Шахов и мат. Кто и как победил на выборах в Луганской области

Шахов и мат. Кто и как победил на выборах в Луганской области

Народным депутатом от шести прифронтовых и сельскохозяйственных районов Луганской области станет Сергей Шахов. Как происходили выборы, и почему они очень значимы для страны в целом — разбирался «Восточный фарватер».

Первые данные по явке в 114 округе Луганской области почти шокировали: 31,4% за первые четыре часа голосования! Это было значительно больше, чем в других шести округах, где вчера проходили выборы. Тенденция сохранилась: итоговая явка достигла 63%, это на 14% больше чем на Волыни, и почти в четыре раза больше, чем в Херсонской области.

Против высокой явки было все — аномальная жара, разочарование в политиках, усталость от выборов, сезон отпусков, «грязная» кампания, огромное количество кандидатов, но какое это имеет значение, когда в игру вступают деньги? С большой вероятностью можем предположить, что явку взвинтили те, кто пришел на выборы только потому что получил «хлеб», и после выборов рассчитывает еще и на «масло».

Если предварительные данные, которыми располагает «Восточный фарватер», верны, то первые три-четыре места заняли люди, промышлявшие скупкой голосов в промышленных масштабах. А первым к финишу пришел тот, кто убедил людей, что после выборов даст еще. Чтобы заставить людей клюнуть, в ход пошло даже документально подтвержденное обязательство благотворительного фонда выплачивать средства как только они будут появляться. Помните рекламу «пирамиды» Сергея Мавроди? «Я не халявщик, я партнер!» Люди почуствовали свой интерес, решили, что их не кинут, и проголосовали.

Комиссия

На пути к успеху кандидаты покупали всех — избирателей, членов участковых комиссий и членов окружкома. Замены членов участковых комиссий затягивались до последнего. И либо не проводились вообще, либо проводились в 20.00. На кого проводились — отдельный вопрос.

— Пишите протокол (пауза). Согласно положения замглавы должен писать протокол, — обращается глава комиссии к вновь прибывшей заместительнице.

— Угу, — выдавливает из себя заместитель, глаза которой выражает что-то между вселенской тоской и животным ужасом.

Впрочем, попытки нарушить процедуру, встречались на каждом шагу. Скажем, председателю комиссии в какой-то момент показалось, что сначала считать количество бюллетеней, а потом раскладывать их по кандидатам — нерационально. Ведь если сразу делать и то, и другое, то можно сэкономить время.

— Сразу смотрите, за кого проголосовали, чего по сто раз одно и тоже делать.

Попытку рационализаторства прервал международный наблюдатель, сославшись на норму закона, которая не допускает трактовок.

Пока члены комиссии растерянно переглядывались, глава комиссии сверилась с избирательным кодексом, и обнаружила, что бюллютени нужно сначала посчитать, а только потом раскладывать по кандидатам. Хотя процедура подсчета является настолько базовой, что ее знает каждый, кто присутствовал на участке после его закрытия в любой роли — члена комиссии, наблюдателя, журналиста…

Кандидаты обманули сами себя

Выборы стали игрой с нулевой суммой по эффективному инвестированию. Один из кандидатов проиграл выборы по этому округу в 2014 году. Решил, что работать нужно системнее: оставил на округе своих представителей, дарил школам ноутбуки, строил детские площадки. Словом, проводил классическую избирательную кампанию, но задолго до выборов. И проиграл. Боюсь представить, что сейчас говорит этот человек об избирателях.Неудачливому кандидату можно было бы искренне посочувствовать, если бы не тот факт, что он и сам действовал методом раздавай и властвуй (точнее: претендуй на властвование).

Ровно по тому же пути пошел и другой кандидат, с ура-патриотрической риторикой, но крепкими связями с Оппозиционным блоком. И еще один, у которого были блестящие стартовые позиции — просто ввиду политической принадлежности, но не было никакого желания работать «в поле».

Электорада

Избирательную систему в Украине можно сравнить с Олимпийскими играми, на которых был бы разрешен допинг. Чемпион в беге на сто метров давно выбежал бы из 9 секунд, но сколько бы в этом было заслуги личности, а сколько работы фармацевтов? Увы, мажоритарка превратилась в такой забег на короткую дистанцию (длинной всего-то в пару месяцев), в котором можно всё. В очень бедном и разочаровавшемся в своих поводырях обществе, демократия трансформируется в соревнования с неизбежными затратами, зато с хорошим призовым фондом.

(Здесь стоит сказать, что пропорциональная система ничуть не лучше, поскольку при ней покупались не голоса избирателей, а партийные лидеры; деньги шли на элитарную, а не на низовую коррупцию.)

На примере 114 округа хорошо видно, что период полураспада украинской локализации демократии, успешно завершен. На очереди — общество.

Что с этим можно сделать? Небанальных ответов не существует. Самый прямой путь — хоть раз посадить кандидата, скупающего голоса. Самый правильный — дать людям почувствовать себя людьми. На прифронтовых территориях это ощущается особенно остро. Экономический рост, уверенность в завтрашнем дне — всё это крайне важные элементы, но пока во главе угла не человек, а реализация задач государственной политики (которая даже не имеет вменяемых целей), ничего не изменится.

 

Источник: Восточный фарватер

Последние комментарии