Городской транспорт: как все начиналось

Внутригородские маршрутные автобусы в Северодонецке появились в 1955 году, став «подарком» к 30-тысячной отметке населенности.

Было открыто пять автобусных маршрутов. На линиях работали вместительные одиночные ЗиЛ-155, а на пригород выходили машины Львовского завода Лаз-695Е и юркие ПАЗики 670. Однако решение транспортной проблемы путем увеличения числа автобусов тогдашнее руководство города не удовлетворяло по нескольким причинам.

Во-первых, уже тогда серьезно учитывалась экологическая ситуация.

Во-вторых, груженый автобус двигался довольно медленно, а на небольшой горке бензиновый ЛиАЗ и вовсе превращался в черепаху. Соответственно, люди долго добирались до места своего назначения, а для компенсации увеличивавшихся интервалов движения требовались дополнительные машины.

Все это заставляло местную власть задуматься о вводе альтернативного вида транспорта. Электрический двигатель трамвая или троллейбуса не коптил небо, двигался практически бесшумно и главное быстро. Да и вместимость электротранспортных средств была больше, нежели автобуса. Но не обошлось без препятствий: численность населения Северодонецка не позволяла внедрить подобный вид общественного транспорта. Однако руководство города настойчиво убеждало высокие партийные и хозяйственные органы: городу химиков нужен электротранспорт. И таки добилось своего. 

В 1967 году Северодонецкий горисполком совместно с руководством СПО «Азот» и министерством коммунального хозяйства УССР принимает решение о проектировании в Северодонецке городского электротранспорта. Проект был поручен Харьковскому автодорожному институту (ХАДИ) и включал в себя строительство трамвайной линии и трамвайного депо. В состав проекта входило строительство депо с мастерскими технического осмотра и ремонта на 50 машинных мест; строительство тяговых подстанций в соответствии с расчетом на перспективу развития. Маршруты следования были от первой проходной «Азота» по ул. Призаводской (ныне ул. Пивоварова), далее по ул. Ленина с ответвлением на ул. Донецкую до управления ГИАП.

Решением Минхимпрома от 25 ноября 1970 года был утверждён проект строительства трамвая в Северодонецке. Но руководству города и комбината он не понравился, так как строительство трамвая было рассчитано на 5 лет, тем более проект предполагал реконструкцию и расширение уже существующей улицы Ленина. Было поручено ХАДИ доработать проект. Так как в соседнем Лисичанске уже заканчивали строительство троллейбусных линий и готовились к открытию, то было принято решение о проектировании другого электрического транспорта, менее затратного и более выгодного. Этим транспортом стал троллейбус. 

В марте 1972 года работы по строительству троллейбусного сообщения были начаты. Сначала была расширена узкая на тот момент улица Призаводская (ныне улица Пивоварова). Столбы освещения на будущем маршруте были заменены, и на них была повешена арматура для крепления контактного провода. Одновременно создавалось и Северодонецкое троллейбусное управление. Часть специалистов была приглашена из других городов: Алчевска, Донецка, Стаханова, Харькова. В 1977 году город приобрел первые 5 троллейбусов модели ЗИУ-682В. Их обкатка началась в ноябре-декабре. А уже 1 января 1978 года по улицам Северодонецка проехал первый троллейбус с пассажирами. Маршрут №1 (от ул. Призаводской (Пивоварова) до автовокзала), обслуживаемый пятью троллейбусами, работал с 6.00 до 22.00, после чего троллейбусы выстраивались в очередь и автомобилями «КрАЗ» увозились к ещё только строящемуся депо. Там они стояли под открытым небом. К майским праздникам троллейбусную линию и маршрут №1 продлили в новые жилые районы города. Было открыто движение по Ворошиловградскому шоссе (ныне шоссе Строителей), ул. Курчатова до больницы СПЗ. При этом была введена ещё одна тяговая подстанция и построена линия по улице Лисичанской (ныне пр. Гвардейский) до депо, что позволило отказаться от транспортировки троллейбусов путём автоэвакуации. К июлю 1978 года троллейбусный парк вырос до 20 машин, одной машины контактной сети и одного троллейбуса-тягача КТГ-2.

Официальной датой рождения Северодонецкого троллейбуса принято считать 19 декабря 1978 года, именно к этому времени были достроены депо и производственные боксы. На тот момент в парке уже было 45 машин, а интервал движения на маршруте не превышал пяти минут.

В мае следующего года был пущен троллейбусный маршрут №2, в 1980 году – №3. Троллейбус по третьему маршруту следовал от СПЗ по проспекту Советскому до универмага «Детский мир» к проходным СПО «Азот». В 1984 году по Северодонецку ездило более 60 троллейбусов. 

В 1985 году был открыт троллейбусный маршрут №4, чуть позже – троллейбусный маршрут №5, следовавший от СПЗ до автовокзала. В 1986 году был запущен троллейбусный маршрут №6 от троллейбусного депо до проходной «Аммиак».

Пика своего развития троллейбусное управление достигло в 1991 году, когда шесть троллейбусных маршрутов города обслуживало более 100 машин, а с резервом в депо их было 120.

Казалось бы все прекрасно! Но вот старый центр города почти остался без транспорта. Автобус уже не регулярно курсировал по улице Ленина, и она постепенно становилась пешеходной. Руководство города эта ситуация обеспокоила. И уже 1984 году была создана комиссия, основной задача которой было, как качественно решить проблему транспорта на ул. Ленина и Донецкой. Тогда-то и вспомнили о проекте трамвая. 

В начале 1985 года был утверждён новый проект строительства трамвая. Согласно ему трамвай должен был двигаться по левой стороне улицы Ленина как это в Москве на Чистопрудном бульваре. В пределах улицы два разворотных кольца – на пересечении ул. Донецкой и Ленина.

И вот 1987 году на улице Донецкой от ГИАП начали проводить подготовительные работы к началу строительства. Были приглашены специалисты из Луганска, Харькова и Донецка.

Так же было решено, что подвижной состав трамваев будет состоять из КТМ-5.

Но в начале 1988 года руководство города приняло решения о временном прекращения строительных работ, так как нужно было закончить строительство основных троллейбусных маршрутов. 

В 1991 году горисполком принимает решения о строительстве новых маршрутов троллейбуса. Так как предполагалось, что маршрут №8 дублировал трамвайный маршрут №2 от ГИАПа до ул. Донецкой, тем самым забирая часть пассажиропотока, маршрут №7, который должен следовать по улице Пивоварова до Комсомольского проспекта, заберёт всех пассажиров от первой проходной, в мае 1991 года проект трамвая снова отправляют на доработку в Харьков. Теперь горисполком требует убрать линию с ул. Донецкой, дабы не мешать новому маршруту троллейбуса, и сделать разворотное кольцо у ОКБА, а не у первой проходной. А в виду расширения гостиничного комплекса «Мир» депо перенести в промзону на ул. Заводскую. В конце года было принято решение о строительстве трамвая по проекту №3. Его реализация должна была начаться 7 июля 1993 года.

Но в декабре 1991 года происходит распад СССР, УССР становиться независимой Украиной. Из-за тяжёлого экономического положения в стране в Северодонецке в 1994 году было принято решение об отказе в реализации проекта строительства трамвая…

В 1993 году по городским маршрутам стали курсировать новые сочленённые троллейбусы марки ЮМЗ-Т1 (гармошка). Такой подарок городу сделала Северодонецкая ТЭЦ. 

А в 2006 году на линии Северодонецка вышел единственный на Донбассе троллейбус ЮМЗ Т2.09 (горный). В октябре того же года парк пополнился двумя новыми троллейбусами из России, а осенью 2008 года – двумя новыми троллейбусами из Днепропетровска Днiпро Е-187. В 2009 году в Северодонецкое троллейбусное управление поступил новый троллейбус ЮмЗ-Т2. Это был первый троллейбус с тиристорной-импульсной системой управления (ТИСУ).

Значительным обновлением парка стала закупка в 2011 году частным акционерным обществом «Северодонецкое объединение «Азот» десяти новых низкопольных машин белорусского производства. С этого момента Северодонецк стал вторым городом в Луганской области, эксплуатирующим низкопольный электротранспорт.

На сегодняшний день коммунальное предприятие «Северодонецкое троллейбусное управление» в своём инвентаре насчитывает 45 единиц подвижного состава (кстати, эта цифра неизменная уже более десяти лет), среди них один грузовой троллейбус. Эти машины обслуживают четыре троллейбусных маршрута. Выпуск составляет от 25 до 30 троллейбусов.  Общая протяженность маршрутов достигает 81,2 км, на которых расположено 89 остановок.

 

Источник: Sed-rada

Последние комментарии