Безуспешная попытка конструктива. Как в Северодонецке пытались договориться активисты блокады и представители бизнеса

Безуспешная попытка конструктива. Как в Северодонецке пытались договориться активисты блокады и представители бизнеса

3 февраля спустя полторы недели после реального начала блокады временно оккупированных территорий, состоялся первый публичный диалог между сторонниками и противниками блокады. Найти точки соприкосновения пытались руководители блокады, бизнесмены и активисты. Власть не пришла.

Модератором встречи был замглавы Общественного совета при Луганской облгосадминистрации, бизнесмен Алексей Малеванец.

«Мое убеждение, что нам наконец-то нужно начать разговаривать в нашей стране. Очень много спекуляций. Я бы хотел, чтобы мы вышли отсюда с конкретным планом действий», — обратился к присутствующим Малеванец.

Увы, его призыв не был услышан. Стороны внимательно выслушали друг друга, потом поспорили, затем покричали, а в итоге каждый остался при своем мнении. Более того, большая часть представителей бизнеса, вместе с работниками своих предприятий ушла еще до завершения «круглого стола».

Логика блокады
 

По мнению замглавы штаба блокады Анатолия Виногородского, «все началось с того, что президент не выполнил закон, и не объявил военное положение». Теперь же, по мнению командира батальона «Донбасс», ответственность за происходящее в стране должны взять сами граждане.

Главный тезис Виногородского — блокада будет развиваться поступательно:

«Мы закроем все переходы, которые есть на линии фронта, а после этого начнем закрывать переходы, которые находятся в Харьковской области, в Сумской области. Все зависит от того, насколько нас поддержат люди».

Вместе с тем, коллективный страх жителей региона по поводу того, что через месяц на ТЭС закончится уголь, и все останутся без электроэнергии, Виногородский опроверг:

«Мы побывали на Луганской ТЭС, и заверили руководство предприятия, что не будем блокировать ветку, по которой к ним поступает уголь. Но мы будем выдвигать требование, чтобы к ТЭС подвели железнодорожную ветку. Граф Островский провел в Киев узкоколейку за 2 месяца. А у нас идет война уже 2,5 года, и ничего не сделано!»

Знак вопроса по-славянски
 

На круглом столе присутствовали руководители или представители таких предприятий, как «Заря», «Рубежанский картонно-тарный комбинат», Счастьинская и Славянская ТЭС.

На нынешнем своем этапе блокада может сказаться только на работе последнего предприятия.

«Вопрос по Славянской ТЭС остается открытым, — признал Виногородский. —  Потому что украинцы платят сумасшедшую цены за электроэнергии по формуле «Роттердам плюс», чтобы наши предприятия были независимы от угля с оккупированных территорий. Либо они считают тариф исходя из реальной цены угля, который получают. Либо они и дальше ставят тариф «Роттердам плюс», и тогда мы задаем вопрос: Какого хрена вы везете этот уголь с оккупированных территорий?»

Сейчас на Славянской ТЭС запасов угля осталось на 5-6 дней.

Одним из вариантов блокадники назвали модернизацию предприятия. «Как переоборудовать станцию под другой тип угля? Построить новую станцию», — отрезал руководителей одного из департаментов ТЭС.

В ответ блокадники привели пример Бурштинской ТЭС, которая, по их словам, переведена на антрацит всего за 3 месяца. «Это бред!» — отреагировал представитель Славянской ТЭС, и заверил, что переоборудование обойдется в миллиарды.

На реплику кого-то из присутствующих о том, что будет после отключения Славянской ТЭС, Виногородский ответил так:

«Они ее отключат однозначно! Это у них в планах записано, потому что это часть борьбы с освободительным движением! Они начнут веерные отключения, чтобы показать: Вы ничего не добьетесь!»

«Вы пособник!»
 

На работе других предприятий блокада пока не сказалась. Ключевое слово — пока.

Директор картонно-тарного комбината Геннадий Минин рассказал, что инвестор этого предприятия — британец, а торговля с Россией — неотъемлемая часть производственной цепочки, которая сформировалась еще до войны. «Лучше что-то делайте в центре [в Киеве]!», — призвал блокадников Минин.

«Мы перекроим ваши товары, которые идут на оккупированную территорию или на территорию страны-агрессора», — не стал скрывать экс-командир «Донбасс».

Бизнесмены попытались донести до экс-АТОшников свою позицию, которая сводилась к тому, что людям нужно работать, а что до торговли с оккупированными территориями или с Россией, то все происходит по закону.

— После малейших колебаний из нашего региона исчезнут остатки промышленности, — убежден коммерческий директор «Зари» Алексей Зуган.

—За 2,5 года вы должны были перенацелиться на другие рынки! Или закрыться. Потому что вы являетесь пособником оккупационного режима, — обвинил Зугана Виногородский.

В таком же конструктивном ключе «круглый стол» продолжался почти два часа. В результате, представители нескольких промышленных предприятий покинули встречу, рассудив, что это пустая трата времени.

Конструктив напоследок
 

По данным активистов блокады, сейчас на границе между РФ и оккупированной Луганщиной ведутся работы по прокладке высоковольтного кабеля и строится подстанция. Соответственно, если Луганск не будет зависеть от работы ТЭС в Счастье, то украинская часть области может остаться без электроэнергии.

Чтобы этого не произошло, предлагается подвести к Счастью железнодорожную ветку, которая свяжет город со свободной частью Украины. Также они высказали предложение позаботиться об альтернативных способах энергообеспечения для Луганщины. Всеобщее одобрение получило и предложение требовать приведение в нормальное состояние дорог.

Ключевой же компромисс, на который блокадники готовы пойти, Виногородский озвучил уже в самом конце «круглого стола», когда его заседание покинули добрых две трети присутствовавших.

«Если общественность считает, что будет правильно покупать уголь у оккупантов, деньги от продажи которого идет на уничтожение наших войск. Если общественность готова взять на себя ответственность — хорошо. Выделяйте контролеров, которые будут контролировать, что реально приходит в вагонах с углем. Потому что сейчас никто не контролирует, что везется в этом угле, и что везется в этих вагонах», — убежден экс-командир батальона «Донбасс».

Последние комментарии