Отсрочка приговора

 

Правительство затягивает решение одной из наиболее серьезных проблем в украинской энергетике, связанной с устаревшими ТЭЦ

Минэнергоугля 19 июля решило создать рабочую группу по подготовке технико-экономических предложений относительно функционирования Зуевской и Лисичанской ТЭЦ. Предполагается, что в дальнейшем эти инициативы могут использоваться для остальных ТЭЦ с изношенными производственными мощностями и критическим финансовым положением. Назначенный руководителем группы советник главы Минэнергоугля Владимир Лучников, много лет курирующий электроэнергетику в должности заместителя министра, очень хорошо знает ситуацию с ТЭЦ. Ранее он неоднократно высказывал свое мнение по данному вопросу на коллегиях ведомства.

Вместе с тем, учитывая, что в состав группы включены 33 эксперта, быстрого выхода на согласованную позицию по данному вопросу ожидать не приходится.

Финансовые проблемы украинских ТЭЦ, оснащенных газомазутными энергоблоками, начались в 2006 г. — после того, как импортный природный газ для Украины подорожал с $50 до $95 за 1 тыс куб м. Далее цена топлива только увеличивалась: в 2007 г. — $130/тыс куб м, 2008 г. — $179.5/тыс куб м, 2009 г. — $223/тыс куб м и в 2010 г. — $286/тыс куб м в среднем за год.

Это сделало нерентабельным использование природного газа для выработки тепло- и электроэнергии. Но по э/э разницу между себестоимостью и отпускной ценой оптового рынка удается покрывать за счет перекрестного субсидирования остальными видами генерации, производящими более дешевую э/э.

А вот при выработке тепловой энергии в условиях искусственного сдерживания тарифов ЖКХ местными властями в 2005-2009 гг. ТЭЦ получили значительные убытки. Например, чистый убыток Херсонской ТЭЦ в 2009 г. составил 31.98 млн грн, Одесской ТЭЦ — 12.44 млн грн, Днепродзержинской ТЭЦ — 6.61 млн грн, Харьковской ТЭЦ-5 — 136.99 млн грн, что является абсолютным отрицательным результатом среди ТЭЦ за данный период.

Исключением стала разве что относительно новая Дарницкая ТЭЦ, получившая чистую прибыль 7.59 млн грн. Что же касается столичных ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, их убытки покрывались (хотя и с трудом, вплоть до отключения ПАО "Киевэнерго" от газоснабжения) из местного бюджета, который для этого брал банковские кредиты, навешивая на себя дополнительную долговую нагрузку.

В этих условиях тогдашнее руководство Минтопэнерго приняло "соломоново решение": дабы "Нафтогаз" не терроризировал неплатежеспособные ТЭЦ, их ему и передали на баланс от НАК "Энергетическая компания Украины".

Это было сделано незадолго до начала очередного отопительного сезона, 7 октября 2009 г. В соответствии с постановлением КМ №1060, в управление "Нафтогаза" перешли Днепродзержинская, Херсонская, Одесская, Криворожская, Николаевская, Лисичанская, Зуевская, Севастопольская ТЭЦ и Харьковская ТЭЦ-5.

Это не решало проблему убыточного производства на указанных предприятиях. Зато был снят вопрос ресурсного обеспечения — уж своих "Нафтогаз" в любом случае отключать не станет и отопительный сезон, таким образом, не будет сорван.

Правда, в 2010 г. благодаря повышению тарифов на отопление и горячую воду финансовое положение ряда ТЭЦ улучшилось. Так, Харьковская ТЭЦ-5 и Днепродзержинская ТЭЦ задекларировали чистую прибыль в размере соответственно 17.19 млн и 4.79 млн грн.

А Черкасская и Белоцерковская ТЭЦ увеличили чистую прибыль по сравнению с предыдущим периодом соответственно с 4 тыс до 165.7 тыс грн и с 0.72 млн до 1.94 млн грн. Кроме того, в 2010 г. сократила чистый убыток Херсонская ТЭЦ — до 23.42 млн грн. На этом фоне исключением стала разве что Одесская ТЭЦ, увеличившая убыток до 23.16 млн грн.

В текущем году часть ТЭЦ, переданных "Нафтогазу", продолжает оставаться на "плаву". Так, по итогам января-июня 2011 г. Днепродзержинская ТЭЦ увеличила чистую прибыль на 1.13% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., до 12.85 млн грн, а Одесская — показала чистую прибыль 274 тыс грн против убытка 28.47 млн грн в I полугодии 2010 г.

В то же время Харьковская ТЭЦ-5 сократила чистую прибыль с 38.38 млн до 16.6 млн грн, а Херсонская ТЭЦ нарастила убыток с 0.67 млн до 6.23 млн грн. Это лишний раз доказывает, что повышение тарифов ЖКХ не является универсальным лекарством от всех болезней украинских ТЭЦ.

Варианты решения

Цена на российский газ продолжает увеличиваться, а тарифы ЖКХ не могут расти бесконечно на фоне низкой платежеспособности большинства населения. В этой связи наиболее рациональным представляется подход, с которым к решению проблемы подошли в Северодонецке.

Там сессия горсовета в июне т.г. утвердила программу энергоэффективности, предусматривающуюпроведение в 2011-2015 гг. модернизации Северодонецкой ТЭЦ с переводом ее на использование угольного топлива. Это позволит удешевить вырабатываемую электрическую и тепловую энергию, хотя реализация программы, безусловно, требует затрат, и их придется возмещать за счет тарифной составляющей.

В ином случае остается принять точку зрения тех экспертов, которые утверждают, что эпоха ТЭЦ ушла в прошлое вместе с дешевым газом. Они предлагают заменить ТЭЦ небольшими автономными котельными на угле для снабжения теплом и горячей водой бытовых потребителей. А недостающие объемы э/э будут успешно компенсироваться за счет более полной загрузки тепловой и атомной генерации.

Собственно, так ранее и было решено поступить с Зуевской ТЭЦ, давшей первый пар и э/э еще в 1931 г. и с тех пор полностью отработавшей свой ресурс. В настоящее время программу по ее выводу из эксплуатации можно считать выполненной на 60%.

Так, в городе энергетиков Зугрэс уже построены 6 из 9 локальных котельных для обеспечения местных жителей теплом и горячей водой. Ввод 3 оставшихся объектов сорван из-за отсутствия финансирования. По этой же причине нет подводки инженерных коммуникаций к новым котельным.

А без этого останавливать Зуевскую ТЭЦ нельзя — без тепла и горячей воды останется целый город, пусть и не очень большой. Тем не менее, еще в 2009 г. часть оборудования ТЭЦ уже была выведена из эксплуатации. При этом установленная электрическая мощность уменьшилась с 18 до 12 МВт, тепловая — с 180 до 70 Гкалч.

Что же касается Лисичанской ТЭЦ, то там ситуация специфическая и находится явно вне компетенции Минэнергоугля. Так, 95% пара, вырабатываемого на данной ТЭЦ, используется для нужд ОАО "Лисичанская сода".

Сейчас это предприятие простаивает, и вокруг него ведутся многоходовые комбинации с участием целого ряда заинтересованных сторон. Поэтому, пока не решится вопрос с эффективными собственниками, способными обеспечить загрузку мощностей завода, решить проблемные задачи местной ТЭЦ не представляется возможным.

При этом следует отметить, что ТЭЦ является украинским госпредприятием, а содовый завод — акционерным обществом, в настоящее время подконтрольным ЗАО "Русская содовая компания" (РФ). Но, по сути, теплоэлектроцентраль в Лисичанске является частью заводской технологической линии.

Эксперт энергетических программ Центра им.Разумкова Владимир Омельченко в комментарии "ЭнергоБизнесу" отметил, что в настоящее время правительство не способно решить проблему модернизации украинских ТЭЦ за счет государственных инвестиций.

"Привлечь необходимые средства для этой цели можно только путем приватизации ТЭЦ", — сказал он. При этом В.Омельченко подчеркнул, что инвесторы на ТЭЦ могут прийти только в условиях прозрачного и рыночного формирования тарифов в сфере ЖКХ.

Также представитель Центра им.Разумкова высказал мнение, что действующие тарифы атомной генерации являются искусственно заниженными, поскольку в них не включен ряд расходных составляющих. "Но планируется большая программа повышения безопасности АЭС, она будет финансироваться за счет тарифа, и это сделает тарифы ТЭЦ на э/э более конкурентными", — прогнозирует он.

Источник: UA Energy 

Последние комментарии