Продолжение серии статей "ГОРОД БОРОВСКОЙ" (начало смотрите).
После Булавинского восстания, Боровской, как и все другие городки выше Лугана, был сожжён. Однако вскоре, для прикрытия бродов на новых дорогах, в Боровском как и на местах Ново- и Староайдарского, Краснянского, Сухаревского и других городковпоселили однодворцев - сословие, сформировавшееся в начале XVIIIв. после создания регулярной армии. Происходили они из потомков служилых людей, главным образом казаков и боярских детей, которые несли сторожевую и дозорную службу на южной границе. В число однодворцев в XVII—XVIII веках попали даже обедневшие потомки старинных дворянских родов, имевшие дворянские грамоты. Но при Петре I некоторые из них, чтобы избежать обязательной службы, сознательно записывались в однодворцы. Однодворцами становились и городовые казаки, несшие сторожевую и станичную службу в пограничных городах. Обычно это были природные казаки, хорошо знавшие особенности пограничной службы в поле. Причём, многие из них приходили на городовую службу с Дона и донецких городков. Получив землю, а также купивеё, бывшие служилые, как и все однодворцы селились на южных окраинах государства не сплошным поселением, а одним двором (отсюда – однодворцы).
На фото: Фрагмент ревизской сказки 1835 года. Однодворцы. (Петр Фидот Фидосеев - предок автора).
Однодворцы платили подушную податьи четырёхгривенный оброк, хотя в остальном имели практически такие же права что и дворяне (в частности могли иметь крепостных, но фактически лишь единицы пользовались этим правом). По сути же однодворцы были крестьяне и всей семьёй обрабатывали свою землю.
В случае набегов татар однодворцыбыстро и умело объединялись в полки, чему способствовала их военная подготовка.Однодворцы формировали ландмилицию, (пограничные войска) выполнявшую функции однодворческой пограничной стражи. Обязательной была и служба в армии . Так, из трёх сыновей в семье однодворца в рекруты брали двоих, а одного оставляли для поддержания хозяйства. Служили однодворцы по пятнадцать лет, причём первый воинский чин унтер-офицера они могли получить уже через пять лет.Впредь однодворцев стали определять на службу в гусарские и ландмилицейские полки, что и определило впоследствии их специфические традиции и обычаи.
Среди селившихся на боровских землях однодворцев по всей видимости значительная часть была из казаков, уцелевших или помилованных после Булавинского восстания. На это мысль, наводит сказанное у православного историка XIXвека Филарета, автора «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Во фрагменте, посвящённом Боровскому он пишет о «старом кладбище на месте городка, где Донец в полую воду вымывает кости покойников. Благоговение жителей к святости прежнего места и уважение к могилам предков долгое время ежегодно вызывали жителей новой слободы – с крёстным ходом посещать старую родину и творить там поминовение об усопших».
Вот так! Были бы эти могилы чужими, новые насельники Боровского и их потомки не ходили бы туда с крестным ходом вплоть до начала ХХ века. Видно, древняя боровская земля, впитавшая кровь и пот наших славных казачьих предков, имеет особую силу притяжения и возрождения из пепла….
Попервах возвращавшиеся на свои земли казаки, предпочитали избегать регистрации и скрывали собственные прозвища, дабы не быть узнанными властями. Для этого они использовали малороссийские, принесенные с соседних земель слободского казачества. Позже, когда опасность наказания миновала, казаки вернули старые прозвища, а новые так и остались за многими как родовые, передающиеся, как правило, по основной линии рода.
Нелегка была жизнь казаков-однодворцев Боровского в XVIIIвеке. При постоянной угрозе нападения татар приходилось осваивать новый уклад жизни, развивать земледелие. А земель, пригодных для сельского хозяйства близ Боровского было немного. Поэтому пашня расширялась, за счёт леса, которого с каждым годом становилось всё меньше и меньше. Ведь он, лес, шёл не только на отопление, но ещё и на строительство изб и укреплений. А рядом, на бывших землях донских казаков, множились слòбоды и хутора переселенцев из Слобожанщины, и им также нужен был лес. Что же касается самого лучшего, борового леса – а это сосна и дуб, выросшие на песчаной почве, то его по приказу Петра заготавливали и отвозили телегами на воронежские судоверфи.
Пётр Iне был заинтересован в сохранении лесов Подонцовья, ибо в лесах могли найти себе убежище беглые и все, кто шёл противу закона, а главное против его, Царя – самодержца и императора.
Таким образом, земли отобранные у донских казаков заселялись слобожанами и казаками-однодворцами. При этом население бралось под контроль государства, чтобы взимать налоги и привлекать молодёжь к регулярной службе в армии нового порядка. В частности, как документ в Государственном историческом архиве Украины в Киеве имеются именные списки жителей Боровского мужского пола из переписных книг Бахмутской провинции от 1724 года по сбору подушных платежей на Новгородский кавалеристский полк.
Продолжение следует
- Войдите на сайт для отправки комментариев
"На карте России XVII века
"На карте России XVII века Боровской городок появился одновременно с Айдаром и Луганом." Комент: А сама Россия появилась через 100 лет, на карте – XVIІI века!!!
АВТОР:Боровской городок появился именно на карте России т.к. сама карта Яна Тессинга представляет Россию в 1699 г. т.е в последний год 17-го века)
Всевеликое, и не государство, т.к. термин, и непризнанное никем государство, возникли в 1918 году, авторство термина приписывают атаману Краснову и датируют 15.09.1918) никогда не выступало союзником Руси – понятно хотя бы потому, что появилось ВД не ранее середины XVI века, т.е. через 400 лет после того как в XII веке Русь распалась на множество отдельных княжеств, и через 300 лет после того как Русь добили монголы в XIII веке. Но и союзником Московии, а с 1721 года – России, ВД никогда не выступало, нет ни одного союзного договора на предмет этого, не потому, что они сгорели, как полагает автор, а по той причине, что российская власть никогда не считала ВД субъектом международного права.
АВТОР:По законам допетровской Руси Войско Донское считалось отдельным государством и все отношения с ним шли через Посольский приказ. Причём, дипломатия отношений между Русью и Доном в корне отличались от отношений с монархиями Европы и Турцией. России было удобно не признавать Земли Войска Донского своими, поскольку донцы, несмотря на официальный мир России с соседними государствами, использовали военные инициативы для военной экспансии и расширения границ русского мира в борьбе за территории Дикого Поля.
Из исторических источников следует, что русские цари начиная с Ивана Грозного постепенно «приручали» донцев, благодаря за службу русскому государству подарками и материальным вознаграждением. Постепенно Войско Донское становилось всё более зависимым от России государством, его доминионом. А после поражения Булавина неполная самостоятельность Войска Донского была вовсе утрачена. Петр I покорил донцев и заставил их покорно служить Царю. Казаки, таким образом, полностью утратили свою автономию.
Что же касается предков боровчан и других казаков, пошедших за Кондратием Булавиным, то они сохранив себя этнически, реестровыми казаками уже не были.
Более того, и во времена русского государства, и в период Советов к боровчанам было особое отношение следы которого заметны иной раз и сейчас. Мол, не такие они как все…А тогда какие же?...Да и чем каждый из нас лучше их?
"Их поколения как и боровчане устояли, и сохранили историческую память о своих предках, поселившихся первыми в Подонцовье и Донбассе вообще." Комент: Первые люди поселились в Подонцовье за 4-5 тысяч лет до этого. И т.д. и т.п.
АВТОР:Речь идёт о степной колонизации,о колонизации Дикого Поля, о которой писали отечественные историки и в частности Дмитрий Багалей. Почитайте его. Очень интересно.