Субсидированное агрострахование возвращается

На субсидированное агрострахование в следующем году правительство намерено выделить 150 млн. грн. Так записано в проекте бюджета-2013. Но получат ли такую сумму участники страхования сельскохозяйственной продукции, которая осуществляется при государственной поддержке?

Ответ на поставленный вопрос еще рано давать. Бюджетный процесс достаточно длителен по времени. Тем более, что Верховная Рада вернула правительству проект бюджета на доработку.

Директор департамента финансово-кредитной политики Министерства аграрной политики и продовольствия Баграт Ахиджанов не исключает, что в ходе подготовки окончательного варианта бюджета на следующий год государственный взнос, направленный на поддержку субсидированного агрострахования, может увеличиться. И это не имеет никакого отношения к депутатской или правительственной щедрости.

Во время киевской пресс-конференции 10 октября Баграт Ахиджанов рассказал, что вместо 13 существующих программ развития села правительство хочет внедрить лишь одну, но комплексную. А каждая масштабная программа требует значительных средств на ее реализацию. Поэтому появляется возможность в пределах этих существенных бюджетных ассигнований найти такое количество денег, что целиком удовлетворит потребности страховщиков и аграриев, которые примут участие в субсидированном агростраховании.

Но все это планы. Нынешние реалии намного более скромные. На поддержку субсидированного агрострахования в текущем году правительство выделило 70 млн. грн. Впрочем, не будем говорить – «всего 70 млн. грн.».

Начнем с того, что до сих пор несколько лет подряд в Украине вообще не было субсидированного аграрного страхования. Оно сошло на нет, как только в нашу страну пришел экономический кризис. Тогда выяснилось, что правительству на все катастрофически не хватает денег. Это оказалось достаточно весомой причиной для того, чтобы оставить страховщиков и сельхозпроизводителей наедине с проблемами, вставшими перед ним в полный рост.

Поэтому возрождение субсидированного агрострахования является значительным событием. И не только потому, что в нынешнем дырявом госбюджете нашлись хоть и незначительные, но все же такие нужные для крестьян и страховщиков суммы. За ними стоит значительно более весомое явление, которое гривнами не измерить. Речь о том, что государство возвращается в агрострахование, становится в этом деле партнером для страхового и аграрного бизнеса.

Впрочем, не будем уж слишком долго аплодировать всем причастным к внедрению субсидированного агрострахования. Как показывает практика, оно дается нелегко. 9 февраля Верховная Рада только со второй попытки смогла принять закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». Предусматривалось, что его бумажная жизнь продлится до 1 июля, а после этого он вступит  в силу.

Упомянутый закон к обозначенной дате таки заработал, но… лишь в чиновничьих документах. До сих пор он не может полноценно функционировать, ведь не подкреплен многими нормативными актами. А без них, как без силы, - формально существует, а воспользоваться им почти невозможно.

Таких препятствий на киевской пресс-конференции называлось немало. Одно из них касается добровольного лицензирования, являющегося обязательным для тех страховых компаний, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям.

Дело в том, что до недавних пор страховые компании хоть и занимались агрострахованием, но делали это в соответствии с лицензией, которая предусматривала имущественное страхование. Имея ее, можно было страховать и посевы, и строения и много чего еще. Получался такой себе «страховой» компот – навар есть, а вкуса каждого отдельного ингредиента не чувствуешь.

Возможно, как для компота это и хорошо, но ведь мы говорим об агростраховании. А оно любит точную статистику. В ней, как и в таблице умножения, все должно стоять на своем месте. А как по имущественному страхованию можно определить, сколько посевов застраховано, сколько домов и других вещей?

Никто не мог дать четкого ответа на поставленные вопросы. Поэтому и решили: имущественное страхование – это одно, а то, что касается сельскохозяйственной продукции, - совсем другое. Значит, и лицензия на оказание соответственных страховых услуг должна быть другой.

Сказано – сделано: внедрили новую лицензию, а страховые компании вроде и не слышали о ней, так как не спешат ее получать. По информации члена Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Валентины Левченко, первое заявление на выдачу лицензии на добровольное страхование сельхозпродукции поступило лишь 23 августа. «На сегодня поступило 8 заявлений. Мы приняли 4 положительных решения. Три компании даже эти лицензии получили».

Четвертая компания, как оказалось, за этот документ еще не заплатила деньги и как только она раскошелится, то сразу пополнит ряды уже лицензированных коллег.

От Валентины Левченко удалось узнать, что желающих стать следующими лицензированными счастливчиками тоже немного. Заявки на получение крайне необходимой лицензии подали еще 3 компании. Хотя, по данным Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине», в нашей стране серьезно агрострахованием занимается приблизительно 15 компаний.

Президент Лиги страховых организаций Наталия Гудыма не уверена, стоит ли так спешить с выдачей новых лицензий. Мол, они не играют решающей роли: и раньше страховщики хорошо справлялись со своими обязанностями, поэтому справятся с ними так же успешно и при наличии субсидированного агрострахования. Главное сейчас – запустить его в работу. Тем более, что уже начинается осенний сезон агрострахования.

Баграт Ахиджанов не сомневается в том, что субсидированное агрострахование заработает уже в этом году. На сегодня собственники 600 тыс. гектаров уже выразили желание воспользоваться его возможностями. Правда, представитель министерства во время пресс-конференции предупредил, что это не официальные данные, имеющие документальное подтверждение, а результат проведенного его ведомством опроса.

После озвученной информации можно было бы облегченно вздохнуть, если бы не другая проблема, которая уже не стучит, а ломится в дверь. И касается она создания агрострахового пула. Особую озабоченность его отсутствием демонстрируют представители страхового рынка, но парадокс заключается в том, что именно от их желания и конкретных действий зависит – появится такая структура, или нет.

По крайней мере, такого мнения придерживается руководитель Проекта IFC Гари Роше: «Мы несколько лет работали над идеей страхового пула. У нас уже подготовлен его устав, разработаны положения о порядке его создания и функционирования. Мы не могли внедрить их раньше, так как сначала нужно было решить вопрос о получении страховыми компаниями лицензий. Сейчас лицензии уже выдаются и поэтому нет причин медлить. Теперь все зависит от решения страховых компаний, которые должны вступить в пул».

Гари Роше соглашается с тем, что Министерство аграрной политики и продовольствия должно рекомендовать страховые компании, которые будут вступать в аграрный пул. «Мы полагаем, что это абсолютно логичное решение, потому что тут речь идет о распоряжении бюджетными средствами. А распорядителем является министерство. Поэтому оно и решает, кто должен быть членом пула».

Гари Роше убежден, что долго тянуть с началом функционирования Аграрного пула не стоит.  «Дождемся вступления в пул пятнадцати компаний и дадим им зеленый свет. Хотя, с другой стороны, в пул могут вступить две или три компании, которые потом могут пригласить всех остальных».

Проблемы существуют для того, чтобы их решать. Это – аксиома и она подтверждается жизнью. Так, президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко говорит, что в прошлом году украинские аграрии при отсутствии современного метода управления тремя группами рисков потратили более 70 млрд. грн. К числу этих рисков относятся политические, связанные с действиями власти, ценовые и природно-климатические. Стоимость последних оценивается почти в 20 млрд. грн. Именно поэтому Леонид Козаченко признает: «Агрострахование имеет очень большое значение для развития сельского хозяйства». Особенно, если его участником становится государство.

 

Николай ЛУГОВОЙ,

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Последние комментарии