Александр Моисеенко, инженер-механик, скульптор и волонтер: Просто я работаю МАГом

Александр Моисеенко, инженер-механик, скульптор и волонтер: Просто я работаю МАГом

Памятный знак, сделанный из осколков металла "Колокол войны", который сейчас стоит в Сумах, бал создан нашим северодонецким скульптором Александром Моисеенко. Ему посвятил статью Михаил Бублик на сайте Укринформ.

ПАВЛИН ИЗ ЛОЖЕК И ДРАКОН ИЗ БЕНЗОБАКОВ

О работах Александра Моисеенко я как-то упоминал - правда, вскользь и даже не зная имени автора. Просто скульптуры, установленные рядом с одной из стоматологических клиник, не могли не привлечь к себе внимания - и не заставить улыбнуться. Дракон с белоснежной улыбкой на всех трех… мордах. Роскошный павлин в натуральную величину. Бабочка в человеческий рост… И только на днях узнал, что его работа в стиле техно-арт - не самое главное в его сегодняшней жизни. Хотя разговор начался именно с его скульптур.

- Как родилась идея павлина… Смотрел я как-то на ложку - а она четко повторяла "глаз" на пере у павлина. "Павлин" - это полтора месяца работы и… свыше 12 тысяч точек сварки.

- Это лучшая ваша работа?

- Мне больше нравится "Змей Горыныч". Это - про меня. Такой же крикливый, добродушный, любитель выпить пивка... Мне нравится узнавание. Ему однажды кто-то оторвал среднюю голову; я поставил новую - а на той была оставлена надпись "Верховина". Специально - чтобы человек через двадцать, через тридцать лет мог привести внука и сказать ему: "А я ездил на мопеде с таким бензобаком".

Или… брюхо у Змея - бензобак от К-750. Лючок, который там открывается - я думал, как его: убирать, не убирать? И, в конце концов, сделал на этом месте медальон. Хотел корону на нем изобразить, но поскольку заказчик - стоматолог, он попросил, чтобы там был зуб. Ну, а на бляхе - мой ник: MAG. И как художника, и байкерский, а теперь еще и волонтерский мой ник - инициалы: Моисеенко Александр Григорьевич. Но МАГ еще и потому, что я из железяк могу вот такие вещи делать.

 Недавно там появились новые фигуры…

- Последняя - я еще в соцсетях подначивал: мол, укропы совсем оборзели - 300-милиметровые гаубицы прямо на улицах ставят, маскируя под урны. А рядом Попугай. Долго думал, кого из ложек смастерить - Птицу-Говоруна из "Тайны третьей планеты" (в мультфильме там перышки тоже такие крупные, похожие на ложки) - или это должна быть сова. Но заехал на металлолом и нашел штурвал. Штурвал - он от какой-то задвижки, но очень похож на корабельный. И сразу сложилось: будет пиратский попугай! И дальше обыграл - сундук с сокровищами, сабля. А вот сама тумба, на которой штурвал закреплен - это уже новые веяния. Гильза от 152-мм гаубицы. Война входит в каждый уголок нашей жизни.

- Что не мешает детям играться и с пушкой, и с попугаем.

- Чем мне нравится попугай, и еще бабочка: они не статичны. Зритель в этих композициях может участвовать. Я собирался установить их повыше, а мне говорят: ты ж сделай, чтобы ребенок мог зайти. А еще там камера слежения установлена, и когда какой-нибудь пьяненький начинает к этому штурвалу моститься, такие кадры получаются!.. "Скрытая камера" просто отдыхает. И бабочка: ты становишься впереди нее, закрываешь телом ее туловище - и уже сам получаешься бабочкой с крыльями.

ПОДАРОК ТУКЕ

Разговор происходил в мастерской у МАГа, которая расположилась в гаражном кооперативе на окраине Северодонецка. Собственно, это и были три гаража, соединенные в одно рабочее помещение.

- Все эти фигуры я делаю из того, что мне попадается. Я уже делал такие работы, а потом приехал хозяин этой стоматологии, Саня, и попросил: "Сделай мне что-нибудь". Не успел сделать динозавра, велоцираптора, как его у меня забрали. Только увидели - сразу купили. Сашка немножко обиделся, но я ему сказал: "Саня, я для тебя сделаю лучше". И сделал Змея-Горыныча. И если меня спросят, кто такой меценат, я отвечу: это - Саня. Мы с ним сошлись на том, что нам, как северодончанам, можно сделать маленький кусочек в городе, куда могут прийти киевляне или москвичи - и просто позавидуют.

В мастерскую заглянул кто-то из друзей Александра. "Валера-волонтер", - представил его хозяин. Валера буркнул: "Я не волонтер - я патриот Украины". И ушел, бросив подозрительный взгляд на фотоаппарат, болтавшийся у меня на груди. А наша беседа перетекла в другое русло.

- Говорят, вы какую-то свою работу подарили Туке. Расскажите.

- Могу даже показать. Вот такая же работа, чуть-чуть покрупнее. Такой же капкан. Единственное - здесь нет надписи. Смотрите, здесь, где рот - это охотничий капкан. Вот это - прицельные механизмы от гранатомета (нос); вот - хвостовики с 82-мм минометных мин, прилетевших с той стороны - глаза. А здесь - курок... Не люблю повторяться, поэтому эту работу сделаю по-другому. Наверное, добавлю сверху нимб из пистолетных гильз. Получится такой русский ангел. А на той работе вот здесь, внутри капкана было написано "ДНР/ЛНР". Название композиции: "Улыбка доброго соседа". Нам же сейчас, через Минские соглашения, пытаются всучить ЛНР/ДНР - эти "республики", которые прячутся в глотке у России… Они уже и для самой России как кость в горле, но если мы попробуем эту кость достать - пасть захлопнется. Ребята доработали подарок - сделали рамочку, разместили в ней фотографии разбитых домов Луганской области - и сверху надпись: "Улыбка доброго соседа". Внизу попросили меня подписаться.

-Что, не вы лично вручали ему подарок?

- Нет, приехали ребята из его охраны. Я им раньше переделывал пулеметы, еще кое-что. И они когда увидели: "Продай" - Зачем? - "Да мы "Первому" подарим". Они губернатора "Первым" зовут. Но, раз Тука, как и мы, был волонтером, я решил ему просто подарить… "Улыбку".

- Давно вы занимаетесь техно-артом?

- Полдетства я учился ломать - потом пришлось учиться ремонтировать. Потом выучился на техника-механика, пошел в армию. После армии закончил институт. На комбинате работал слесарем, потом мастером, дорос до механика цеха. Цех закрыли, а у меня уже появилась своя тема - ремонт мототехники. Занимался, в том числе, и тюнингом. Делал и трайки, и квадроциклы для трюков. Но потом началась война.

"Я ТАК ЇЇ, Я ТАК ЛЮБЛЮ МОЮ УКРАЇНУ…"

- Я - потомственный механик. Уроженец Северодонецка. По матери я - немец. Мой прадед был главным инженером "ДонСоды" с 1916-го по 1927-й год. По отцу - из Курской губернии. Во время Голодомора семья сбежала сюда, ближе к Харькову. И мать, и отец работали здесь на приборостроительном заводе. Город был высокоинтеллектуальным - здесь располагалось то ли восемь, то ли девять военных заводов. Откуда и разница между тем же Лисичанском и Северодонецком - в том, как поддержали ЛНР и ДНР. Просто за счет того, что люди здесь более образованные. У меня много было знакомых в байкерском движении. Многие пошли на ту сторону. Они и ко мне прибегали, но я их не поддержал. Причем, как оказалось, они не только продажны - они еще и мародеры. Знаю таких, кто миллион долларов "заработал" - и "слинял".

 -Когда вы стали волонтером?

- Помогать нашим военным я стал, когда сюда пришла украинская армия. Северодонецк освободили по-тихому, а в Лисичанске были бои. Я не смог усидеть, взял машину и поехал на блокпост - вот сюда, возле Пролетарского моста. Смотрю: по "зеленому коридору" бегут люди. Я их начал вывозить. Увидел, как наши солдаты относятся к гражданским; увидел, в чем они готовят - в оцинкованном ведре. Погрузил все, что у меня было - котелки, самовар… Я же турист, такого добра у меня было много...

Дальше я уже не мог усидеть. Когда появились военные, я стал им предлагать то одно, то другое отремонтировать. В сентябре сообразил, что скоро же понадобятся "буржуйки". Придумал конструкцию. У нее тот большой плюс, что на ней можно готовить. Можно топить длинными дровами - 65 сантиметров. Вплоть до того, что ребята, когда нет возможности заготавливать дрова, открывают дверку и вставляют в топку бревно. По мере прогорания его просто пропихивают дальше. Вот за эти полтора года мы отправили в войска 123 таких печки. Причем нам удалось довести их себестоимость до 500 гривен.

Кстати, сегодня войска обеспечены печами практически полностью. Единственное - не у всех удачная конструкция. Спрашиваешь: "Нужно?" - Нет, у нас есть. Разве только иногда просят конструкцию изменить. Там, под баню переделать или еще что. Вот крючки - моя наработка. На них можно либо обувь повесить, либо привязать веревку и сушить белье. И еще один плюс: она очень низко расположена, и вдоль пола нет прослойки холодного воздуха. Таких 123 штуки в войсках.

- А материал где брали?

- На складах металлолома… Приезжаю как-то на один склад: "Почем баллон?" - Сто гривен. Выбирай, которые получше. - "Да мне все равно - это на "буржуйки" - Бизнес? - "Нет, для солдат". - Забирай все! 18 баллонов он мне тогда бесплатно отдал.

Конечно, я не сам делаю, но я - генератор идей. Так получается. В нашей группе все с высшим образованием, а один - кандидат наук, выехал из Луганска. И вместо того, чтобы работать на себя или отдыхать - они работают на наши вооруженные силы.

- Сколько волонтеров в Северодонецке?

- Трудно сказать… Что такое волонтер - как я понимаю. Есть сотни бабушек, которые каждый месяц из своей, в 1100 гривен, пенсии по 100 гривен несут… Как называть таких людей?! Вот пример: для замены лопнувшей возвратной пружины в пулемете подходит половинка пружины с обычного эспандера. И бабушки звонят: "Приедь, полазь у меня в гараже". Приезжаешь, она: "Забирай эти железки на металлолом, там поменяешь на баллоны, на швеллера, на трубки". Разве они - не волонтеры?

Мы в 2014-м еще шифровались. Скажешь: "Привет, душистые" - и кто в теме, понимает, что это украинец - "укроп", душистая трава. Как-то в ноябре приезжает мужчина, заносит сумки пропиленовые, в них соки, консервация. Говорю: "Привет, душистый!" Он сумки ставит: "Ты знаешь, если бы не эти события, я бы так и не узнал, как я люблю Украину".

КОЛОКОЛ ВОЙНЫ

- Идея не моя, но увидел как-то по телевизору: много крупнокалиберных пулеметов на складах, а станин к ним нету. Порезали на металлолом. А пулеметы 54-го, 56-го годов выпуска - как новые. Конструкцию станины чуть изменил - в сторону ее упрощения и удешевления. Себестоимость станины под ДШК мы довели до 200 гривен - без учета нашей работы. 102 таких уже воюют в войсках. Последнюю станину под "Утес" поставили. "Утес" должен быть с электроспуском - мы спуск сделали механическим. Плюс поставили насадку на ствол, чем отдачу уменьшили до уровня, который есть у автомата калибра 5,45 мм.

- Оружейные конструкторы используют ваши наработки?

- Я с ними не общался, но, думаю, где-то есть ребята, которые все это мониторят. Дело в том, что мне на полигоны заказывали станины - не на "передок", а именно на полигоны, где военные тренируются. Потому, думаю - изучают. Это же все - эрзац, вы поймите. А вот в заводских условиях можно делать элементы складными, с регулировкой по высоте, из более легких материалов. В конце концов, я хоть и инженер-механик - но химических предприятий.

Забыл упомянуть одну свою работу. Я собирал осколки, сделал из них "Колокол войны" и подарил сумчанам. Получилось так, что основные осколки я нашел в совхозе "Победа", в Новоайдарском районе, где накрыли Сумскую ракетную бригаду. Там стояла 9-я батарея 27-й бригады. Их накрыли "смерчами" с территории России. Поскольку я сам артиллерист и лично облазил то поле, могу сказать: это были кассетные боеприпасы, запрещенные международными конвенциями. Очень много осколков именно оттуда. Колокол здесь у меня стоял, а когда на меня вышли сумчане, предложили продать - я им сказал: "Ребята, я вам его подарю". 3 сентября прошлого года я был на открытии памятника, как раз на годовщину трагедии.

Есть задумка сделать еще колокол - который упал и весом своим раздавил детские игрушки. Машинку… И куклу.

Мне повезло в волонтерском движении - у меня есть команда. Я не сам все это делаю. Я продуцирую идеи, а есть люди, которые занимаются учетом денег; есть те, кто ищет и привозит материалы. От меня требуются мои идеи и мои руки. Я очень благодарен этим событиям за то, что мне удалось познакомиться с такими людьми.

В завершение - еще одна цитата, на этот раз героя интервью. Как-то эта тема в нашем разговоре развития не получила, но, по-моему, она очень важная. Потому:

- Экстремальные условия - они сразу расслаивают людей. Как в банке отстоявшееся: вот это (показывает пальцами верхний слой) - люди. Вот это - ниже - "вата". И остальное - половина - это быдло. Реальное быдло, готовое наступить на горлянку, готовое вырвать последнюю буханку у старика. Оно будет готово отбирать последнее даже у детей. А очень многие дети это видели, и если сейчас не предпринять ничего, когда они вырастут - это будет очень большая проблема…

 

Михаил Бублик

Последние комментарии