Тема децентрализации – одна из широко обсуждаемых сейчас на Луганщине. Еще не все до конца разобрались, что это, поэтому нелегко было начать разговор даже с местными активистами. А все потому, что о необходимости децентрализации власти в Украине говорили все, кому не лень. Причём в первые годы независимости выдвигались безумные проекты, начиная от федерализации до радикального изменения административно-территориального устройства страны, но со временем большинство сошлось на том, что достаточно в рамках существующего унитарного устройства добавить полномочий местным властям, немножко «урезонив» Киев. Одна из политических сил («Партия регионов») даже воспользовалась этой идеей для прихода к власти, правда после получения всех властных полномочий в 2010 году эти политики резко забыли свои обещания, и “диктат Киева” лишь усилился.
Почему же нам нужна реформа и изжила себя старая система? Первое – это чрезмерная административная зависимость органов власти на местах от чиновников в центре (например, территориальные общины не имеют права распоряжаться своими деньгами в Казначействе, а местные советы не могут самостоятельно решать вопросы, касающиеся архитектурно-строительного контроля). Второе - зависимость финансовая: имея на бумаге довольно широкий круг полномочий, органы местного самоуправления не имеют финансов на реализацию этих полномочий и поэтому вынуждены “делегировать” выполнение соответствующих функций органам государственной власти – районным и областным госадминистрациям. По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, в Украине практически не произошло изменений: по сути, вертикаль государственной исполнительной власти заполнила пустую нишу, которую ранее (при СССР) занимала партийная вертикаль. А местное самоуправление по-прежнему занимает подчинённую позицию. Третье - появилось множество мелких (до 500 жителей) общин, где местный совет не имеет исполкома и неспособен выполнять свои функции. В результате по стране мы получили массы нерешенных проблем, о которых ничего не хотят знать в Киеве, и которые не в состоянии решить органы местной власти. Это и износ коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, и отсутствие у населения демократических навыков и понимания того, зачем вообще нужны эти ни на что не влияющие местные советы.
«В первую очередь, от децентрализации мы ждем больших возможностей принятия решений для громады, - говорит Юрий Ященко, председатель общественного совета при Северодонецком горсовете и руководитель бизнес-клуба «Европейский выбор», - где-то 65% решений шли через Киев, и это, конечно, очень затрудняло работу, теперь появится возможность громаде быстрее решать насущные проблемы. Однозначно хорошо, что больше налогов будет оставаться у нас».
Первые шаги и успехи видны уже на примере бюджета этого года. «Хочу напомнить, что когда мы презентовали бюджет 2015 года, отмечалось, что он будет построен на совершенно новых принципах, которые были приняты в конце 2014 года путем внесения изменений в ряд основных законодательных актов, регулирующих финансовые отношения на территории Украины, – рассказала Марина Багринцева, начальник финансового управления Северодонецкого горсовета. – Были внесены существенные изменения в бюджетный кодекс, которые предусматривали шаги к децентрализации, изменения в налоговый кодекс, позволяющие нам расширить доходы. Приняв во внимание эти изменения, мы подошли к формированию доходов с определенной степенью осторожности, но наши опасения не оправдались. По ряду вновь образованных доходных источников у нас есть перспективы по существенному увеличению доходов. Назову основные цифры. При плане на первое полугодие 2015 года по собственным доходам местного бюджета, то есть тем, которые образованы за счет поступлений налоговых и неналоговых платежей, в 86 млн. 889 тыс. грн., фактически мы смогли получить 131 млн. 517 тыс. грн. Если мы проанализируем аналогичный период прошлого года, когда фактические поступления составили 88 млн. 778 тыс. грн., можно наблюдать значительное увеличение бюджетных поступлений в этом году. Выполнение плана составило 151%. Благодаря этим доходам мы в первую очередь смогли погасить всю кредиторскую задолженность, которая по состоянию на 1 января составляла 4,5 миллиона по общему фонду и более 8 миллионов по бюджету развития».
«Конечно, главные преимущества – это увеличение доходной части бюджета и расширение полномочий в сфере архитектурного контроля, - делится Алексей Малеванец, депутат Северодонецкого госовета и руководитель северодонецкого представительства Ассоциации плательщиков налогов Украины, - Я думаю, что предварительно структуру доходов-расходов полностью посчитать не смогут, единственное что могут предварительно посчитать - доходную часть опираясь на текущие экономические показатели. Поэтому по экономике трудно предсказать ситуацию, ведь основные моменты это налоги, налоги выплачивают с доходов (в широком понимании). Пока, как будет развиваться экономическая ситуация, точно не известно, но могу отметить тенденцию на увеличение заработных плат, а значит налогов на доход с физлиц будет собрано в 2016 году больше. Это в секторе реального бизнеса, а как будет с зарплатами для бюджетников, пока трудно сказать».
В Украине также заметны первые шаги в бюджетной децентрализации. Например, днепропетровские чиновники отчитались, что благодаря финансовой децентрализации областной бюджет получил на 30% больше в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, акцизный сбор на товары розничной торговли принёс 300 млн грн., налог на прибыль — 518 млн. А во втором полугодии ожидают солидных поступлений от налогообложения транспортных средств. В распоряжении местных властей оказались также средства, полученные за административные услуги, и госпошлина — всё то, что ранее отчислялось в госбюджет. Таким образом, видно, что децентрализация идёт на благо богатым регионам и громадам. А вот улучшится ли благосостояние бедных районов, будет видно лишь по итогам этого года.
На сколько смогут влиять на распределение бюджета местные советы, и громада в целом, пока не понятно. Но в украинской Концепции идет речь о “развитии форм демократии участия”. Речь идет непосредственно о принятии решений общиной напрямую на местных референдумах. Впервые такой механизм был внедрен в бразильском городе Порту-Алегри в конце 1980-х годов. Жители города обсуждают на общих собраниях вопросы бюджетных приоритетов на следующий год и выбирают делегатов, которым подотчетен мэр. Делегаты разрабатывают смету, которая является обязательной для выполнения городским советом. Расходы на обслуживание долга или пенсионное обеспечение не являются предметом публичного обсуждения, но решения принимаются относительно финансирования строительства и коммунальных услуг.
Нечто подобное пытаются вводить и в польских городах. Например, по данным аналитиков Информационной кампании StrongerTogether, во Вроцлаве в этом году объем «гражданского бюджета» составляет 20 млн злотых – при этом общий городской бюджет равен 4,2 млрд злотых, то есть граждане напрямую решают судьбу лишь 0,5% общей суммы, доступной городу. В рамках этой суммы финансируются представленные гражданами проекты, связанные с инвестициями, физическим обновлением или содержанием коммунального имущества. Для этого до 9 марта любой житель заполняет форму и присылает краткое описание предлагаемой инвестиции. Все присланные материалы публикуются на специальном сайте, после чего до 15 мая их рассматривает профильный комитет городской управы. Если в проект необходимо внести изменения, автора приглашают на консультацию и объясняют, что не так. До 13 июля можно вносить коррективы. После этого проекты рассматривает комиссия из представителей местной власти. Список утвержденных ею проектов подается до 26 августа, после чего в конце сентября проходит голосование. Каждый совершеннолетний вроцлавец может проголосовать за три проекта.
Бюджет разбивается на три части: выполнение малых проектов стоимостью до 150 тыс. злотых, средние проекты объемом 150-500 тыс. злотых, и крупные проекты, стоящие 0,5-2 млн злотых. Побеждают те проекты, которые набрали наибольшее количество голосов (не менее 100) в своей «ценовой категории». В октябре публикуется список утвержденных голосованием проектов, и на протяжении следующих нескольких кварталов они выполняются. В прошлом году в голосовании приняли участие более 150 тыс. из 631 тыс. жителей города – относительно неплохая явка. По итогам голосования были утверждены к реализации 89 проектов: 61 самых “дешёвых”, 20 “средних” и 6 самых дорогих. Наиболее популярными оказались проекты по обустройству спортивно-рекреационных площадок для жителей двух районов (7,6 тыс. голосов), строительству спортплощдки для учеников школы №109 (8,1 тыс. голосов) и прокладыванию велодорожек в центре города (15,9 тыс. голосов). В 2013 г. граждане проголосовали за реконструкцию одного из стадионов под американский футбол и регби, благоустройство территории вокруг одной из школ и костела, модернизацию корта, строительство площадки для паркура, оборудование двух рекреационных площадок и учреждение музея исторических трамваев на базе старого депо.
Проекты полезные, но не жизненно важные для функционирования города. На общую стратегию развития города подобные проекты никак не влияют, служа скорее приятной и модной демократической декорацией. Вполне возможно, нечто подобное появится после реформы и в украинских городах.
Вообще, одной из проблем введения новшеств на местах большинство северодонецких активистов увидели в возможностях контроля власти. «Что на сегодня важно, это Муниципальная стража. – считает Алексей Малеванец, - Нам необходим орган контроля за деятельностью местных советов, так же контроль за содержанием территорий (магазины, рынки, промышленные площадки, торговые центры, организации в том числе и государственные). У нас есть идея введения такого нормативного документа, как паспорт территории. Контроль за выполнением которого можно будет возложить на Муниципальную стражу».
«Конечно, теперь очень важна компетентность нашей громады. Должна быть элементарная грамотность в вопросах бюджета, притом культура контроля, которую надо воспитывать. Кроме того, необходимо еще грамотное планирование, - рассуждает Юрий Ященко, - ведь, что мы видим сейчас. Мы видим доходную и расходную части бюджета, при этом мы не знаем толком, что имеем. Поэтому, конечно, при внедрении всего этого необходима инвентаризация: что мы имеем и в каком состоянии. В каком состоянии у нас на сегодня дороги, состояние коммуникаций, состояние жилого фонда и т.д. Я считаю, что без инвентаризации ресурсов навести порядок невозможно».
Татьяна Вергун
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 21 неделя назад
7 лет 21 неделя назад
7 лет 21 неделя назад
7 лет 22 недели назад
7 лет 22 недели назад
7 лет 22 недели назад
7 лет 22 недели назад
7 лет 23 недели назад
7 лет 23 недели назад
7 лет 24 недели назад