Медицина в Европе и Украине: к чему стремиться

Медицина в Европе и Украине: к чему стремиться

«А где женская консультация? А теперь вот тут», - перенос больниц за последние два года стал обычным делом. Поиск женщинами консультации №2, которая переезжала из одного здания в другое, была, как игра в наперстки, для северодончанок. Из квартала на Ленина она переезжала на в здание по Сметанина, 5, потом в бывшее помещение кожвендиспансера, теперь в роддом.

Подобные перемены испытали северодончане, когда в результате медицинской реформы заработали в городе 6 амбулаторий. Но здесь, конечно, вина не столько самой реформы, сколько отношения к ней управленческого аппарата на местах.

Мы стали пилотным регионом проведения медицинской реформы. И сейчас уже можно смотреть, что удалось в Северодонецке провести хорошо и что плохо.

Что же удалось хорошо

Реформа системы здравоохранения в Украине в первую очередь призвана улучшить качество медицинского обслуживания. Все изменения должны проходить планово, в несколько этапов.

«Одна из главных задач – обеспечить максимальный комфорт для пациентов во время перехода к новой системе работы медицинских учреждений, – неоднократно подчеркивал Роман Водяник, начальник Управления здравоохранения Северодонецкого горсовета, - Эта работа ведется планомерно. С 1 января 2013 года здравоохранение в нашем городе было разделено на первичный и вторичный уровни. Первичный – оказание непосредственной помощи, вторичный – оказание специализированной помощи. Начался этот процесс с амбулатории поселка Боровское и в дальнейшем распространится на весь город. Основной нашей задачей было сделать так, чтобы для рядового гражданина изменение системы не оказалось непонятным и непривычным. Другой немаловажной целью было не потерять качество оказания медицинской помощи».

Реформирование системы первой помощи. Один из таких этапов был заверщен в Северодонецке в августе 2013 года. С начала года все станции скорой помощи были переданы на баланс области. И на вызов стала приезжать ближайшая бригада, а не та, которая обслуживает этот район. Например, раньше, в такие поселки, как Пурдовка, Александровка неотложка выезжала из Новоайдара, при этом дорога занимала полчаса. А скорая из Северодонецка не имела права выехать на вызов, даже в экстремальных случаях.

А сейчас все близлежащие населенные пункты включены в обслуживание Северодонецкой подстанции скорой помощи. Она принимает вызов «103» и направляет карету, которая находится ближе всего к пациентам. Медики могут приехать к ним уже через 5-10 минут.

Введение системы амбулаторий. Вскоре северодончане пережили еще одно новшество. На смену терапевтическим и педиатрическим отделениям пришли амбулатории семейной медицины, в которых ведут прием семейные врачи. В то же время, маленьких пациентов пока по-прежнему принимают врачи-педиатры.

На первом этапе медицинской помощи пациента осматривает семейный врач. Он сразу же принимает решение – начинать лечение, направить на стационар или на консультацию к узкому специалисту, а в самых сложных случаях – в специализированные медучреждения. Цель этого этапа – сократить так называемый «маршрут пациента». То есть уменьшить время от первого приема до того момента, когда больной попадает непосредственно к тому доктору, который будет заниматься его лечением. Именно на уровне семейных врачей будет приниматься максимальное количество обращений.

В идеале такие амбулатории должны находиться в каждом квартале, чтобы пациент мог как можно быстрее добраться к своему семейному врачу. Но у нас город небольшой, поэтому получилось на город шесть амбулаторий в трех зданиях: по ул. Сметанина,5, по ул. Курчатова, 34, по ул. Федоренко, 16-б.

Введение приемного отделения в хирургическом корпусе Северодонецкой многопрофильной больницы. Это действительно удобно. Если человек не попал на прием к врачу, но при этом плохо себя чувствует, он может добраться в приемное отделение, как самостоятельно, так и на скорой помощи. Там уже решат, направлять ли его сразу в стационар или же назначат лечение и он сможет отправиться домой. На данный момент практически все стационары сконцентрированы на территории городской многопрофильной больницы. Там круглосуточно можно получить травматологическую, терапевтическую и другие виды медицинской помощи, пройти лабораторные исследования, сделать рентген.

Современное оборудование. До начала реформы Северодонецк не имел дорогостоящей современной аппаратуры и методик обследования бронхиальной астмы, ряда заболеваний брюшной полости. Теперь в распоряжении докторов имеются аппараты по бронхоскопии, цифровой рентгенографии, гастроскопии. Конечно, при этом усилия медиков направлены на усовершенствование методик лечения, выявление заболевания на его ранней стадии, оказание оперативной, эффективной помощи.

Минусы работы

Недостаточное информирование населения города и особенно близлежащих поселков. После 1 января 2014 года, когда в городе была введена сеть амбулаторий, многие жители пережили шок, попав в больницы. Оказывается, теперь их принимают сосем по другому адресу и совсем в другое время. Особенно трудно было родителям малышей, которым приходилось ехать к специалистам в другой конец города. «Детские специалисты, теперь находятся в детской поликлинике на Курчатова 10, попробуйте с маленьким ребенком, отстояв очередь к педиатру, поехать с одного конца города в другой, отстоять очередь и вернуться назад. Причем сведения о работе специалистов на Курчатова в поликлинике на Сметанина не предоставляют», - возмущался один из родителей, попавший в больницу после начала реформы.

Непродуманная система участков. Шоком для жителей домов по улице Вилесова, 41-43 стало то, что они теперь обслуживаются в амбулатории по улице Федоренко. «Я считаю, что наше руководство плохо проработало список адресов, - жаловалась на городском форуме Анна, жительница дома по Вилесова, - нам было бы удобно ходить в поликлинику на Курчатова».

Непродуманная система приема посетителей в новых реалиях. «14.01.2014г. были с грудным ребенком на плановом приеме у врача после введения новых "правил" посещения "детской" поликлиники по адресу ул. Сметанина. Это какой-то ужас! Ведь поликлиника на Сметанина вообще не предназначена для приема маленьких деток. – писал на Кирил Г., отец 8-месячного малыша, - Теперь "новая" старая детская поликлиника занимает 4 кабинета на третьем этаже нового корпуса, при этом нет отдельного входа для детей, рядом проходит прием взрослых больных, и сразу же рядом с кабинетами детских педиатров находится онкологическое отделение. Также присутствует только один пеленальный столик на огромное количество детей, и при этом это количество даже не помещается в помещении. Сидячие места есть, но их очень мало. В начале приема врача было такое количество людей, что даже не возможно было пройти к кабинету. Духота, вонь и вокруг все то кашляют, то чихают.

Прививочный кабинет находится на втором этаже этого же здания - рядом с ним стоит

один стул и ... и всё!. Может ли хоть кто-нибудь рассказать, что ЭТО и зачем это все делается!?»

Непродуманная система приема в медицине 2-го уровня. Катастрофические сложности в Северодонецке пережили посетительницы женской консультации №2, которая за последние годы переезжала по городу три раза. Система женских консультаций в Северодонецке очень удобная. Это признавали многие женщины, побывавшие в других городах. Но в последнее время, в связи с переездом других учреждений, этой консультации пришлось совсем плохо.

Кроме того, не совсем понятная для жителей система доступа к специалистам. К некоторым записывают, к некоторым надо брать талоны рано утром, только в 7.30 можно получить в регистратуре.

Отсутствие в Луганской области полноценной медицины 3-уровня. К сожалению, медицина 3-го уровня, осталась в Луганске, и теперь недоступна. Пока мы лишены возможности получать более квалифицированные медицинские услуги при лечении сложных заболеваний. И здесь большую проблему составили местные чиновники. Проблемы с внедрением медицины третьего уровня в виде восстановления областной больницы на территории Северодонецка, начались еще при бывшем губернаторе Геннадии Москале. Несмотря на борьбу за создание на базе северодонецкой больницы, огромные средства, финансовые и материальные, а также кадры, «уплыли» в соседние Лисичанск и Рубежное. Порадуемся за соседей.  Хотя тут ситуация не очень удобная для посетителей. «Если в Рубежное, например, переехал медуниверситет, то открытие областных отделений на базе рубежанских клиник выглядит логично. Чего не скажешь об областной детской больнице в Лисичанске, в городе, где вода подается по часам», - делится один из врачей Северодонецка.

Правда, часть заброшенных, полуразрушенных зданий в больничном городке по Сметанина, 5 все-таки удалось отстоять, и на сегодня областной властью уже выделены деньги на проекты, проводятся тендеры на работы, которые будет проводить областной ОКС. Если все будет нормально, то к середине следующего года, по словам начальника департамента здравоохранения Луганской ОВГА Егора Маслова, у нас заработают отделения. По программе развития ООН на восстановление указанных зданий будет выделено порядка 400 миллионов долларов. Также финансирование будет вестись из областного бюджета.

Сейчас же областные отделения сосредоточены по пяти городам. В Северодонецке находится отделение гемодиализа: в Лисичанске — областная клиническая больница для детей, областной кардиологический диспансер, областная МСЕК (подтверждение групп инвалидности); в Рубежном — областное хирургическое отделение, в Кременной — областное онкологическое отделение и основная база медуниверситета; в Старобельске — областная скорая медицинская помощь.

Недостаток квалифицированных кадров. К сожалению, квалифицированных кадров, не хватает. Северодончане надеялись, что много специалистов приедет в наш город, после того как они покинули Луганск. Однако, многие предпочли Киев, Харьков и другие крупные города. Но при открытии и нормальном функционировании областных больниц, возможно, подтянутся специалисты. «Мы поддерживаем связь с врачами, которые остались на оккупированной территории. Многие дали согласие на переезд, и после создания новых рабочих мест они будут работать на территории Украины», - сообщил Егор Маслов.

Опыт Европы

В прошлом месяце Украина появилась в заголовках международных СМИ не из-за войны, а из-да двух случаев полиомиелита, обнаруженных в Закарпатской области. Этот вирус, который на нашей территории был побежден еще полвека назад, вернулся в Европу – через Украину. А причина – низкий уровень вакцинации детей в современной Украине. И это наряду с эпидемией туберкулёза и ВИЧ-инфекции в стране.

И тут проблем медицины в стране уж никак не скрыть. Проблемы связаны не столько с доступностью медицинского обслуживания, сколько с его качеством. В обществе есть чёткий запрос на реализацию ст.49 Конституции, где говорится о бесплатном здравоохранении. С другой стороны, медики недовольны низкими зарплатами – многие из них мечтают о введении платной медицины по американскому образцу, считая, что именно так они наконец-то смогут разбогатеть. Разных людей не устраивают разные вещи, и порой их устремления противоречат друг другу, но в одном общество согласно: систему надо менять. Согласно опросам, 87% украинцев недовольны работой отечественной системы здравоохранения. Остается только вопрос, как менять.

По данным информационной кампании StrongerTogether, энтузиазм по поводу полностью платной страховой медицины, который до сих пор часто можно услышать в исполнении украинских экспертов, не разделяют в западных странах, в том числе и в тех же США. Соединённые Штаты остаются единственной экономически развитой страной мира, где до сих пор здравоохранение – это услуга, не доступная всем автоматически. Страховая система, работающая там, даёт печальные плоды: 15% населения (в отдельных штатах – до 27%) не имеют медицинской страховки и, соответственно, лишены права даже на базовое медицинское обслуживание. Реформа здравоохранения, инициированная президентом США Бараком Обамой, должна вскоре улучшить положение дел и там: государство наложило на работодателей более жёсткие обязательства относительно оплаты медицинской страховки для работников, страховым компаниям запретило брать больше денег с граждан, находящихся в группе риска (например, имеющих хронические заболевания), а уязвимым слоям населения начало субсидировать страховку.

Выход - обязательное медицинское страхование. В то же время в странах Европы ситуация, когда человеку, не имеющему страховки, откажут в обслуживании, вообще невозможна. В большинстве европейских стран действует система обязательного медицинского страхования (ОМС), принципы которой ближе не к частным страховым компаниям, а к другим видам социального страхования, существующим и в Украине – например, страхование на случай безработицы, страховка от несчастных случаев на производстве и другие взносы, которые сравнительно невелики и регулярно взимаются с заработной платы каждого человека. Наиболее обременительный из таких страховых взносов – пенсионный: около 40% каждой легальной зарплаты идёт в Пенсионный фонд, на содержание нынешних пенсионеров. Всё это действует и на Западе, как и в России; вдобавок к этим взносам, там граждане платят ещё и за медицинскую страховку. Благодаря этому они могут рассчитывать на то, что в больнице или клинике от них уже не потребуют никаких дополнительных расходов.

Опыт Великобритании. В Великобритании, чья система здравоохранения считается одной из лучших в мире, Национальная служба здравоохранения на 98,8% финансируется государством и соцстрахом. То есть, на плату за услуги, которая в определённых случаях всё же взимается с пациентов, приходится лишь 1,2% общего финансирования. В основном за всё платит госбюджет (около 80%) и фонд социального страхования (около 19%). Если госбюджет наполняется за счёт налогов, то социальный страховой взнос платят непосредственно граждане: на него приходится 21,5% всех доходов фискальной службы. В то же время, в Украине, согласно последним подсчётам, 40% всех расходов на здравоохранение покрывает в конечном счёте пациент из своего кармана.

Правда, в Британии нынешнюю систему ввело послевоенное лейбористское правительство на волне подъёма профсоюзного движения. У нас сегодня нет таких условий. Но мы можем посмотреть на то, как менялась система здравоохранения в восточноевропейских странах, которые стартовали с похожими условиями около 20 лет назад.

Опыт Чехии. В Чехии уже в 1990 году было введено обязательное медицинское страхование. Появился ряд страховых фондов, из которых каждый должен был выбрать один и платить туда свои взносы. Размер взноса составлял 13,5% зарплаты, он распределялся между работодателем и работником. В Чехии сложилась система, при которой примерно 83% населения застрахованы Всеобщей компанией медицинского страхования, основанной государством. Остальные жители страны обслуживаются десятком страховых фондов, выросших из специализированных больничных касс, существовавших в отдельных отраслях (например, для полиции, армии и других государственных служащих; для шахтёров и банковских служащих), а также отдельных страховых фондов крупных корпораций – например, Skoda. В результате реформирования в 2012 году на здравоохранение ушло 7,4% ВВП Чехии. При этом, в отличие от Великобритании, главным образом деньги идут из системы ОМС; Чехия достигла одного из самых высоких уровней публичного финансирования здравоохранения.

Опыт Молдовы. В Молдове ставка ежемесячного медицинского страхового взноса составляет 7%: половину платит работодатель, половину – из своей зарплаты – работник. Кроме того, пациентам приходится доплачивать отдельно за некоторые услуги и лекарства. Но неотложная и экстренная помощь доступны всем, независимо от платёжеспособности.

Опыт Польши. Похожая на Украину по ряду параметров Польша, в отличие от нас, начала реформирование в конце 1990-х. В 1999 году были созданы 17 больничных касс, собиравших страховые взносы и конкурировавших между собой. В 2003 году их объединили в единый Национальный фонд здравоохранения. Службы социального страхования собирают взносы, уплачиваемые с зарплат, передают их Фонду, который платит за все медицинские услуги.

В целом, расходы на здравоохранение, составлявшие в 1995 году 5,5% ВВП Польши, к 2009 году выросли до 7,4%. 70% этого финансирования обеспечивает государство, главным образом через обязательное медицинское страхование. Государство даёт деньги в первую очередь на неотложную помощь (25,8% бюджета), страхование незастрахованных (23%), санинспекцию (12,2%), программы политики здравоохранения (11,8%).  В то же время, 22% финансирования здравоохранения – частные расходы. В том же 2013 году 24,5 млрд злотых (1,5% ВВП) уплатили непосредственно польские домохозяйства. Это самый высокий в ЕС уровень частного финансирования. Половина населения считает медицинские услуги слишком дорогими, и 8-12% из-за этого не обращаются за медицинской помощью. Такая ситуация сложилась вследствие коммерциализации медицинских учреждений, когда государственная система страхования гарантировала населению определённую корзину бесплатных медицинских услуг, но не более того.

 

С другой стороны, в Украине, как мы видели выше, население платит ещё больше, а коммерциализация, хоть и “подпольная”, давно уже идёт полным ходом. Общие расходы на здравоохранение в 2012 году в Украине составили 7,6% ВВП, при этом из госбюджета – лишь 4,4%. Такой уровень финансирования считается приемлемым для Восточной Европы, но проблема в том, что сам ВВП в Украине катастрофически малого размера. То есть, в абсолютных цифрах страна с таким населением должна была бы выделять намного больше средств на публичное здоровье. И, в принципе, задача реформирования здравоохранения в Украине заключается не в том, чтобы увеличить расходы населения на медицинские услуги, а наоборот, сократить их – или по крайней мере не допустить их дальнейшего роста и ввести их в легальное поле. 

 

Продолжение следует...

Последние комментарии