Северодонецкие любители велотуризма практически каждое воскресенье отправляются в увлекательные путешествия. Вот только описать их у меня никак руки не доходят.
После того, как все ближние (в радиусе 50-60 км) достопримечательности были осмотрены, решено было воспользоваться услугами дизеля и расширить наши границы до 100 км.
Первой пробной поездкой стало путешествие в Александровское — усадьба Юзбаша, неоднократно описанная на сайте «Походушки», откуда я часто беру идеи поездок.
Убедившись, что в вагоне дизеля смело можно расположится с велосипедами, ранним утром собрались на Лисичанском вокзале и дизелем «Попасная-Сватово» поехали в Меловатку.
Почему в Меловатку, а не в Сватово? Просто все опрошенные знакомые не смогли назвать ничего интересного в Сватово, хотя в один голос утверждали, что другого такого чистого и аккуратного посёлка в области не существует.
Меловатка же известна своим храмом, накануне торжественно отметившим своё 100-летие. Плюс в Интернете попалось фото подвесного мостика через реку Красную.
Набралось нас аж 18 человек, в том числе три девушки.
На пероне, чтобы не задерживать посадку, разделились на 4 группы и садились в разные двери. В вагоне велосипеды «парковали» вертикально, двумя способами:
- переднее колесо подвязывается к полке, резиной к стене;
- седлом зацепляли за полку, руль упирается в окно.
Пассажиры с интересом наблюдают за нашим расселением, особенно веселят их мужчины в обтягивающих панталонах с памперсами. В каждом вагоне есть кондуктор, подойдёт и «обилетит», по правилам ЖД стоимость провоза велосипеда = 50% от тарифа. Получилось по 14 гривен с каждого.
Достаточно много грибников с лукошками, они начинают выходить перед Кременной. Грибы в здешних леса появились ещё в первых числах июня. Белые, подберёзовики. Сейчас уже и маслята попадаются.
Вот и наша Меловатка. На пероне нас встречает наш товарищ Александр, выехавший на час раньше своим ходом, и которому лишние 40 км совсем не в тягость.
Высокий золотой купол церкви виден был ещё издалека, так что ориентироваться было не сложно. Извилистой сельской улицей катим к храму. По пути заезжаем на центральную площадь. Чем она привлекла — размером и большим количеством памятников.
Здесь и мемориал погибшим в боях ВОВ, бюст подполковника, Героя СССР, вероятно односельчанина, бюст освободителю времён гражданской войны (с буйной шевелюрой похож на Джигурду) и современный фонтан с разноцветной подсветкой и лавочками для отдыха. Под лавочками следы вечеринки, возможно строители отмечали свой профессиональный праздник.
Чуть поодаль, за детской площадкой, под берёзами у клуба стоит памятник Ленину. Такое впечатление, что его припрятали там до лучших времён.
Пора догонять основную группу. Они уже добрались до Храма и рассматривают его снаружи.
Во многих городах и посёлках бывал. В большинстве случаев нас в велотрусах даже на околохрамовую территорию не пускают. Хотя бывали и исключения.
Просунув голову в дверь, потихоньку заглядываю в храм — у входа женщина продаёт свечки. Прошу её выйти.
Знакомимся, рассказываю о нашей группе, о том, что мы интересуемся историей нашего края.
Оказывается она супруга молодого батюшки, и отлично понимает, что в велопутешествии трудно возить соответствующее для церкви одеяние. Для девушек у неё нашлись и платки и юбки, с позволения проходим в храм.
Кто ставит свечки, кто крестится, кто просто рассматривает старинные иконы, хоругви, прочую атрибутику. Матушка очень рада нашему появлению в храме. Пытается найти то-ли книгу, то-ли буклет, выпущенный к столетию храма в подарок нам, но не может. Надеемся, что ещё побываем здесь. Очень приятные люди. Записываю информацию с таблички у храма: "протоиерей Максим Коханов, тел. 050-975-08-79 "
После храма переезжаем речушку Красную, мост не более 10 метров длинной, и поднимаемся на меловые горы, тянущиеся вдоль правого берега. Пейзаж напоминает Айдарский — зеленые деревья заливные луга по берегам и поля, поля до горизонта. Замечаем, что прохлада раннего утра уже переходит в жару.
Спешим к следующему пункту нашей программы. Подвесной мостик. Он соединял улицу на правом берегу с основной деревней. Давно уже нет той улицы, никто там не живёт, обилие влаги на низменности обеспечило рост травы и деревьев, рассмотреть остатки домов не удалось. Из-за большой длины мостик легко раскачивается, девушки испуганно кричат и останавливаются, вцепившись мертвой хваткой в боковой трос.
Сразу же вспоминаются американские фильмы о приключениях в джунглях. Деревянный настил местами отсутствует, так что прогулка по мосту нервы пощекотала.
Возвращаемся к железной дороге, и за переездом выезжаем на дорогу Сватово-Краснореченское. Некогда хороший асфальт в низинах и около населённых пунктов сильно разбит, нас это ни сколько не пугает, а вот автомобили здесь практически не ездят.
В Краснореченском (оно же Кабанье) по центральной улице снова спускаемся к Красной. По пути замечаю необычное двухэтажное здание из резного красного кирпича, затем остатки ворот с колоннами-башенками, фотограф пролетел мимо — мне останавливаться бессмысленно. У моста начинаем выяснять, как же лучше добраться до Кременной.
Варианта два — либо подняться на гору на правом берегу и двигаться по загруженной трассе, либо просёлочной дорогой вдоль железной дороги до Новокраснянки, выбираем более безопасную просёлочную. В надежде пополнить запасы воды подъезжаем к новенькой церкви. Из храма выходит группа аккуратно одетых старушек, лет 70-ти, не менее. Дружно садятся на женские велосипеды и уезжают. Меня это очень развеселило. Коллеги!
Спрашиваю у прохожей, где напиться можно?
— А у меня, давай флягу.
— Нет, говорю, несите сразу ведро, сейчас ещё ребята подъедут.
Жадно пьём студёную воду с характерным меловым привкусом. Валяемся в тени на мягкой траве. На шум вышел дедушка, сел на лавочку у ворот.
Обращаюсь к нему.
Меня интересует короткая дорога на Новокраснянку.
-Была такая, вдоль железной, но уж очень давно там не ездил.
Слово за слово, начал он рассказывать о своём селе.
— Село наше известное, здесь князя Игоря половцы в плен взяли! Отвезли его за Донец, а там и выпустили. А красивое здание — немецкая маслобойка, работающая и поныне. Ещё в 1905 году немец построили маслобойку и завод сельхоз техники. Завод много раз перепрофилировался, после перестройки зачах, здания разобрали, одни ворота остались. Немцы и «Русскую Краску» в Рубежном основали. А недавно, после дождей, оползень на горе был. И открылась древняя могила, приезжали археологи, изучали. Скифское захоронение, дубовые плахи, двухметровый скелет охрой засыпанный.
Короткая дорога оказалась нелёгким испытанием.
Грунтовка, отсыпанная щебнем. Езда напоминала вибростенд. Протряслись мы километров 7-8, пока не въехали на окраину Новокраснянки, встретившей нас мягким песочком. Крутить тяжело, но это лучше, чем трястись. Ещё 1 км по улицами и выходим на асфальт.
Далее дорога знакомая — 3 км по деревне и 10 км по пустыне — пожарищу 17-летней давности. 10-летние сосны, высаженные лесхозами после пожара 1996 года, ростом не выше человеческого, и не способны защитить нас от солнца и раскалённого ветра.
Все с нетерпением ожидали Кременную, где мы планировали искупаться и съесть свои бутерброды. Первыми показались красные терриконы, затем небольшой участок старого соснового леса, не тронутого пожаром, и вот мы въехали в город.
Город знакомый, потому крутим быстро — скорее бы на наш любимый пляжик. На городском мосту через р. Красную сквозь деревья замечаю желтое пятно пляжа с большим количеством детей и бетонную плотину с водопадом. Приятный сюрприз! То, о чём мы мечтаем. Но возвращаться не захотелось, продолжаем быстро двигаться по намеченному маршруту. Короткая остановка у краеведческого музея, осмотр железного трактора «Универсал», еще пару километров по городу — и мы на новом мосту.
Буквально под ним городская купальня — песчаный пляж, навес со столом, настилы, лестничка. Река Красная чистая и прохладная. Глубина, в основном, около метра, но на ямах можно отлично поплавать. Течение довольно быстрое, поэтому, можно интенсивно плыть и в то же время оставаться на одном месте. Как награду за пройденный не лёгкий маршрут дарим себе два часа приятного отдыха.
Умывшись-освежившись достаём свои «тормозки». Аппетит поначалу волчий, затем еда отходит на второй план, хочется полежать на песочке.
Замечаем, что у одной из девушек пробито колесо. Группа ремонтников взялась устранить проблему. Снимали, клеили, ставили, качали. Находили новые проколы — опять снимали, клеили, качали, ставили. Докачали до того, что камеру разорвало вместе с покрышкой. Хлопок был достаточно громкий. Оказалось, прямоугольные латки близко друг к другу нельзя ставить — этот промежуток и прорвался. Чем хорош большой коллектив, что любые проблемы легко решаются. И новая камера нашлась, и изолента, и скотч, и инструменты. Замотали, заклеили и домой поехали.
Вот, собственно, и всё.
Чуть не забыл. В Старой Краснянке, как всегда, напились из источника «серебряной» воды и домой ещё прихватили. Очень популярный здесь источник. Утверждают, что проходит вода сквозь серебросодержащиие слои, поэтому вкусная и полезная. Люди на автомобилях берут по 100 и по 200 литров.
А Сватово у нас в планах — побываем там, когда будем ехать на пещерный храм между Преображенным и Наугольным. Как утверждает городской сайт у них есть что посмотреть.
И на пропущенный водопад попадём, уже придумал маршрут Северодонецк — Кременная (водопад, дубовая роща) — озеро Подпесочное.
Пока ещё погода позволяет, будем купаться.
Николай Скуридин
Фото Андрея Калинченко
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Наша группа ВКОНТАКТЕ
Наша группа ВКОНТАКТЕ severbikeclub
Интересно. Хорошо бы добавить
Интересно.
Хорошо бы добавить координаты клуба(сайт или форум), чтоб связаться можно было и/или поучаствовать.
Когда-то в древности ездили с
Когда-то в древности ездили с детьми на велосипедах в Славяногорск, Стрелецкую степь, на Азовское море.
И я с вами хочу!
И я с вами хочу!