переквалифицироваться в главбуха. Аргументация коллег была проста: ну, у тебя же имеется опыт работы в ОТИЗе!

Ему же вместе с Михаилом Бренером - тогда еще не генеральным, а просто директором - приходилось выполнять в тот, ранний, период биографии «Микрохима» и функции экспедиторов.

- Помню, возили субстанцию в Черкасскую область, на моей личной желтой «шестерке», - с улыбкой рассказывает Валерий Иванович. - По бартеру получали в оплату за свой товар черноплодную рябину (варенье в пол-литровых баночках), сахар и муку (в мешках). Ну не работал тогда основной экономический принцип известной книжки «Капитал» товарища Карла Маркса: «товар – деньги – товар». Какое-то непродолжительное время даже зарплату товаром выдавали…

О науке и маркетинге

Потребовалось несколько лет, прежде чем компания создала свои первые брендовые препараты

– «Изо-Мик» и «Нитро-Мик». По словам заместителя директора по науке Романа Савяка, с ними – а также с «Дикором» и «Ацекором-кардио» - дольше всего пришлось повозиться.

- Тогда все было новым, - говорит Роман Прокопьевич. – В определенной степени – романтика: взять и придумать что-то особенное. Было труднее, чем сейчас – меньше литературы, меньше публикаций по теме. Трудно, но интересно.

То был период «отдельных разработок», как выражается Савяк. Сейчас же доминирует комплексный подход, а 80-90% времени и усилий занимает «бюрократия».

- Дурное дело – нехитрое, - шутит главный изобретатель компании. – Создать препарат – этого мало. Нужно отработать методику, провести клинические испытания. Нужно, чтобы в работу включились регистраторы, аналитики. Нужно запатентовать новинку, выйти на рынок. То есть над новым препаратом «колдует» вся фирма.

«Колдовство» начинается после того, как свое слово скажут маркетологи – именно они добывают информацию о том, какое лекарственное средство завтра будет востребовано потребителем. Директор по маркетингу Сергей Галстян говорит, что у него рабочий день не заканчивается никогда:

- Для меня это не просто красивый оборот. В маркетинге есть много задач, которые не имеют однозначных готовых решений. Как раз они мне особенно интересны. Даже вне работы, как бы «в фоновом режиме», ты о них думаешь. И часто бывает так, что просыпаешься если не с решением, то с пониманием направления, в котором необходимо двигаться. 

О стратегии и «юбилейном» портфеле

Собственно, понимание стратегических перспектив, того, каким будет рынок через три, пять и более лет, и какой в связи с этими динамичными изменениями должна стать сама компания, и сделало ее успешным бизнес-проектом. Кардиологические препараты – то, с чего все начиналось. Можно, конечно, перечислить всю линейку лекарственных средств «Микрохима», которые ныне помогают выжить украинцам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. А можно просто привести статистику в одну строку, весьма красноречивую: в 2013 году каждая вторая упаковка нитроглицерина, потребляемая в стране, была выпущена рубежанами.

Однако стоит отметить, что компания не остановилась на достигнутом, а приняла крайне значимое для себя решение - расширить спектр выпускаемых готовых лекарственных средств. Ныне в ее «юбилейном» портфеле – целых 34 наименования. Еще 19 находятся на этапе разработки, а 3 - в стадии регистрации. Тут, впрочем, важны не количественные показатели как таковые. Да, разумеется, 7 миллионов упаковок готовых лекарственных средств, ежегодно сходящих с производственных линий компании, впечатляют.  Но показательно и другое: инновации позволили «Микрохиму», что называется, выйти из зоны комфорта и начать производить то, что уже не вписывается в рамки узко кардиологического направления. И делать это успешно. К примеру, в текущем году «Армадин», созданный рубежанскими специалистами, стал победителем XVII Конкурса профессионалов фармацевтической отрасли Украины «Панацея» в номинации «лучший отечественный рецептурный препарат в неврологии». А препарат «Эмикс» - незаменимый в экстремальных условиях, когда максимально быстрая остановка кровотечения после травмы или ранения фактически означает спасение жизни человека, - заинтересовал волонтеров, действующих в постоянном контакте с украинскими военными.

Об инновациях, качестве и международном партнерстве

Упомянутые изобретения, кстати, иллюстрируют два разных подхода команды «Микрохима» к созданию новинок. Если «Эмикс» - это отечественный аналог гемостатического британского средства «Celox» (то есть такой вариант, когда работа научного крыла компании, по словам Романа Савяка, напоминает труд разведчика: приходится читать специализированную литературу, анализировать, готовить похожие составы и т.д.), то «Армадин» - абсолютно новый препарат, свойства которого были созданы фактически в рубежанской лаборатории. Именно «Армадин» - и еще «Тризипин» (средство, способствующее улучшению процессов метаболизма в клетках сердца в условиях ишемии, - также рожденное в ретортах «Микрохима») - стал весомым аргументом для плодотворного сотрудничества с испанской фармацевтической компанией «INIBSA». Начиная с 2014 года инъекционные формы обоих препаратов производятся, в том числе, и на мощностях испанских партнеров.

Понятно, международное сотрудничество для рубежанской компании стартовало раньше. Уже по результатам деятельности в 2012-2013 годах «Микрохим» был назван лидером Национального бизнес-рейтинга предприятий Украины в сфере внешнеэкономической деятельности «Экспортер года» и «Импортер года». Ныне же его продукция представлена в Беларуси, Казахстане, Молдове, Болгарии, Тайване, Индонезии, Узбекистане, Азербайджане. Однако путь к «кооперации» с бизнесом «Старого Света» был отнюдь не легким. Начался он с того, что в 2012 году компания приняла решение о выходе с готовыми лекарственными формами на европейский рынок:

- Мы стали налаживать сотрудничество в Польше, - рассказывает коммерческий директор Игорь Погромский. - Из этого, к сожалению, ничего не получилось. Однако «занырнув» в европейский рынок в этой стране, мы обрели стратегических партнеров в Испании. Не сразу. Пришлось провести около двадцати встреч и переговоров с другими потенциальными партнерами – из той же Польши, Чехии, Германии, Португалии, некоторых других стран. Все это продолжалось года полтора. Понимание мы нашли только у испанцев. И от них же получили выгодное коммерческое предложение. 

По словам Игоря Погромского, испанцы были поражены открытостью представителей «Микрохима». И еще тем, что, несмотря на близость военных действий, все свои обязательства украинская фирма выполняет полностью и в срок. Они даже порывались приехать на Донбасс в 2014 году. Но их, слава Богу, удалось отговорить от этого рискованного шага. Визит состоялся уже летом текущего года – когда гости, все-таки в более спокойной обстановке, смогли по достоинству оценить культуру производства рубежан.

В сущности, это было очередным признанием инновационной модели развития, внедренной на «Микрохиме», которая дает возможность выпускать продукцию действительно европейского уровня. Поэтому слоган «Стандарты, не имеющие альтернативы!», который можно встретить в буклетах с описанием препаратов фирмы, - это, в общем-то, не столько реклама, сколько констатация факта. Критерий качества для компании – в самом деле первостепенный. Достаточно сказать, что численный состав департамента качества составляет практически четверть от общего количества работников «Микрохима». Стоит ли при таком подходе удивляться, что в 2013 году ко дню украинского рыцарства и Покрова Пресвятой Богородицы решением Научно-экспертного Совета программы «Лидеры ХХI столетия» компании был присужден «Золотой символ качества национальных товаров и услуг».

О социальных обязательствах и команде

Вообще разного рода наград у «Микрохима» - целый иконостас. Часть из них – за благотворительность и «добросовестную плату налогов». Перечислять все добрые начинания – выйдет слишком длинно. Есть, однако, то, что компания делает постоянно в течение длительного срока: например, 8 лет подряд бесплатно передает кардиологическим отделениям Рубежного и Харькова препараты собственного производства. Что касается налогов, то, по словам Михаила Бренера, за последние 12 лет предприятие ни разу не имело задолженности по заработной плате и отчислениям в государственный и местный бюджеты.

Устроиться на работу в «Микрохим» непросто: по вполне понятным причинам критерий качества здесь распространяется не только на продукцию, но и на тех, кто ее производит.

- Потенциальных сотрудников отбирают очень тщательно и по специальным методикам, разработанным кадровиками, - говорит Михаил Бренер.

Зато те, кто прошел через все сита отбора, зарекомендовал себя, показал себя профессионалом, становится полноправным членом команды. Деля вместе со всеми не только общие заботы и переживания, но и общие радости и победы. В некотором смысле можно сказать, что «Микрохим» - это своеобразный сплав инноваций и преданных делу людей. Первые – визитная карточка предприятия. Вторые – его основной актив, без которого никаких бы достижений не было. Ни в спокойные времена, ни – тем более – в такие, какие ныне переживает Украина. А особенно - Донбасс, регион, где сегодня продолжает работать и развиваться успешная и амбициозная компания – «Микрохим».  

 

Никита БУНЧУК

  • kav_5888.jpg
  • kav_5890.jpg
  • kav_5970.jpg

Последние комментарии