20 ноября вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс, который внес эпохальные изменения в правоохранительную систему. Подробно о новшествах мы попросили рассказать прокурора Северодонецка Сергея Витальевича Григорова.
«Отказных» материалов не будет
С 20 ноября действует новый Уголовно-процессуальный кодекс. На сегодняшний день милиция обязывает принять заявления о преступлениях и в случае соответствия их определенным требованиям незамедлительно внести данные в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР).
Ранее, как мы помним, существовало понятие «отказных» материалов. То есть, если человек обратился в милицию с заявлением, то после проверки принималось решение либо о возбуждении, либо – об отказе в возбуждении уголовного дела. На сегодня УПК не предусматривает такой процедуры, как отказ в возбуждении уголовного дела. Если в заявлении изложены данные, свидетельствующие о наличии признаков преступления, оно в обязательном порядке вносится в реестр и уже следственным путем при назначении прокурора, процессуального руководителя, производится расследование. Результатом является или направление дела в суд, или прекращение – после проведения следственных действий.
Законодатель решил обеспечить гарантию права каждого гражданина на полное всестороннее исследование той проблемы, с которой он обратился, если по его мнению, она носит уголовно-правовой характер.
Следственные судьи и прокуроры
С момента регистрации заявления в реестре за ним закрепляется не только следователь, но и прокурор. Он будет вести надзор за делом, осуществлять процессуальное руководство досудебным расследованием вплоть до передачи дела в суд. И этот же прокурор будет поддерживать обвинение.
Скажем, ранее уголовные дела возбуждались и расследовались милицией. Прокуратура осуществляла надзор за ходом расследования. Естественно, когда в производстве милиции ежемесячно появлялось 50-60 дел, то прокурорский надзор в первую очередь был направлен на резонансные дела – о разбоях, грабежах, убийствах… Дела о незначительных преступлениях прокуратура фактически получала уже в момент, когда они были окончены и поступали на проверку перед направлением в суд.
На сегодняшний день установлено, что от момента регистрации уголовного правонарушения в Едином реестре и до момента принятия окончательного решения за каждым уголовным делом закрепляется прокурор. Это потребовало определенного упорядочения структуры. Если раньше в структуре прокуратуры были прокурор, зампрокурора, помощники прокурора и следователи, то теперь все работники прокуратуры в должности помощников и старших помощников прокурора стали прокурорами и старшими прокурорами.
На сегодняшний день 14 работников северодонецкой прокуратуры будут выполнять обязанности процессуальных руководителей. И потом эти же прокуроры участвуют при рассмотрении дела в суде до вынесения приговора. То есть от начала и до конца за одним делом стоит один и тот же прокурор. Ожидается, что это повысит качество расследования и степень ответственности работников прокуратуры.
В чем особенность следственных судей? Законодатель выделил отдельных следственных судей, которые будут заниматься принятием решений только в период проведения расследования. Это все решения, связанные с правами человека: проведение негласных следственных действий, жалобы на следствие… В их обязанности также входит избрание меры пресечения.
У следственных судей будет достаточно много работы из-за того, что новый УПК установил гарантии защиты лица, которое подозревается в совершении преступления, чтобы все решения, принимаемые в ходе расследования дела, ограничивающие права человека, прошли проверку именно через следственного судью.
Защита подсудимых
Право осуществлять защиту в суде теперь получают только адвокаты, имеющие сответствующее свидетельство.
В свое время у нас было разделение между адвокатами, имеющими адвокатское свидетельство, которые сдали соответствующий экзамен и оказывают услуги в области права, и юристами, оказывающими услуги в области права. Возникали ситуации, что при оказании некачественных услуг невозможно было воздействовать на лиц, которые работают просто на основе юридического образования. Если на адвоката, который имеет адвокатское свидетельство и входит в соответствующую адвокатскую комиссию, можно было каким-то образом повлиять, обратившись в квалификационно-дисциплинарную комиссию и привлечь его к ответственности, то специалисты в области права подчас сами выступали как мошенники. Нередко они берут на себя обязательства, которые не могут выполнить, получают от граждан серьезные суммы и никакой ответственности не несут. Даже у нас в городе есть пара лиц, осужденных за мошенничество в сфере оказания юридических услуг. Поэтому, учитывая новый, сложный УПК, то, что большая ответственность лежит на прокуроре, законодатель решил, что и адвокатом в уголовном процессе должно быть лицо, которое не только подтвердило свою квалификацию, но и соответственно потом несет ответственность за свои действия.
В гражданском же праве ничего не поменялось. Здесь граждане могут воспользоваться услугами тех специалистов, кого они считают нужными.
Если человек не может позволить оплату услуг лицензированного адвоката, он может воспользоваться бесплатной помощью адвоката. Для этого создана специальная структура, в которую будут входить адвокаты, их работа будет финансироваться за счет государства.
Суд присяжных
В связи с этой новеллой возникает немало вопросов.
Как мы знаем из примеров цивилизованных стран, есть варианты, когда суд присяжных принимает решения относительно виновности лица. То есть, исследуя те доказательства, которые предоставляет обвинитель (прокурор), суд выносит вердикт. Если человек признан невиновным, обвинение с него снимается, в противном случае, так как судьи не являются профессиональными юристами, наказание для подсудимого определяет судья.
У нас же суд присяжных приравнивается по правам к профессиональным судьям. Насколько это на сегодняшний день оправдано, может показать только время. А на тех, кто будет участвовать в суде присяжных, конечно, возлагается большая ответственность, поскольку они наделены такими серьезными полномочиями.
Новые меры пресечения
На сегодня государство заинтересовано в том, чтобы минимизировать число лиц, которые ожидают суда с избранной мерой пресечения содержание под стражей. Исходя из этого, введены новые меры пресечения, которых до этого не было. Это так называемый «домашний арест», известный нам по фильмам. В этом случае пребывание человека контролируется специальным электронным устройством. Для этого в структуре МВД создается новое подразделение, планируется закупка данных устройств, и таким образом человек окажется определенным образом ограничен, но тем не менее он будет находиться дома, а не в местах лишения свободы.
Вводится такая мера пресечения, как личное обязательство. Фактически можно говорить, что это аналог подписки о невыезде. То есть, если суд усматривает, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, будет вести себя в рамках правил, установленных судом – не выезжать за пределы города без уведомления, являться в следствие и т. д., возможно избрание такой меры пресечения. Согласно УПК суд может установить ограничения и в том, что человек не должен появляться в определенных местах или даже встречаться с определенными людьми.
Появилась мера пресечения – личное поручительство. То есть за подозреваемого может поручиться человек, который у судьи вызывает доверие и который имеет влияние на подозреваемого. Скорее всего, есть смысл применять эту меру пресечения в отношении несовершеннолетних, когда ответственность за малолетнего берут родители, близкие родственники. Раньше этого в законодательстве не было.
Другая мера пресечения – залог – вероятно, получит более широкое распространение.
Больше ограничений предусмотрено применительно к лицам, которые ранее не судимы. То есть, если человек совершил преступление, за которое срок наказания не превышает пять лет лишения свободы, и он ранее не судим, то к данному лицу не должна избираться мера пресечения в виде содержания под стражей.
«Мирное» урегулирование споров
С принятием нового УПК законодатель надеется, что большее развитие получит урегулирование споров между потерпевшим и обвиняемым. До недавнего времени действовала такая процедура. Если, скажем, гражданин причинил другому лицу телесные повреждения средней тяжести, он привлекался к уголовной ответственности. Даже если обвиняемый и потерпевший примирились, это влияло на назначение подсудимому наказания, но тем не менее наказание он все равно нес. Теперь же если в ходе расследования дела до момента, пока судья не ушел в совещательную комнату, потерпевший примирится с обвиняемым, то уголовное дело подлежит закрытию. То есть законодатель стремится к тому, чтобы вопросы наказания лица большим образом разрешались между сторонами. Ведь на самом деле зачастую потерпевшему причинен материальный и моральный ущерб, и от того, что государство назначило подсудимому наказание и отправило его в места лишения свободы, потерпевший не получает ни морального удовлетворения, ни фактического возмещения материального вреда. Поэтому новый УПК будет стимулировать, чтобы лица, обвиняемые в совершении преступления, осознали свою вину и возместили причиненный ущерб. Эта новелла интересная, скорее всего, она будет работать.
Сбор и предоставлениедоказательств
Новый УПК внес изменения в сбор и предоставление доказательств.
По новому закону сторона обвинения собирает доказательства, и соответственно, – сторона защиты собирает доказательства невиновности или каких-то обстоятельств, которые смягчают вину лица. По окончании расследования обе стороны открывают друг другу свои материалы. Если раньше все собранные по делу доказательства вместе с обвинительным заключением направлялись в суд, то теперь в суд будет поступать только обвинительный акт и приложение в виде реестра и ряда некоторых документов. То есть фактически у судьи не будет возможности, получив дело, пролистать его и до начала слушания и сделать для себя определенные выводы.
Предусмотрена следующая процедура. В процесс будет приходить прокурор со всеми собранными доказательствами, и по мере слушания дела он будет предоставлять их суду в подтверждение виновности лица. Также действует новая норма по протоколам допроса. Раньше, если допрошенные лица не явились в суд, судья мог ограничиться озвучиванием данных ими показаний. На сегодняшний день, несмотря на то, что протоколы допросов остаются, судья будет лично, непосредственно в процессе судебного заседания слушать каждого свидетеля, которые будут приглашаться в процесс.
В итоге судья будет воспринимать уголовное дело по мере его слушания, не зная о различных перипетиях, какие процессуальные или оперативные находки имелись в ходе расследования. В какой-то степени эта новелла должна, опять же, гарантировать объективность судьи, который не будет составлять свое мнение еще до начала слушания дела. А если, допустим, обычный гражданин-обыватель придет на публичное заседание, он сможет видеть настоящую соревновательность процесса.
Новый госорган
УПК предусматривает наличие нового государственного органа – Государственного бюро расследований, которое будет расследовать дела в отношении сотрудников милиции, прокуроров, сотрудников СБУ, судей и высших должностных лиц. Предполагается, что госбюро расследований появится в течение пяти лет. А пока его функции выполняет следствие прокуратуры.
На сегодня законодатель существенно ограничил прокурорское следствие. Если раньше все должностные преступления расследовались прокуратурой, то теперь прокуратура будет расследовать только уголовные дела в отношении работников правоохранительных органов, а должностные преступления – в подследственности милиции.
За прокурором остается право расследовать уголовные дела в отношении лиц, которые занимают особо ответственное положение, то есть госслужащие 1-3 категории (начиная от Президента и заканчивая головами областных администраций).
Конечно, главный вопрос состоит в том, что сейчас, на момент введения в действие УПК, массу вопросов мы представляем только в теории. Насколько это будет работать, как многие процедуры будут реализованы, покажет время.
Подготовила Светлана Григорьева, sed-rada
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Сейчас уровень работников
Сейчас уровень работников прокуратуры настолько низкий, что говорить о ее полезности гражданам и обществу я думаю не стоит. Кто хоть раз сталкивался, тот меня поймет, а кто не сталкивался - и не советую!
давно дело было,на посиделках
давно дело было,на посиделках в пятницу,собеседник рассказывал,как он интересовался у адвоката как выигрываются дела,если у судьи,прокурора,адвоката,на руках один и тот-же кодекс который не позволяет вольно трактовать те или иные события,комментарии к статьям утверждены законодателем.Ответ был простой, для среднего ума:"В нашей работе есть темная сторона,и выигрывает тот кто может дать больше, и от кого не БОЯТСЯ брать"С присяжными,да еще и без образования-дуболомами,все будет дороже,радоваться нечему.Дай Бог ,чтобы мне рассказали байку в своё время,дай Бог всем -не знать туда дороги.
Маша*))
Маша*))
Да, вид у него печальный. А
Да, вид у него печальный. А так вообще ничего, симпатичный.
Прокурор похоже не в восторге
Прокурор похоже не в восторге от нового УПК - работы больше, перспективы неясные...