Место нахождения: проспект Советский
Дата установки: 1957 г.
Скульптор: Мытищинский завод художественного литья
Гоголь Николай Васильевич (1809 — 52), русский и украинский писатель.
Литературную известность Гоголю принёс сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Повести из сборника «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя.
Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротеск, начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (пост. 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира.
В поэме-романе «Мёртвые души» (1 том — 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. В 1852 Гоголь сжёг рукопись 2-го тома «Мёртвых душ».
Гоголь оказал решающее влияние на развитие критического реализма, утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.
К памятнику Гоголю, который является центром сквера, лучше всего приходить осенью, когда в багрянец одеваются клены. Тогда загадочное звучание скульптуры сливается с мелодией города и грустным настроением человека.
Нет ложного величия и патетики. Несколько театральная худая фигура, задрапированная в плащ. Левой рукой высоко поддерживает полу плаща, складки которого напоминают римскую тогу, правая рука слегка поднимает подол плаща, как, если бы человек хотел переступить лужу, и не запачкать края одежды. Правая нога слегка согнута. Но шага не сделал: мысль посетила.
Памятник наделен чертами жанровости и интимности, представив Гоголя в одиноком раздумье. Удачно использовано пространство: зрителю диктуется необходимость кругового обхода, в процесс которого нам последовательно являются грани характера модели. С анфаса, подойдя вплотную, – невычурность позы, словно под влиянием внезапной мысли, зовущей к обдумыванию, сосредоточенность раздумья с некоторым оттенком меланхолической угрюмости.
Обходишь памятник по часовой стрелке дальше – ссутулившийся грустный романтик. А со спины чувствуешь движение, которым он откинул небрежно пелерину своего плаща. В полупрофиль, – перед нами Гоголь - актер, напоминающий Цезаря на последнем в его жизни заседании Сената. Пока не видно печати скорби, усталости. Не чувствуется величия и монументальности.
Бронзовая фигура на высоком постаменте из плит красного гранита хорошо читается на фоне неба. А отойдя на значительное расстояние - на фоне здания городского ДК.
8 радиусов дорожек сходятся в центре заасфальтированной площадки. По окружности располагаются скамейки.
В сквере днем гуляют мамы и бабушки с младенцами, играют дети, вечером встречаются влюбленные и любители пива, «тусуется» молодежь.
Гоголь с удивительной легкостью вписался в городскую среду. Это не печальный Гоголь в последний период жизни, когда писатель окончательно утратил веру в себя и в свое творчество. Памятник проникнут осознанием исканий писателя. Изображено состояние задумчивости, размышления и устремления к новой работе. «Скучно на этом свете, господа!», а придумаю-ка я что-нибудь еще: что-то вроде поэмы… стали приближаться такие года, когда сам собой приходит запрос всякому поступку: зачем и для чего его делаешь? Я увидел, что в сочинениях моих смеюсь даром, напрасно, сам не зная, зачем. Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего».
Установка этого памятника на площади, при входе в небольшой сквер, самый удачный пример создания микроансамбля в нашем городе. Созданный в масштабах, соразмерных человеку, он образует как бы участок особой, художественной, интеллектуальной среды в шумной и суетной городской обстановке. Продуманный по композиции, отточенный по форме, этот памятник принадлежит к числу лучших памятников города.
Татьяна Забирко
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Отличная статья! Браво
Отличная статья!
Браво автору!