Местные выборы 2015 в Украине: особенности проведения

Местные выборы 2015 в Украине: особенности проведения

В Украине, только закончилось лето, началась жаркая пора предвыборного процесса. Выборы на территории Украины пройдут 25 октября 2015 года. Согласно 141 статье Конституции Украины очередные (то есть плановые) местные выборы   должны проходить «в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета либо соответствующего головы, избранных на очередных выборах». Предыдущие очередные местные выборы прошли в 2010 году.

В соответствии с законом, принятым 14 июля 2015 года, выборы не будут организованы на территории Автономной Республики Крым, Севастополя и отдельных районов Донецкой и Луганской областей, которые Украинa фактически не контролирует.

Руководители Донецкой и Луганской военно-гражданских администраций настаивали, что выборы 25 октября нельзя проводить на всей контролируемой Украиной территории Донбасса. С другой стороны, они же и должны были предоставить Центризбиркому перечень отдельных подконтрольных украинской власти населенных пунктов, где местные выборы 25 октября 2015 проходить не будут. В этих местностях голосования может быть опасным для жизни граждан из-за близости к военным действиям.

Новый Закон «О местных выборах» вводит ряд новшеств, продиктованных, в том числе, курсом на построение европейской модели местного самоуправления. Система выборов такова: выборы депутатов проводятся по пропорциональной избирательной системе в многомандатном избирательном округе по избирательным спискам местных организаций политических партий с закреплением кандидата в территориальных избирательных округах, на которые делится многомандатный избирательный округ, совпадает с территорией соответствующей области , района, территории города согласно существующему административно-территориальному устройству или территории, образованной в соответствии с законом Украины "О добровольном объединении территориальных громад".

Первый номер списка

Также определяется первый номер списка. То есть, бюллетень будет выглядеть так: в избирательном бюллетене для голосования в территориальном избирательном округе указываются порядковый номер, полное название соответствующей местной организации партии, а также в скобках фамилия, собственное имя (все имена) и отчество (при наличии) первого кандидата в списке кандидатов, выдвинутого местной организацией партии в соответствующем многомандатном избирательном округе, а также кандидата в депутаты, закрепленного за соответствующим территориальным избирательным округом со сведениями о годе рождения, образовании, партийности, основным местом работы (занятии), местом жительства. Между порядковым номером и названием этой местной организации партии вместе с информацией о кандидате в депутаты размещается пустой квадрат.

Участие политических партий

Все зарегистрированные партии могут участвовать в выборах, но участие политических блоков исключено.

Теперь за невыполнение определенных норм устава партия может отозвать депутата.

О территориальных комиссиях

Формирование территориальных комиссий будет по два человека от партий, которые имеют парламентские фракции, и эти люди автоматически становятся членами. А от других партий - по одной. И если будет больше 18 (предельное количество), то будет жеребьевка. Тоже самое и в отношении участковых комиссий, только в участковую - по одному человеку от парламентских фракций автоматически. То есть, для непарламентских партий условия сложные.

О наблюдении

 Теперь и общественные организации могут быть наблюдателями на выборах

О самовыдвижении

Самовыдвиженцами могут быть только кандидаты на должности председателя сельского, поселкового совета, кандидата в депутаты в эти же советы.

О выборах мэров

Мэров городов с населением более 90 тысяч избирать абсолютным большинством (50% + 1 голос).  А, по данным Центральной избирательной комиссии, в Северодонецке зарегистрирован 94 тысячи 51 избиратель. Предусмотрена возможность проведения второго тура, если в первом туре один из кандидатов не наберет более 50%.

Проходной барьер

Для участия в распределении мандатов остался для партий 5% -й проходной барьер.

Очередность кандидатов в депутаты в избирательном списке от местной организации партии, имеет право на участие в распределении депутатских мандатов в этом округе (преодолела 5%), определяется решением территориальной избирательной комиссии путем формирования и утверждения избирательного списка местной организации партии. В указанном избирательном списке местной организации партии кандидаты в депутаты (кроме кандидата в депутаты, который не закреплен за территориальным избирательным округом (первый номер)) располагаются в порядке убывания процента голосов избирателей, поданных за соответствующую местную  организацию партии в территориальных избирательных округах, по которым были закреплены кандидаты, от общего количества голосов избирателей, поданных за все местные организации партий в территориальных избирательных округах. В случае, если полученные проценты равны у нескольких кандидатов в депутаты, они размещаются в избирательном списке в порядке убывания количества голосов избирателей, поданных за местную партийную организацию.

Другие особенности

В селах и поселках с населением до 90 тысяч выборы будут проходить по мажоритарной системе.

Выборы в райсоветы, горсоветы и облсоветы будут проходить по пропорциональной системе.

Блоки партий в выборах не участвуют.

Если партия набрала 5% голосов, количество кандидатов от нее прошедших, определяется в соответствии с количеством голосов, поданных непосредственно за депутата в отдельном округе.

Дата регистрации партии для участия в выборах не имеет значения.

Обязательность присутствия в списке партии не менее 30% представителей одного пола.

Кроме того, Закон впервые обеспечивает избрание старост - новых должностных лиц местного самоуправления, правовой статус которых еще не определен.

Выборы депутатов районных в городе Киеве советов также назначен на другой день - 27 марта 2016.

Правовой основой выборов станет новый Закон «О местных выборах» от 14 июля 2015.

В случае конституционной реформы по децентрализации

Одновременно в обществе созрела мысль о необходимости неотложной децентрализации власти (передачи значительных полномочий и бюджетов от государственных органов органам местного самоуправления) как обязательной составляющей успешных реформ и сохранении территориальной целостности Украины. Децентрализации также рассматривали как разумную альтернативу федерализации, идея которой проталкивалась Россией на волне военной агрессии рубежа 2014-15 годов.

Проект изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти), связанных с необходимостью выполнения Минских договоренностей, был внесен Президентом Петром Порошенко 1 июля 2015 и зарегистрирован в парламенте под № 2217. Он значительно расширяет права местного самоуправления и вводит новое административно-территориальное устройство. Законопроектом предусмотрено, что полномочия депутатов и голов, избранных на очередных местных выборах 25 октября 2015, будут приостановлены в октябре 2017 - тогда пройдут новые местные выборы в соответствии с новым административно-территориального устройства.

В случае полной реализации конституционной реформы, полномочия депутатов и голов, избранных на этих выборах, будут приостановлены в октябре 2017 - тогда пройдут новые местные выборы в соответствии с новым административно-территориальным устройством.

О Минских соглашениях

Минские соглашения, подписанные представителями ОБСЕ, Украины и России с целью урегулирования кризиса на Донбассе, также касались вопросов децентрализации и местных выборов. Так, по Минским протоколам от 5 сентября 2014 Украина обязывалась:

- осуществить децентрализацию власти, в частности в связи с принятием Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе)

- продолжить инклюзивный общенациональный диалог;

- обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины об особом статусе.

Закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», принятый 16 сентября 2014, на три года ввел особый порядок местного самоуправления в отдельных (оккупированных) районах Донецкой и Луганской областей. Закон назначал внеочередные выборы депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских голов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на воскресенье 7 декабря 2014. Согласно Закону, их полномочия не могли быть досрочно прекращены.

Следующая стадия, Минские соглашения от 12 февраля 2015, предусматривала:

-  в первый день после отвода [тяжелого вооружения] начать диалог о модальности проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о предстоящем режим этих районов на основании указанного закона;

- проведения конституционной реформы в Украине с вступлением в силу до конца 2015 года новой конституции, которая предусматривает в качестве ключевого элемента децентрализации (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- на основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

Луганщина на выборах

Центризбирком на своем заседании 29 августа определил перечень местных советов Донецкой и Луганской областей на территории, подконтрольной Украине, где местные выборы 25 октября не состоятся. "Комиссия установила невозможность проведения в соответствии с положениями закона "О местных выборах" очередных выборов депутатов районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советах Донецкой и Луганской областей и соответствующих сельских, поселковых, городских голов 25 октября 2015 года в 91 местном совете Донецкой области и 31 местном совете Луганской области", - сообщила в ЦИК.

Отмечается также, что ЦИК рассмотрела представление Донецкой и Луганской областных военно-гражданских администраций с перечнями советов этих областей, которые пересекают линию разграничения или расположены в непосредственной близости к ней.

"В связи с этим соответствующие военно-гражданские администрации не в состоянии обеспечить должную безопасность граждан Украины во время проведения очередных местных выборов 25 октября 2015 на территории соответствующих советов", - отметили в ЦИК.

Также Комиссия объявила о начале избирательного процесса очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов 25 октября 2015 с 5 сентября 2015 года.

Выборы в Северодонецке

В Северодонецке идет подготовка к местным выборам . На заседание координационной группы по обеспечению содействия деятельности отдела ведения Государственного реестра избирателей, секретарь группы Елена Ткачева, выступая по вопросу «Итоги работы субъектов подачи ведомостей и отдела ведения Государственного реестра избирателей в июне-августе 2015 года», рассказала об успешном выполнении поставленных задач. Члены Координационной группы обсудили технику и сроки уточнения характеристик избирательных участков, образованных на постоянной основе, а также получили информацию о порядке проверки наполнения адресной системы населенных пунктов Северодонецкого городского совета, Боровского и Сиротинского поссоветов, порядке подачи ведомостей, в период подготовки и уточнения списков избирателей для проведения местных выборов 25 октября 2015 года, организации взаимодействия в период избирательного процесса.

Соответственно нового закона, количество депутатов в Северодонецке уменьшится и составит примерно 36 человек.

В Северодонецке определены места, где можно вывешивать предвыборную агитацию

Решением исполнительного комитета северодонецкого городского совета от 01.09.2015 р. №423 определены места для вывешивания печатных предвыборных агитационных материалов. Таких мест стало 20, что на 5 больше, чем было на выборах Президента Украины 2015 года. Находятся они по таким адресам: 1. Улица Курчатова,5, тумба, район перекрестком Гагарина-Курчатова. 2. Улица Новикова, 15 «в», тумба, район перекрестка Новикова-Курчатова со стороны кафе «Восток». 3. Улица Науки, 1, доска, район остановки общественного транспорта. 4. Улица Гагарина, 96, тумба, со стороны проезжей части улиц Гагарина между жилыми домами № 96 і № 98. 5. Улица Гагарина, 20, тумба, район перекрестка Гагарина-Советский (в районе бывших теннисных кортов). 6. Улица Сметанина, 5, доска, район перекрестка Советский-Сметанина со стороны здания ДЮСШ №2. 7. Улица Донецкая, 39, тумба, район перекрестка Гвардейский-Донецкая. 8. Проспект Космонавтов, 11, доска, район магазина «Семья». 9. Улица Энергетиков, 31 «а», доска, район кафе «Шахматное». 10. Проспект Гвардейский, 38, доска в районе магазина «Фокстрот» и кафе «Наше кафе». 11. Проспект Гвардейский, 30, стенд, район остановки общественного транспорта. 12. Проспект Химиков, 57, доска в районе остановки общественного транспорта. 13. Проспект Химиков,61, тумба на территории Автовокзала. 14. Проспект Химиков, 28, тумба в районе перекрестка Химиков-Советский со стороны Городского дворца культуры. 15. Проспект Химиков, 28, доска в районе Городского дворца культуры. 16. Площадь Победы, доска в районе памятника воинам ВВВ у бетонных плит. 17. Проспект Гвардейский, 65, доска в районе остановки общественного транспорта. 18. Проспект Химиков, 16, доска в районе остановки общественного транспорта. 19. Проспект Химиков,25, доска в районе остановки общественного транспорта. 20. Улица Ленина, 39, доска в районе Ленина-Советский, зеленая зона.

Пришло время спросить депутата

Осталось совсем немного времени для подведения итогов работы предыдущих депутатов. Согласно закона «О местном самоуправлении» депутаты должны отчитаться о своей работе, но пока на Официальном сайте Северодонецкого горсовета нет ни одного депутатского отчета. Пока не поздно, приглашаем присоединиться к требованиям отчитаться и нашим читателям. Задайте вопрос своему депутату: «А ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ ДЛЯ НАС, ДЛЯ НАШЕГО ГОРОДА?»

 

 

 

Последние комментарии