Десять ответов на вопросы родителей дошкольников

Министерство образования Украины публикует на своей сайте информацию об изменениях в законодательстве об образовании. Публикуем ответы на наиболее распространенные вопросы родителей.

1. Принудительно никто не будет готовить детей старшего дошкольного возраста к школе.

Ст. 8 Закона Украины "О дошкольном образовании" предусмотрено, что семья обязана способствовать получению ребенком образования в дошкольных и других учебных заведениях или обеспечивать дошкольное образование в семье в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования. Родители должны быть информированы о возможных путях привлечения детей к получению дошкольного образования. В то же время местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления должны создать для этого необходимые условия.

Итак, две стороны одной очень важной: первая - ответственность, уверенность и желание родителей, вторая - ответственность государства за создание доступности и бесплатности дошкольного образования.

2. Обязательное дошкольное образование для детей старшего дошкольного возраста является необходимостью.

Вопрос относительно обязательности получения детьми старшего дошкольного возраста дошкольного образования назревал уже давно, потому что все (в первую очередь родители) понимали, что это является необходимостью. Ведь это, прежде всего, преимущества для ребенка. Посмотрим на это с разных позиций: "ребенок и коллектив" (умение согласовывать свои интересы с другими, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи, поддержки), "ребенок и социум" (умение общаться с другими людьми, находить правильное решение и выход из различных жизненных обстоятельств, желание для дальнейшего обучения в школе), "развитие ребенка" (осуществляет педагог, обладающий необходимыми знаниями и может обеспечивать полноценный комплексное развитие ребенка с учетом его индивидуального развития), "ребенок и будущее школьное обучение" (обеспечение равных условий для всех детей , физическая, психическая, нравственная, мотивационная, волевая, интеллектуальная готовность т.п.). И,  наверное, поэтому и процент охвата детей старшего дошкольного возраста дошкольным образованием ежегодно возрастал и в настоящее время составляет 93,5%.

В принятии такого решения есть преимущества и для родителей, так как они будут уверены, что их дети получат полноценное развитие, и что для этого будут созданы необходимые условия и предложены различные формы получения детьми дошкольного образования.

Кроме того, практика других стран свидетельствует о положительном опыте такой работы.

3. Никаких специальных программ, а тем более учебников, о которых часто упоминается в средствах массовой информации, для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста не требуется.

Образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста организуется в соответствии с требованиями базового компонента дошкольного образования, как государственного образовательного стандарта и программных требований.  

Дошкольное образование в рамках базового компонента осуществляется по Государственной базовой программе, которая является основной.

Дошкольные учебные заведения могут пользоваться и дополнительными программами, требования к которым определены письмом МОН от 27.05.2010 г. N 1/9-369 "О порядке разработки программ для дошкольных учебных заведений".

Перечень программ и изданий, рекомендованных для использования в работе в дошкольных учебных заведениях, ежегодно утверждается Министерством образования и науки Украины и публикуется в специализированных изданиях.

Действующие программы предусматривают задания по различным видам работы с детьми, в том числе познавательное, речевое, логико-математическое, художественно-эстетическое, физическое и социальное развитие детей.

4. Обязательность дошкольного образования для детей пятилетнего возраста не означает замену дошкольного образования на школьное обучение, дети не должны сесть за парты, как первоклассники в школе, учиться писать, читать и т.п.

Ведущей деятельностью в жизни ребенка дошкольного возраста остается игра, с помощью которой необходимо формировать у детей предпосылки учебной деятельности (соблюдение правил, умение сдерживать свои желания, если они противоречат правилам игры, обучение вести себя в коллективе и т.д.).

Организация занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных) не должны дублировать школьные уроки по формам проведения, содержанию задач, методам и приемам обучения, способам организации детей.

Одной из основных задач педагогических коллективов, работающих с детьми дошкольного возраста, будет создание развивающей среды для детей, что предполагает смещение акцентов с проблемы его дидактического обеспечения на создание благоприятного пространства для развертывания детьми активного, творческого поведения в специфических для возраста видах деятельности (игровой, познавательной, продуктивной, самостоятельной художественной деятельности, общении со взрослыми и сверстниками и т.д.) и соответственно организация работы с детьми в нем.

5. Детей старшего дошкольного возраста будут принимать в дошкольное учебное заведение в течение календарного года

Согласно Положению о дошкольном учебном заведении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.03.2003 г. N 305 прием детей в дошкольное учебное заведение осуществляется руководителем течение календарного года. И потому это не означает, что детям старшего дошкольного возраста необходимо посещать детский сад именно с 1 сентября. Родители должны выбрать и форму привлечения ребенка к дошкольному образованию и время, когда отдавать в детский сад, учитывая при этом различные факторы, в том числе и состояние здоровья ребенка.

6. Обязательность дошкольного образования не означает, что дети должны находиться в дошкольном учебном заведении каждый день и в течение дня.

Законом Украины "О дошкольном образовании" (ст.11) по желанию родителей или лиц, их заменяющих, в дошкольном учебном заведении может устанавливаться гибкий режим работы, предусматривающий организацию разной продолжительности дня пребывания детей, в том числе и кратковременного (на сегодня в Украине функционирует более 1 тыс. групп кратковременного пребывания).

7. Родители имеют право выбирать различные формы получения детьми дошкольного образования.

Оптимальный вариант, конечно, детский сад.

В случае его отсутствия открываются группы для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста, как на базе учебных заведений, так и  других помещений.

8. Никаких документов о получении детьми дошкольного образования не предусматривается.

Положением о дошкольном учебном заведении предусмотрен перечень документов, необходимых при приеме ребенка в дошкольное учебное заведение (заявление родителей или лиц, их заменяющих, медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, справка участкового врача об эпидемиологическом окружении, свидетельство о рождении).

Прием детей в первый класс осуществляется в соответствии с приказом Министерства от 07.04.2005р. N 204 "О приеме детей в 1 класс общеобразовательных учебных заведений", которым предусмотрено, что для зачисления ребенка в первый класс родителями или лицами, их заменяющими, подается на имя директора общеобразовательного учебного заведения копия свидетельства о рождении ребенка и медицинская справка установленного образца.

9. Работу с детьми старшего дошкольного возраста будут проводить педагогические работники, имеющие соответствующее педагогическое образование.

В дошкольных учебных заведениях с детьми старшего дошкольного возраста работают непосредственно воспитатели. Также - музыкальные руководители, инструкторы по физкультуре, практические психологи.

К работе с детьми, которые не посещают детские сады, должны привлекаться также и социальные педагоги, учителя школ.

10. Действия Министерства.

Совместно с Институтом инновационных технологий и содержания образования, Национальной Академией педагогических наук Украины Министерством образования будет разработан ориентир для педагогов и родителей по содержательного наполнения работы и ожидаемых достижений в развитии детей старшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации по вопросам преемственности в работе дошкольных учебных заведений и начальной школы.

С целью широкого обсуждения вопросов дошкольного образования пятого ноября этого года будет проведен I Всеукраинский съезд педагогических работников дошкольного образования.

По материалам МОН Украины

Больше информации на сайте "Окошечко" http://okoshechko.ucoz.org/

Последние комментарии