Спецпроект Часопис українського сходу
В общей сложности 13 месяцев длилась оборона города Лисичанска (с октября 1941 до 10 июля 1942 года) и освобождение (с 3 марта по 2 сентября 1943 года) город все это время оставался прифронтовой полосой со всеми вытекающими из этого последствиями: минными полями, артиллерийскими обстрелами, разрушенными домами, школами и больницами, гибелью солдат и мирных жителей, голодом и болезнями.
Почти 400 дней и ночей (с 10 июля 1942 г. по 6 февраля 1943 г. и с 3 марта по 2 сентября 1943 года) длилась оккупация Лисичанска.
Нападение немецко-фашистских захватчиков на нашу страну нарушило обычный ритм жизни советских людей.
На митингах и собраниях, которые прошли 22 июня в Лисичанске, Верхнем, Пролетарске, в рабочих поселках и на предприятиях, в своих выступлениях в местной печати трудящиеся выражали решимость отстоять независимость своего Отечества. Крепильщик шахты имени Войкова С. Столяров заявил: «Я беру на себя обязательство выполнять норму на 300 процентов. А если потребуется, то вместе с сыном Михаилом возьмем в руки винтовки и грудью будем защищать свою любимую Родину».
Студент Лисичанского горного техникума Валентин Буровин сказал на митинге, что в дни, когда над Родиной нависла грозная опасность, он и его товарищи сменят книги на винтовки и будут драться с врагом до полной победы.
Тысячи трудящихся города и района изъявили желание добровольно вступить в ряды Красной Армии. С просьбой о зачислении в ряды воинов обратился участник боев на озере Хасан орденоносец Г. Т. Богданов. О своем желании сменить трактор на танк заявил член партии, участник гражданской войны тракторист П. С. Осадчий.
Молодежь ремесленного училища подала коллективное заявление с просьбой направить на фронт. Слесарь Иван Руденко вместе с сыном Владимиром просили военкомат направить их в действующую армию.
О своей готовности сражаться за Родину заявили в коллективном письме член партии Евгения Попова, комсомолка Татьяна Веретейко и другие женщины.
«Я, командир танка,— писал в своем заявлении в военкомат шофер содового завода Я. Ф. Баранников,— прошу немедленно зачислить меня в ряды доблестной Красной Армии. Я готов отдать все свои силы и жизнь для защиты Родины».
Отправляясь на фронт, группа рабочих Лисичанска обращалась к трудящимся: «Мы через несколько дней станем под боевые, овеянные славой знамена непобедимой Красной Армии, грудью защитим нашу цветущую Советскую Родину. Призываем Вас, дорогие товарищи, оставаясь в тылу, честно и самоотверженно трудиться на заводах и шахтах, на колхозных полях, крепить мощь нашего государства. А мы сумеем на фронте постоять за вас.
Сотрем с лица земли шайку фашистских выродков!»
В первые дни войны в числе добровольцев на фронт ушли 1200 коммунистов. Мужчин, ушедших на фронт, на заводах, шахтах заменили женщины, старики.
На заводах и шахтах трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы над врагом!» Навалоотбойщики шахты «Новодружеская» Колобаев и Хмеленко выполняли нормы на 250 и более процентов. В бригаде Левицкого вместо 10 человек осталось 4, но она давала добычу за десятерых. Замечательно работал коллектив шахты имени Н, К. Крупской. За самоотверженный труд ему было вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.
С приближением фронта наиболее ценное оборудование предприятий было эвакуировано в тыл. Завод «Пролетарий» эвакуировался в город Можгу Удмуртской АССР. Содовый завод часть оборудования отправил в город Чирчик, а только что построенный цех каустической соды еще в первые дни войны был демонтирован и отправлен в город Стерлитомак Башкирской АССР.
В городе было создано народное ополчение, истребительный батальон. В народное ополчение вступили: член партии с 1903 года, активный участник борьбы с германскими оккупантами в 1918 году Е. Передельский, работавший до перехода на пенсию председателем Лисичанского райисполкома участники гражданской войны Г. Сухина, братья Сергей и Алексей Сушильниковы, А. Василевский и сотни других.
В октябре 1941 года линия фронта приблизилась к городу. Враги заняли поселок Малорязанцево, ворвались на окраины поселка Лисичанского стеклозавода. Наступающему противнику на этом участке фронта противостояла 230-я стрелковая дивизия под командованием полковника Ф. В. Захарова, входившая в 37-ю армию. Советские воины героически сдерживали натиск превосходящих сил врага. Активную помощь воинам оказывали жители города. Они строили оборонительные сооружения. Рабочие электромеханических мастерских треста «Лисичанскуголь», содового завода, станции «Подземгаз» и других предприятий изготовляли ручные гранаты, противотанковые мины, корпуса для снарядов, саперный инструмент ремонтировали танки и другую боевую технику.
Осенью 1941 года начальнику ремонтно-мехакического цеха содового завода В. Д. Рядюге было поручено срочно отремонтировать установки для запуска реактивных снарядов. Вместе с рабочим М. Зыбцевым В. Д. Рядюга всю ночь ремонтировал боевую технику, а наутро батарея «катюш» снова заняла позицию в районе верхнянской мельницы. Наступление частей, поддержанное огневыми залпами «катюш», имело значительный успех. На этом участке враг отступил на 20—30 километров, понеся большие потери.
Благодаря героизму и мужеству защитников Родины фронт на некоторое время стабилизировался на подступах к Лисичанску по линии Попасная — Николаевка — Чубаровка. В начале октября 1941 года в Лисичанске была организована спецшкола, которая готовила кадры для подпольной, партизанской и диверсионной работы в тылу врага.
После продолжительных упорных боев 10 июля 1942 года наши части вынуждены были оставить Лисичанск. Много бойцов полегло здесь, известных и безымянных. Летом 1960 года в овраге, спускающемся к Донцу, школьники нашли старую гильзу. В нее была вложена записка на небольшом листке бумаги из ученической тетради. Она плохо сохранилась, но специалистам удалось ее прочесть. Вот что в ней было сказано:
«...158-я дивизия... 259-й полк. Кто найдет это письмо, узнает, что мы погибли за Родину 28 сентября 1942 года в городе Лисичанске. Сережа Блинов из Ленинграда, 24 лет, ранен Ваня Харитонов и я, Степа Мухин, 26 лет. Клянемся, что мы будем биться за Родину до конца. Передайте в Ленинград, по ул. Чапаева, № 24, военкомат. Смерть фашистам! До свидания. Умрем. Отомстите за нас...».
В сентябре 1942 года, которым датирована записка, Лисичанск находился в глубоком тылу врага. Но раненые советские воины, оказавшиеся в тылу врага, продолжали сражаться с фашистами, предпочтя героическую смерть плену.
В городе был установлен режим фашистского террора. Немецкий комендант Лисичанска требовал от жителей о всех «подозрительных лицах» сообщать в полицию или ближайшую воинскую часть. В пятом пункте приказа говорилось, что «лица, укрывающие партизан и бандитов, будут расстреляны, а их семьи отправлены в штрафные лагеря. С первых дней оккупации начались аресты и казни мирных граждан. Сотни людей были расстреляны и брошены в шурф шахты «Черноморка». В районе шахты имени Войкова фашисты устроили лагерь для военнопленных.
Но город не покорился. Он мстил врагу. Утром 30 августа 1942 года немецкий эшелон, груженный оборудованием, предназначенным для восстановления содового завода и ГРЭС, подорвался на мине. Жители города, рискуя жизнью, спасали попавших в плен или раненых воинов. Екатерина Румянцева вызволила из лагеря для военнопленных красноармейца А. Е. Ряшина, который потом вернулся в свою часть и воевал до победы. Тяжело раненного бойца татарина Галима Мулагалимова укрыла в своем доме Анастасия Саввична Рубашкина.
В то время, когда под Сталинградом была окружена группировка войск Паулюса, из Астрахани в район железнодорожной станции Орловская в Сальские степи была послана диверсионно-партизанская группа «Максим». В ее составе был и комсомолец Николай Лунгор из Лисичанска. Все 15 человек погибли, но задержали переброску фашистских войск с Северного Кавказа на помощь окруженной немецкой 6-й армии.
Используя Северский Донец в качестве естественной преграды против наступающих советских войск, фашистское командование превратило города Лисичанск, Верхнее, Пролетарск, поселки Привольное и Новодружеск в опорные пункты с системой долговременных оборонительных сооружений, минными полями, проволочными заграждениями. Несмотря на это, 5 мая 1943 года подразделения 59-й и 78-й стрелковых дивизий после сильных боев овладели поселком Привольное, создав плацдарм на правом берегу Северского Донца.
После разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге создались благоприятные условия для освобождения Донбасса. Соединения 3-й гвардейской армии, действовавшей в составе Юго-Западного фронта, в ночь с 1 на 2 сентября форсировали Северский Донец, 2 сентября части 279-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. С. Потапенко, преодолевая упорное сопротивление врага, овладели городами Верхнее, Лисичанск, Пролетарск и поселком Новодружеск. На правом фланге им оказывал помощь 176-й гвардейский стрелковый полк 59-й стрелковой дивизии. Воины проявили высокую отвагу и находчивость. В бою было захвачено у врага 28 орудий, 12 минометов с тягачами, более 60 автомашин, уничтожено до 400 гитлеровцев.
Первым ворвался в Лисичанск 1005-й стрелковый полк 279-й стрелковой дивизии под командованием полковника Н. А. Русакова. Храбро сражались бойцы этой части. Разведчик Ф. И. Шевченко, ночью перебравшись вплавь через реку, застиг врасплох заставу врага, сразил 5 гитлеровцев и захватил пулемет. За ним переправился пулеметчик Николай Грачев, а следом вся рота.
Решительно и отважно действовали 1001-й и 1003-й полки этой дивизии (командиры полков М. С. Печерский и В. А. Ленивый). Рота автоматчиков лейтенанта А. А. Щальнова, пробравшись в тыл врага, захватила три орудия, четыре миномета и на пути отхода неприятеля взорвала мост. Связист этого же полка И. М. Бутяев добровольно вызвался восстановить нарушенную врагом телефонную связь с соседним батальоном. Надев маскировочный костюм, он быстро пробрался к месту повреждения и исправил линию. На обратном пути в рукопашной схватке связист уничтожил четырех фашистов. В ознаменование одержанной победы 279-й стрелковой дивизии было присвоено наименование «Лисичанская». Москва салютовала освободителям 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Командир дивизии-освободительницы почетный гражданин города генерал-майор Потапенко В.С. последние годы своей жизни провел в Лисичанске, в 1969 г. был похоронен на городском кладбище. Его имя носит одна из улиц города и СШ №9 г.Лисичанска.
Вернувшиеся в город советские люди повсюду видели развалины и пепелища — следы «хозяйничанья» оккупантов. Общая сумма ущерба, нанесенного Лисичанскому району немецко-фашистскими захватчиками, составила 1 миллиард 91 миллион 499 тысяч рублей. Населенные пункты обезлюдели, пришли в запустение. Фашисты угнали в Германию 2314 человек, 470 мирных граждан расстреляли. Только на улице Донецкой после освобождения Лисичанска было обнаружено 27 трупов жителей, расстрелянных гитлеровцами перед отступлением.
Сразу после освобождения в город стали возвращаться специалисты предприятий. Начались восстановительные работы, которые возглавили коммунисты. Парторганизация района тогда была немногочисленной. В конце сентября 1943 года в ней состояло только 139 коммунистов, тогда как перед войной их было свыше трех тысяч. Но постепенно ряды коммунистов росли. К концу года в составе районной парторганизации насчитывалось. 248 человек, которые представляли 24 первичные парторганизации.
Государственный Комитет Обороны 26 октября 1943 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна». Оно предусматривало восстановление в первую очередь средних и малоразрушенных крупных шахт, восстановление и строительство мелких шахт. В Лисичанске первыми начали возрождаться шахты «Орион» и № 10, затем было открыто несколько новых мелких шахт.
Восстановительные работы велись в очень трудных условиях: не хватало продовольствия, материалов, рабочей силы. На помощь горнякам Донбасса пришли трудящиеся братских республик.
В Лисичанск из города Кемерова было переведено монтажное управление, которое вместе с созданным здесь трестом «Донхимпромстрой» восстанавливало содовый завод и другие предприятия. На восстановлении ГРЭС работали учащиеся Тульского ремесленного училища.
На фронтах еще кипели жаркие бои, вся жизнь страны была подчинена интересам победы над врагом. В общее дело разгрома врага свой вклад внесли и трудящиеся Лисичанска. Горняк шахты имени Титова М. Михейда, забойщики шахты имени Войкова Н. Ляпин, П. Агафонов выполняли по две и более норм.
По фронтовому работали на восстановлении содового завода бригады И. Жидкова, Ф. Кунченко, кадровые рабочие завода пенсионеры И. Чернявский, К. Михайлов, И. Подгорный и многие другие.
Из руин и пепла вставали заводы и шахты. 28 октября 1943 года газета «Лисичанский рабочий» сообщила, что за короткое время возобновили работу 4 шахтоуправления. Колхозы провели осенний сев. В районе работали 32 школы, 3 больницы, 16 медпунктов, 8 столовых и 10 магазинов. 11 января 1944 года вступила в строй первая турбина ГРЭС. 6 июня была восстановлена первая система Лисичанского стекольного завода, а 28 августа поставлена на сушку стекловаренная печь завода «Пролетарий». Содовый завод 6 июня 1944 года дал кальцинированную соду.
Коллективы предприятий города в годы войны не раз выходили победителями во всесоюзном социалистическом соревновании и завоевывали переходящие Красные знамена министерств и Государственного Комитета Обороны. В конце 1943 года коллективу ГРЭС было присуждено переходящее Красное знамя ГКО. Труженики содового завода до конца войны семь раз получали переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. В 1946 году оно было передано коллективу завода на вечное хранение и теперь находится в областном краеведческом музее.
Приближению победы над врагом помогли вклады в фонд .обороны из личных сбережений лисичан. К 3 февраля 1944 года на постройку танковой колонны «Советская Украина» жители района внесли 1 558 665 рублей, а к марту следующего года было собрано 2384338 рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов. Трудящиеся просили присвоить эскадрилье имя «Лисичанцы» и передать 1-му Прибалтийскому фронту. Это желание было исполнено.
Героическая борьба Красной Армии, самоотверженный труд рабочих, колхозников, интеллигенции нашей страны, массовое партизанское движение в тылу врага привели к разгрому немецко-фашистских захватчиков. Советский народ одержал историческую победу над фашизмом.
Тысячи лисичан за ратные подвиги, совершенные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, награждены орденами и медалями СССР. Многие из них не вернулись домой, отдав свои жизни за честь и свободу Родины. Жители города свято чтут их память.
Владислав Козленко, студент Лисичанского горного техникума
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Нужно не забывать о
Нужно не забывать о героическом прошлом, но согласен с гостем в том что нужно помнить прошлое и жить настоящим. Написать статью о борьбе наших земляков за свою землю против рашистско-полицайских отбросов. С указанием фамилий патриотов и фамилий полицаев.
Лучше напишите о лисичанах в
Лучше напишите о лисичанах в русско-украинской войне.
Сколько из них и кто помогал оккупантам, кто помагал защищать от них родную землю.