Юбилейный год Василия Антоновича Лебединца

В сквере, который окружает Свято-Христо-Рождественский кафедральный собор, в юго-восточном углу стоит памятный знак, посвященный казачеству.   Сидит казак с люлькой в правой руке, левая рука придерживает саблю, за поясом пистоль. Думу думает. Лицо выражает недюжинный природный ум, храбрость, силу воли, глубинные чувства, бурную, неукротимую натуру. Во всем облике казака есть нечто и от самого создателя памятника — Василия Антоновича Лебединца.

Потомственный казак, родился Василий Антонович 26 марта 1931 года в селе Маньковка Нижне-Дуванского района (ныне Сватовского) Луганской области. Это казачье село возникло в 17 веке. После окончания семилетки, продолжил учебу в Рубежном, в Сватово,  десятилетку закончил в Нижней Дуванке. И поехал Василий поступать в Харьковский университет на филологическийфакультет, журналистское отделение.250 абитуриентов мечтали стать журналистами, а было только 25 мест. Василий Антонович оказался среди этих счастливцев. Он писал стихи, любил  украинский язык, его звучание. Истинное наслаждение  получал, общаясь на этом языке. «Когда общаюсь на украинском языке, словно удивительное  вино пью» - так говорит Василий Антонович. Через 2 года в Киевском университете открыли факультет журналистики и все студенты с отделения журналистики Харьковского университета были переведены в Киев. В студенческие годы дружил с Леонидом Тендюк,  сейчас известнымукраинским поэтом. После окончания университета в 1956 году приехал в Северодонецк, работал журналистом, а затем заведующим отделом в  газете  «Вперед», первым корреспондентом на городском радио. Но уже в 1958 году устраиваится в БТИ химкомбината. Работает над выпусками брошюр о производстве продукции «Азота», пишет статьи в республиканских и областных газетах. В газете «Комуністичнийшлях» вместе Г. Баранковым  печатает серию очерков об истории Северодонецка.

В начале  60- х годов  в стране стало популярным движение по созданию аматорских фильмов. И Лебединецпринимает активное участие в создании    фильмов: при ДК химиков организовывает киностудию. Первый  документальныйфильм  - “Применение азотныхудобрений на полях и фермах”. В 1963 году Василий Антонович  как режиссер и как сценарист создает фильм о нашем городе «Здесь мы живем».

Среди 333 фильмов, заявленных на конкурсе в масштабах СССР в Москве, этот фильм занял первое место за дикторскую работу. Фильм часто демонстрируют и сейчас по местному телевидению. Второй фильм «У колыбели Донбасса» он монтирует  на студии им. А. Довженко. Благодаря дружбе с известным режиссером Н. Мащенко, с которым учился в Рубежном,  Василий Антонович снимается в небольшой роли в фильме «Гулящая».

Во время учебы в университете к журналистам были особые требования: они должны были знать основы  экономики, науки, культуры, - эти предметы осваивали  факультативно.  Когда проходили занятия по основам искусства, Василий Антонович, с детства увлеченный лепкой,  решил показать свои работы.   Преподаватель А. Пыркина рекомендует Лебеденца известному академику, возглавляющему факультет  скульптуры Киевского Художественного института, М. И. Гельману.   Увидев его работы, Макс Исаевич сказал: «У Вас  нет знаний анатомических, но у Вас есть то, что мы не можем добиться за 5 лет учебы у наших студентов. У Вас глина дышит!». И три года Василий Антонович, не бросая университет, по вечерам и выходным посещает студию Дома народного творчества, осваивая анатомию и искусство ваяния.

В 1965 году  к очередному областному Пленуму химиков, город делает подарок, выполненный Лебединцом —  «Аппассионата». Скульптурная композиция изображает Ленина, который слушает музыку великого Бетховена. Вся композиция армирована стеклотканью.   Находится эта скульптура в фондах Московского Исторического музея.  Использование новых материалов в своих работах приводит Василия Антоновича на завод «Стеклопластик». Здесь он организует творческую группу, которая занимается ковкой, чеканкой, витражами, резьбой по дереву.

Василий Антонович работает как художник-оформитель многих общественных зданий Северодонецка: спортивный комплекс на ул. Сметанина, витражи кафе «Мозаика», универмаг «Детский мир». Для создания этих витражей использовал трудоемкую и дорогую технологию: соединение стекла осуществлялось гальваническим методом медью, вместо традиционного свинца. На Лисичанском пивзаводе оформляет Дегустационный зал.

С 1971 года он  работает в Луганском отделении Художественного Фонда Украины, и поэтому смог получить разрешение на строительство своей  мастерской, которая находится на Больничном городке.

Василий Антонович и сейчас,  на пороге своего 80-летия производит впечатление сильного и могучего человека. Благородная седина и роскошная борода в сочетании с жесткими морщинами создают скульптурный выразительный характерный образ. Большие сильные  руки выдают, что  железо и огонь становятся послушными им.  Не каждому под силу усмирить такие стихии, а оказывается и кузница у него была в советское время, но трудно тогда было с металлом.

Многообразно талантливый, наделенный богатырской статью и неуемной энергией, он много сделал для нашего города. Всю свою жизнь тесно связал с культурой города. В конце 50-х годов  организовал литературную студию, которую посещали, в основном,  дети. Среди них были и Семен Перцовский, Юлия Булгакова (Титкова), Нина Елецкая (Лисионкова), которые со временем  стали известными в городе журналистами. Писал киносценарии документальных фильмов, которые с большим успехом в 60-70- годы снимал В. В. Кужелев.

Но, прежде всего, Лебединец, конечно, скульптор. Известен его памятник Ивану Федосеевичу Быкову в поселке Сиротино. Скульптура представляет собой   композицию в виде самолетного крыла с горельефом  Ивана Быкова.

Портрет выполнен в летном шлеме, с взглядом устремленным в небо. Внизу композиции – фигура, символизирующая взрыв. 

Бюст Прокофьева, украшающий вестибюль музыкального училища,  притягивает взгляд каждого зрителя: свободная, выразительная пластика, образная и психологическая содержательность   воплощают гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнутое духом деятельной энергии композитора. Василий Антонович использует в своей работе инновационные  методы: специальная технология, новые материалы. Полимер — бетон использован в Памятном знаке  казачеству.

Величаво спокойный, но всегда уверенный в себе Василий Антонович  Лебединец живет по закону гармонии и красоты. Его многогранный талант помог реализовать себя в нескольких творческих профессиях. И сейчас  он деятелен и молод душой, пишет роман, руководит мастерской и  думает о будущем. И не зря, когда его спрашивают о возрасте, он отвечает: «30, а 50 я отложил как материал для будущих творческих работ».

Будем ждать в его юбилейный год новых творческих работ.

Татьяна Забирко

  • Скульптор Лебединец В. А.

Последние комментарии