Сегодняшняя ситуация на Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе близка к трагической. Как известно, 1 марта предприятие остановлено на внеплановый ремонт на неопределенный срок. Через две недели — 15 марта — прекратила работу последняя из действовавших в нефтеперерабатывающей цепочке установок. По сути, сегодня «ЛИНИК» — самый молодой и технически оснащенный НПЗ в Украине — стоит.
Пока люди продолжают работать и получать зарплату, однако их рабочее время, а соответственно и размер оплаты, сокращены. О своем будущем они могут только гадать, ведь найти работу в Лисичанске — некогда одном из основных промышленных центров региона — сегодня практически невозможно.
Говорят, спасение утопающих — дело их же рук. Верна ли в данном случае известная фраза? И каковы реальные перспективы предприятия, уже месяц пребывающего «в коматозе»? Об этом «ОстроВ» беседует с работниками Лисичанского НПЗ.
«С закрытием предприятия город просто «умрет»
Нам удалось связаться с председателем профсоюзного комитета ЧАО «ЛИНИК» Владимиром Скакуном и задать ему несколько вопросов.
— Владимир Николаевич, каковы сегодняшние настроения на предприятии?
— Конечно, не радужные. Сегодня можно смело говорить о том, что завод стоит. Поставки нефти прекращены с 1 марта, а 15-го остановлена последняя из установок, работавших в нефтеперерабатывающей цепочке, — установка гидроочистки дизтоплива.
Сейчас люди работают четыре дня в неделю. И, соответственно, получают заработную плату за фактически отработанное время, т.е. 80% от той, что была. В перспективе у нас — отпуска без содержания, а у завода — отток квалифицированных кадров. Какое уж тут настроение?
— Как остановка «ЛИНИКА» может сказаться на ситуации в регионе?
— После остановки «Лисичансксоды», ТЭЦ, завода «Пролетарий», большинства шахт (более-менее «дышат» только две из них) работы в Лисичанске практически не осталось. А с закрытием нашего предприятия город просто «умрет». Ведь с НПЗ связано более 20 тысяч человек — работники завода, подрядных организаций и члены их семей. Над ними нависла угроза потери работы и средств к существованию. Всего же в Лисичанске проживает около 100 тысяч человек — каждый пятый так или иначе задействован на нашем заводе. По сути, это градообразующее предприятие.
Я уж не говорю о том, что «ЛИНИК» обеспечивал 10% ВВП Луганской области. В результате его остановки бюджеты Украины, области и города недополучат минимум 3 млрд. грн. в год. А значит, под угрозой оказывается реализация социальных и благотворительных программ в регионе и, соответственно, социальная стабильность. Так что, куда ни кинь…
— Собственники предприятия называют причиной его остановки капитальный ремонт. Но истинная причина, видимо, в другом?
— Версия о начале капитального ремонта — это прикрытие. Какой капитальный ремонт своими силами, без участия подрядчиков? Это смешно. Для капремонтов мы раньше привлекали до двух тысяч подрядчиков. Сейчас на заводе нет ни одного.
Истинная причина остановки завода — убыточность нефтепереработки в Украине. Этому послужил стремительный рост импорта нефтепродуктов в страну, их несоразмерное ценовое преимущество перед продукцией отечественных НПЗ, в том числе и лисичанского. К примеру, ввозимые из Беларуси бензин и дизельное топливо сейчас стоят значительно дешевле, чем те, которые выпускал наш завод.
Компания «ТНК-ВР Коммерс», которой принадлежит предприятие, завершила 2011 год с убытками в 23 млн. долларов. 2010 год был еще плачевнее: чистый консолидированный убыток компании от деятельности в Украине составил 68 млн. долларов. Разве будет частник продолжать работу при таких обстоятельствах? Компания не «запустит» завод до тех пор, пока ситуация не изменится.
— Что делается для того, чтобы ее изменить?
— Мы уже подготовили обращение на имя Президента Украины, сейчас под ним подписываются заводчане, ветераны, подрядчики, жители города. Планируем собрать более четырёх тысяч подписей. Копии будут направлены Премьер-министру Украины Николаю Азарову и министру энергетики и угольной промышленности Юрию Бойко.
Мы просим представителей власти максимально поспособствовать введению необходимых защитных механизмов, которые уравняют условия для украинских и зарубежных производителей нефтепродуктов. А значит — позволят сохранить отечественные нефтеперерабатывающие предприятия и восстановить в ближайшее время стабильную работу Лисичанского НПЗ.
Обращались и к городскому голове Лисичанска Сергею Дунаеву, в результате чего вопрос будущего нашего предприятия рассматривался на последней сессии городского совета 29 марта. Депутаты приняли решение направить обращения в адрес Президента, Премьер-министра и министра энергетики и угольной промышленности с просьбой возобновить работу завода и сохранить рабочие места. Они ведь прекрасно понимают, что сообща мы должны защитить не только «ЛИНИК», но и будущее Лисичанска. Об этом свидетельствует и недавняя встреча нашего мэра с президентом и главным управляющим директором «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро и генеральным директором ЧАО «ЛИНИК» Константином Гусаровым. Сергей Владимирович на ней пообещал оказывать руководству предприятия всемерную помощь, необходимую для нормализации работы завода.
Так что сегодня наша судьба целиком и полностью зависит от правительства. Если оно примет меры по защите отечественного производителя нефтепродуктов и соответствующие законы, мы будем работать — а значит, и нормально жить. Если же этого не случится…
В качестве ремарки добавим: судьбой ЛНПЗ озабочены и в Федерации профсоюзов Луганской области. По словам заместителя председателя Федерации Михаила Погуляйко, этот вопрос рассмотрен на заседании территориального трехстороннего совета по социально-экономическим вопросам, в состав которого входят представители администрации, работодателя и Федерации профсоюзов Украины. По итогам направлено обращение в адрес Президента Украины с просьбой о сохранении местных товаропроизводителей Луганской области — завода «Пролетарий», рубежанской «Зари» и ЧАО «ЛИНИК».
«Выбились в лидеры — и этим себя «угробили»
А вот картинка происходящего глазами одного из работников завода, попросившего не называть его фамилии, дабы «не выносить сор из избы».
— Мы, в принципе, сейчас уже плотно стоим. В работе находится только одна установка полипропилена. Пока работаем на привозном сырье — точнее, дорабатываем. Его хватит ориентировочно до середины апреля. Сырье закончится, и дальше — все, весь завод стоит.
— Но ведь люди продолжают ходить на работу. Чем же они занимаются?
— Все переведены на «четырехдневку». По обслуживанию действующей установки работает только часть персонала. Остальные установки — и первичной, и вторичной переработки нефти — стоят. Люди выходят на работу с утра, но работы по профилю уже нет.
Технический персонал, который должен заниматься процессом нефтепереработки, занимается, в основном, ремонтными работами. Пытаемся своими силами проводить на заводе какой-то незапланированный ремонт. Плановый у нас обычно проводился летом. Но кто знает, «доживем» ли до лета? Подрядчиков как таковых нет, договора по многим видам работ расторгнуты, деньги ведь не выделяются. Так что ремонт сейчас делаем своими силами.
— Что обещает руководство, каковы ваши перспективы?
— В перспективе у нас — бесплатные отпуска, всем придется «отгулять» по 15 дней. Процесс уже запущен — первые работники отправлены в отпуска уже с 1 апреля. По закону, мы должны «отгулять» их в течение года. Так что разбивают по 2-3 дня — по-разному, у кого как получается, составляются определенные графики.
Люди, конечно, растеряны, многие даже в панике. Ведь если последуют массовые увольнения, что, скорее всего, и произойдет, большинству просто некуда будет идти, нечем кормить семьи.
Что же касается перспектив глобальных, то они пока туманны. Почему — в общем, понятно. К примеру, речь шла о том, что при поставке миллиона тонн нефти в год нашему заводу, возможно, будет снят НДС. Этот вопрос сейчас находится на обсуждении. Но дай нам нефть — сейчас же «закричат», к примеру, Одесский или Кременчугский заводы: мы находимся в такой же ситуации, почему преференции только для «ЛИНИКа»?
Или второй момент: в правительстве говорят о том, чтобы закрыть квоты на ввоз импортных светлых нефтепродуктов. Но для этого необходимо иметь четкое представление о работе украинских заводов, о возможности обеспечения необходимым количеством светлых нефтепродуктов внутри страны. Те руководители компаний, которые сегодня работают на внутреннем рынке, не могут стопроцентно гарантировать: да, мы это обеспечим. Соответственно квоты на ввоз импортных нефтепродуктов не снимают. Если это произойдет, та же Белоруссия непременно возмутится: почему вы закрыли квоту нам? А свою нефть нам невыгодно перерабатывать, потому что предприятие получается убыточным. Такой вот замкнутый круг.
— Почему так получается?
— На мой взгляд, это своеобразный вариант «горя от ума». Украине еще на год продлили сертификат «Евро-2» из-за того, что наши заводы не готовы выпускать нефтепродукты более высокого качества. Лисичанский НПЗ выпускал их класса «Евро-4». Но себестоимость таких нефтепродуктов гораздо выше, чем «Евро-2», и продавать их внутри страны по более высокой цене невыгодно — неходовой товар. Завезти его, к примеру, из Белоруссии, наверное, получается все-таки дешевле. Получается, что мы выбились в лидеры — и этим сами себя «угробили».
«Вопрос требует «временного периода»
Такой вот «взгляд изнутри». А что «снаружи»? Понимают ли представители власти серьезность последствий окончательной «смерти» лисичанского предприятия — и для региона, и для страны?
Об этом говорил, в частности, председатель депутатской фракции ПР в Верховной Раде Украины, председатель Луганской областной организации ПР Александр Ефремов на состоявшейся 26 марта в Луганске пресс-конференции.
По его словам, правительство пока не готово ввести квоты на поставку светлых нефтепродуктов для Лисичанского НПЗ.
«У меня лежит письмо собственников НПЗ, где они информируют меня о приостановке деятельности данного предприятия. Они пишут, что это произошло в связи с плановым капитальным ремонтом. Думаю, что коллеги немножко лукавят: капремонт обычно делается не в период посевной кампании, а летом. Я достаточно долго работаю, чтобы этого не знать», — сказал А. Ефремов.
По его словам, собственники предприятия обратились и к Премьер-министру Николаю Азарову.
«Они с ним договорились, что на миллион тонн поставки нефти будет снят НДС под работу данного предприятия. Премьер-министр после этого позвонил мне и попросил, чтобы мы отработали данный законопроект. Но при его отработке возник целый ряд вопросов, и не только технических… Миллион тонн — не тот объем нефти, который позволит предприятию работать целый год. Запустить предприятие, а потом через какое-то время остановиться — никуда не годится.
И потом, если мы дадим преференции одному предприятию, завтра, к примеру, на Одесском НПЗ неминуемо возникнет вопрос: почему мы находимся в других условиях? Вопрос в нашей стране необходимо решать системно», — убежден Александр Ефремов.
По мнению нардепа, один из вариантов решения проблемы — ввод квоты на поставку светлых нефтепродуктов.
«Но тогда возникает вопрос: в состоянии ли будут собственники НПЗ в этих условиях удержать систему поставки нефти на свои предприятия и могут ли они дать гарантии правительству, что сделают это? Насколько я понимаю, собственники не дают такой гарантии… С другой стороны, введение квот сразу же коснется и Белоруссии, в результате чего последуют ответные действия ее правительства.
Вопрос настолько многогранный, что он требует какого-то временного периода на свою отработку. Поручения Премьер-министра по данному вопросу есть. Выполнить его за два дня было невозможно — нас бы сразу обвинили, что мы какие-то деньги пытаемся "отмыть" (чего нет в природе).
Эти поручения сегодня находятся на отработке у специалистов, я надеюсь, что через две недели нам дадут какие-то предложения, и мы решим данный вопрос», — подытожил Александр Ефремов.
Между небом и землей
Работникам Лисичанского НПЗ, оставшимся «между небом и землей», остается ждать результатов. Ведь закрытие «ЛИНИКа» больнее всего ударит именно по ним. Собственники предприятия, скорее всего, переживут его достаточно легко. Они уже вовсю строят планы на будущее, хотят сосредоточиться на обеспечении импортными нефтепродуктами собственной сети автозаправочных станций в Украине.
«В Украине у нас не только Лисичанский НПЗ, но и крупная сбытовая сеть, ряд контрактов на оптовые поставки. Нам нужно выполнять свои обязательства и обеспечивать собственные АЗС. Приобретать дополнительные объемы в Украине очень сложно, практически все они распределены. Поэтому ТНК-BP становится импортером, по крайней мере, на время ремонтных работ на «ЛИНИКе». Нашим основным поставщиком станет Мозырский НПЗ, также мы можем поставлять некоторые объемы из Литвы и Румынии», — рассказал главный управляющий директор «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимиро на встрече с городским головой Лисичанска Сергеем Дунаевым.
Впрочем, собственник не исключает и возможности в дальнейшем вернуться к производству нефтепродуктов на «ЛИНИКе». Это произойдет в том случае, если власти все-таки найдут способы поддержать украинскую нефтепереработку. В качестве вариантов тот же Дидье Казимиро ранее называл отмену НДС по всей цепочке (на нефть и нефтепродукты), установление временных квот на ввоз моторных топлив в Украину, а также увеличение в рамках договора с ВТО связных ставок с действующих 5% (бензин) и 2% (дизель) до 15% и 10% соответственно и обеспечение стабильности толлинговых операций для НПЗ. Отдельным пунктом в предложениях собственников значилось введение заградительных пошлин на нефтепродукты, чтобы исключить демпинговые поставки из других стран (в основном Беларуси и России).
Пока в правительстве думают, «между небом и землей» «висит», по сути, не одно лисичанское предприятие. Многочисленные эксперты едины во мнении: если не принять срочные меры, в перспективе могут полностью остановиться все украинские НПЗ — отечественная нефтепереработка погибнет.
Сегодня еще есть шанс на ее возрождение. И даже маленький повод для оптимизма: еще в начале февраля начальник управления экономики Одесской облгосадминистрации Олег Муратов анонсировал возможный запуск до конца первого квартала 2012 г. Одесского НПЗ, принадлежащего российской компании «Лукойл». Предприятие простаивает с октября 2010 г. из-за низкой эффективности работы и изменения схемы поставок нефти. По словам, чиновника, его возможный запуск связан с поручением президента Виктора Януковича.
«Встанет» ли лисичанский «ЛИНИК»? Возможно. Если «интенсивная терапия» все-таки начнется и «реаниматологи» из Верховной Рады не растянут «временной период» слишком надолго. Пока в Лисичанске живут надеждой.
Марина Савинова, «ОстроВ», г. Луганск
- Войдите на сайт для отправки комментариев
У нас вся страна Лисичанская
У нас вся страна Лисичанская НПЗ. Нас свами люди продали за грош. Остались одни менты продажные и олигархи толстые
...Для капремонтов мы раньше
...Для капремонтов мы раньше привлекали до двух тысяч подрядчиков. Сейчас на заводе нет ни одного.
- Блеф !!!
Я в данный момент езжу туда каждый день в виде подрядчика, по ремонту
БК фронтовых экранов ...
Я как работник Лисичанского
Я как работник Лисичанского НПЗ и как раз сидящий в бесплатном отпуске заявляю однозначно - нужна революция !!! Слишком много у власти сидят зажравшихся. И это не только моё мнение. И кстати о бесплатных отпусках - по законодательству это 15 КАЛЕНДАРНЫХ дней ,а у нас на заводе заставляют брать по 15 РАБОЧИХ. И теперь простой подсчёт - поскольку на заводе 4-х дневка ,вот и считаются рабочими 4 дня в неделю. Итого 15 бесплатных РАБОЧИХ дней это календарный МЕСЯЦ БЕЗ ЗАРПЛАТЫ !!!
Надежды, пожалуй, маловато...
Надежды, пожалуй, маловато...