Севрюки разные

Продолжение. Начало читайте здесь.

В исторической литературе севрюков часто называют казаками. Причина тому отчасти тюркские корни, проживание  в лесостепном пограничье и практически такие же как и у казаков, особенности службы и образ жизни в подобных казачьим юртам ухожьях, с теми же промыслами, автономностью,самоуправлением, и этнической близостью  к казачьим сообществам Дона и Запорожья.

Но были и меж севрюков  свои различия. Те из них, что несли службу в городах Порубежья именовались по городам, ну а вольные казаки,  жившие по рекам, по ним и именовались. По крайней мере, жившие на Осколе именовались оскольскими казаками, а на Северском Донце донецкими.

Путивльские казаки

О севрюках - путивльских казаках, которые «на поле едут» и от которых правительство ожидало вестей о крымских набегах, сообщает архивная книга Крымских дел.

Сообщается так же и о сторожевой службе путивльских казаков у Днепра, близ литовских владений. На этом участке, Крымской Украины, татары предпринимали набеги по предварительному сговору с пограничными литовскими воеводами. Однако, как ни странно, путивльские казаки часто действовали против татар совместно с состоящими на службе  у польского короля  казаками черкасскими и каневскими. Именно по этому в 1527 г. крымский хан жаловался польскому королю, говоря, что «люди черкасские и каневские пускают казаков, с казаками путивльскими, под улусы наши» (татарские). И, что узнав о готовящемся нападении, путивльские казаки передают весть в Москву.

Рыльские и стародубские казаки

Начиная с 30-х годов XVIвека в Письменных донесениях о ходе боевых действий появляюся сведения о Рыльских казаках. А с 1589 года исторические источники начинают замечатьиСтародубских казаков, происходящих от севрюков западной Брянщины. Именно в этот  год,  в апреле  царь Федор Иванович писал путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву, чтобы он « … с Рыльскими и Стародубскими казаками шел на Поле и Донец против крымских татар».

Оскольские  казаки

И всё-таки самый активный период истории северских казаков был связан с их сторожевой и городовой службами в городах  Белгородской укреплённой черты. Именно «из местных» добровольцев и севрюков шло пополнение штата служилых казаков.

Из севрюков были отчасти и оскольские казаки. Их появление в XVI веке на юго-востоке Северщины связывают с организацией сторожевой службы и строительством городов-крепостей Белгородской черты: Оскола (1593), Валуйки и самого Белгорода (1596),возникшего на землях Путивльского уезда.

При этом население этих городов было далеко не однородным и в служилые по прибору шли не только оскольские, но и  другие казаки, преимущественно  донские, образуя городовую, станичную и сторожевую службы.

Вообще-то, в XVI-XVII веках грань между «вольным» и «служилым» казаком была довольно зыбкой. Многие служилые казаки, особенно из пограничных крепостей, уходили «казаковать в поле». Да и не только они. Как пример цитата из  В.О.Ключевского: “В десятнях степных уездов XVI века встречаем заметки о том или другом захудалом сыне боярском: “Сбрел в степь, сшел в казаки”.

Были мотивы и у крестьян, даже у батраков уйти в Поле, ведь жизнь у казаков, даже полная опасностей, была все же гораздо легче и интереснее чем у крестьян.

В целом, по мнению некоторых исследователей,  оскольское и донецкое  казачества представляли собой ватаги южнорусского вольного казачества Северской земли, отчасти ведущего своё происхождение от древних «северян» и их потомков севрюков, при этом они являлись отдельными ветвями казачества как такового.

Донецкие Казаки – от севрюков до донцов

Казаков, селившихся на Донце называли «донецкими казаками». Сам же  Северский Донецсогласно  мнению академика Б.А. Рыбакова, в среднем и нижнем течении Северского Донца, вместе с Доном от  дельты до устья Донца ещё в ХVIIв. именовался Доном или Доном Великим.

Другой академик О.Н. Трубачев тоже допускает, что Великим этот приток Дона был назван потому, что «великое, как правило, знаменует направление миграции, экспансии» обживавших Поле северян «от Малого Донца до Великаго Дону».

Конечно же сейчас это трудно представить, но со времён Золотой Орды и до 1548 годаказачьего населения на Среднем и Нижнем Дону, кроме азовских казаков, состоявших из тюрок-мусульман, не было. А донские казаки или донцы в основном-то жили на Северском Донце -  Великом Дону.

Заселение бассейна реки в XVI-XVII веках, в юго-восточном направлении (к Азовскому морю) привело к тому, что прежнее локально ограниченное название одного из «верховских Донцов» - Донца Северского, постепенно перемещалось вниз по его течению и вытесняло прежние его наименования Дон и Дон Великий.

По реке с верху до низу расселялись и казаки, которых история вначале так и называет донецкими, а потом относит к одним из верховых донских. Но история, не всегда пишется беспрестрастно и обходя историю донецких казаков русские и донские историки приписывают часть успехов донецких казаков низовым донцам.

Однако, попробуем познакомиться с тем, что говорит история о казачьей вольнице на Северском Донце и их атамане Михайле Черкашенине.

Принято считать,что «вольный период» казачества по настоящему был с XVI по XVII век, а годы царствования Ивана IV Грозного ознаменовали  своеобразный «золотой век» казачества. Причём, именно вследствие негативных явлений в Московской Руси - многолетних войн, опричнины, хозяйственной катастрофы конца 60 – начала 70-х годов - произошёл массовый исход русского населения в вольные казаки на Дон, по Волгу, Днепр и их незаселённые притоки.

На Донце к местным севрюкам присоединялись пришлые. И здесь в пойме реки ватаги казаков заселяли свободные юрты, основывая на берегах рек и озёр свои зимовья, где мирная жизнь и занятия промыслами чередовались с боевыми вылазками объединённых казаковов на улусы кочевых татар.

В то жестокое время в борьбе за жизненное пространство, подобно самим же кочевникам,  казаки так же грабили и уводили в плен побеждённых. В этом проявлялась их воля и борьба за выживание в Диком Поле среди хищных зверей и людей.

Вольные казаки, в отличие от служилых не были обязаны службой государству – они не приносили присяги и не несли тягла.Тем не менее, донецкие казаки под руководстом своих атаманов заявили о себе смелыми военными операциями в отношении крымских татар, не оставлявших в покое Русскую Украину.

И именно потому, русские цари, желавшие ослабить своих давних врагов и переместить границы к Югу, старались привлечь вольных донцов как союзников, при этом не признавая их своими подданными и характеризуя в дипломатической переписке с султаном и с ханом Крыма как «всяких земель беглых людей, воров».

Однако другие исторические данные свидетельствуют об особом отношении русских монарховк донецким казакам…

Донецкие казаки - донцы

С начала XVI века Северский Донец считался неофициальной границей между Московским великим княжеством и Крымским ханством. После вторжения хана Махмед-Гирея в 1521 году в пределы Московского государства правительство Василия III было вынужденно уделить больше внимания укреплению приграничной службы и притоку казачества в Среднее Подонцовье.

Вольные казаки, жившие на Донце стали вливаться  в общее Донское казачество, успевшее  заявивить о себе как самостоятельная военно-политическая сила, взявшая Казань в 1552 году.

И именно за эту, «казанскую службу» царь Иван Грозный подтвердил права донцов на «славный тихий Дон с притоками и с белойМанычью».

Более четко новый статус казачества зафиксирован в документах Московского государства, а точнее в жалованной грамотеИвана IV, посланной «на Донец Северскийотаманам козацким и козакомвсем без отмены»с послом И.П.Новосильцевым 3 января 1570 г. Любопытно, что  грамота  была именно на Донец Северскийи в нейговорилось о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и «тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим».

Документ этот памятный для всех казаков, ибо он указывает день (и место)  официального образования Войска Донского..Внимание!..на Северском Донце.

Ну, а сам Михайла Черкашенин признан донскими казаками его первым войсковым атаманом.

Да и не могло быть иначе, если проследить весь жизненный путь славного атамана, ставшего уже в 50-е годы XVI века одним из самых известных донских казачьих атаманов.

О происхождении Михайлы Черкашенина судить трудно. Если прочитать его прозвище с ударением на последнем слоге, как «черкашеня», то оно будет уменьшительной формой от «черкашин» т.е. черкас, как называли представителей зарождавшейся малороссийской народности. Причём, было бы уж очень примитивно считать Черкашенина, как и Ярослава Мудрого, украинцем. Впрочем, как и записывать его в запорожцы, как это делают сторонники национальной идеи . В то время и до второй половины XVI столетия никакого деления по национальным и территориальным признакам между казаками не существовало.

Тем не менее, первоначальную воинскую славу Михайла Черкашенин сыскал в 1548 году, когда он, и его соратник Истома Извольский -Тулянин «со товарищи» основали первое донское казачье поселение -«острогу» в Диком полеу Волго-Донской Переволочки и  отвоевали Средний и Нижний Дон у «крымского хана Аманака да черкасского казака Елбулзлука».

При этом основные силы славного атамана, в том числе и струги, находились на Северском Донце. Там же на Донце они и строились, поскольку самый лучший, боровой лес произрастал на песчаном левом берегу реки. А по правым притокам Донца можно было выйти на русла рек, непосредственно впадающих в Азовское море. Этим и воспользовался Михаила Черкашенин.

В 1556 году он предпринял дерзкий поход  с переходом из Северского Донца через Миус или, возможно, Кальмиус в Азовское море. По крайней мере по историческим документам следует Миус, но более реально он мог пройти из Донца в Торец, а потом волоком в Кальмиус и наконец в Азовское море.  Так или иначе, Михаила Черкашенинсо своими казаками пересёк море и добравшись до татарских поселений в окрестностях Керчи, разорил их, а двух захваченных во время похода «языков» по возвращении прислал в Москву.

На следующий  1557 год Черкашенин в качестве походного атамана с 3 тысячами казаков принял участие в Ливонской войне.

В 1559 году,  как сообщает Никоновская летопись, он во главе отряда путивльских служилых казаков (севрюков)  «побил Крымцов вверх Донца Сиверского и четырех языков Крымских ко государю прислал»,  что было особо важно для Разрядного приказа, по сути военного ведомства Московского государства.

Учитывая значимость и авторитет  Черкашенина среди всех донских казаков имено ему, как к верховному атаману донцов была врученна  и уже упомянутая перваяцарская грамота«на Донец Северской атаманам казацким и казаком всем без отмены».

Из этого следует, что действительно, в тот момент именно донецкие, верховые донцы представляли основную силу донского казачества, а Донец был основной стратегической базой казаков.

В самом деле, здесь были отличные условия для жизни и для манёвров. В пойменных и сосновых лесах было много зверя, в Донце, его притоках и в озёрах изобиловала рыба, водились бобры. На заливных лугах –сенокосы.

Но особо важно было то, что Северский Донец являлся судоходным и из него, по малым рекам и путём волока стругов, выходили в Днепр,в верховья Дона и Азовское море.

Не случаен, по-видимому, и выбор места сосредоточения основных сил донских казаков на Северском Донце ближе к низовьям Дона. Оттуда удобно было ходить на Азов, укрепляться на Нижнем и Среднем Дону.

А ведь казаки, прежде чем сесть на коней, в основной массе были водники, и в этом было их преимущество перед степняками-татарами, способными только бродами преодолевать водные преграды.

Словом, не вдаваясь в подробности следующие из славной биографии атамана Михайлы Черкашенина, он стал первым Войсковым атаманом и основателем Войска Донского, а его  казаки - донецкие и северские - основалями первых низовых казачьих городков на Дону, в том числе и Черкасского.

И всё-таки о донецких казаках как  и о их городках, даже донская история сообщает не много. Причина тому – похоже в желание донских историков, происходящих в основном из низовых донцов переместить акцент внимания на именно на низ Дона, на низовых донцов как основных в Войске Донском, часто обходя ранние поселения донцов на Северском Донце.

Тем не менее известный  историк Дона  Е.П.Савельевговоря о былом наличии казачьих городков в бассейне Донцаупоминает факт их погрома степняками в 1569 году, т.е. за год до визита  посла И.П.Новосильцева:«… Крымцы действительно в этом году напали и разгромили на Донце городки атамана Ивана Митяки, где ныне Митякинская станица, и, таким образом, отвлекли часть казаков на западную границу их владений (Дела Турецкие 1569 г.)».

Хотелось бы знать, где же всё-таки была эта западная граница и какие поселения донцов были там?..  

Продолжеие следует...

 #

Слабо показано

Слабо показано возникновение донецкого казачества. А где донецкие городки Айдар, Трехизбенка, Боровское (Воровское)и других населенных пунктах от р. Красной до пос. Старый Айдар? Не показана борьба донецких козоков за свои исконные земли с изюмским полком.Показан только низ Донца, а где движение на Айдар,Боровую, Красную? а А что земли левого берега Донца между р.Айдар и Р. Боровой были только "зимниками и пастбищами"?

 
 #

Е1. Тема очень интересная, но

Е1. Тема очень интересная, но исполнение – слабое и тенденциозное, как часто бывает в этой газете. Пример, более полуторогодичной давности: репортаж из Севастополя, автор (публикатор) тот же, половина информации была переврана, часть скопирована из российских источников, не самого лучшего качества, зато очень тенденциозного содержания. Самого интересного для северодончан, по крайней мере – для меня: о корабле «Северодонецк», о его тогдашнем состоянии и т.д. - не было вовсе. На моё замечание ответили – ждите продолжения репортажа. Ждал год (обещанного ждут три года), потом плюнул и выяснил самостоятельно то, что меня интересовало.
Так и ныне. Анонимный автор и публикатор не указывают откуда дровишки.

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии