Украинская пианистка, став одной из лучших среди молодых музыкантов Франции, выступила с концертами в Украине

Пианистка Наталья Кудрицкая родилась в Украине, но живет и работает во Франции. Закончила Парижскую консерваторию и сейчас успешно гастролирует в Европе. Наталья — победительница Фонда объединения Banque Populaire, обладательница Гран-при Safran Foundation. Талантливая украинка выступает на сценах знаменитых концертных залов Европы, участвует в престижных музыкальных фестивалях. Работает в творческом тандеме с Дмитрием Башкировым, Кристофом Эшенбахом, Жан-Клодом Пенетье. Вместе с Киевским симфоническим оркестром Кудрицкая осуществила концертное турне по США.

В Украину Наталья Кудрицкая приехала на фестиваль «Французская весна». Пианистка дала концерты в крупных городах Украины, в том числе и в Северодонецке.

— Наташа, правда, что перед концертом в Донецке вы ходили к захваченной администрации?

— А как иначе можно разобраться? Нужно разговаривать с людьми. Я делала это в Киеве на Майдане, играла на пианино возле госадминистрации. Знаю, что ни в Киеве, ни в Донецке люди не хотят войны.

В моем графике в рамках «Французской весны» были запланированы концерты в Севастополе и Симферополе. Очень сожалею, что они не состоялись. Остались Киев, Донецк, Луганск и Северодонецк. Концерты в этих городах для меня были очень важны. Переживала, придут ли слушатели, ведь ситуация на Востоке напряженная. Я хотела посмотреть собственными глазами, что там творится на самом деле. В Донецке мы ходили в захваченную сепаратистами областную администрацию, пытались общаться с теми, кто там находится, чтобы понять их точку зрения. Есть разные персонажи, в том числе те, кто обижен на власть, но хочет нормально жить. В Украине. Какой-то мужчина средних лет сказал, что люди чувствуют себя брошенными, они ждут, чтобы их защитили, успокоили. Никто не едет, и они стоят. На личные обиды, несправедливость, рост цен накладывается еще и военная обстановка. Мне сложно было переубедить их, что в Киеве живут такие же, как и они, люди, а не бандеровцы и наркоманы.

 Во Франции как воспринимают ситуацию в Украине?

— Почти каждый день об Украине пишут на первых страницах ведущих изданий. Все осуждают Россию за аннексию Крыма, но не все поддерживают действия нынешней украинской власти, вступление в Евросоюз. Ведь в ЕС сейчас дела обстоят не так уж прекрасно, как нам кажется. Украине предстоит пройти сложный путь, в том числе и рост цен. Понятно, что экономика так быстро не заработает, но нам нужно стремиться к европейскому образу жизни, стандартам в работе. Европа должна реально помочь Украине в трудный момент. Я очень переживаю за нашу страну.

— Скучаете по дому?

— Уже не так, как поначалу. К тому же в любой момент можно сесть в самолет и прилететь в Украину. А раньше приходилось добираться автобусами, так было дешевле. В Киеве у меня семья, друзья. Когда приезжаю в родной город, возникает ощущение будто никогда его и не покидала. В Париже я готовлю украинский борщ и угощаю французских гостей. Им очень нравится.

 Украинской или французской пианисткой считаете себя?

— Трудно ответить на этот вопрос, ведь более десяти лет живу во Франции, училась там. Начальное образование получила в Киеве, и это настоящее богатство. В Украине я сформировалась как музыкант, четко поняла, чего хочу, но в 18 лет уже не могла рассчитывать на дальнейшее развитие. Поступила в Киевскую консерваторию и на втором курсе уехала в Париж. Меня интересовали европейские музыканты, общение с ними. Обучение в Европе — это доступ к совершенно другим источникам, потрясающим музыкальным изданиям, записям, которые у нас найти невозможно. Так что по паспорту я украинка, а в душе — француженка.

— Известность вам принесли победы в международных музыкальных конкурсах?

— По конкурсам я ездила только один год, 2009-й. Победы, полученные там, не стали решающим фактором развития моей карьеры. Они помогли не столько реализовать себя творчески, сколько организовать. Это учит, закаляет.

— И помогает в финансовом плане?

— Многие музыканты зарабатывают на конкурсах, живут этим, но так и не становятся известными. Часто мировые лауреаты после громких побед просто исчезают со сцены. Считаю, что конкурсы и карьера музыканта — разные вещи. Да и скучно играть одну и ту же программу по четким правилам, стандартам, без импровизации. Всегда присутствует страх совершить ошибку. В таких условиях сложно вырастить творческую личность.

 С чего началось ваше увлечение музыкой?

— Мой отец работал в Киевской опере. Он часто брал меня с собой на репетиции, я буквально выросла в оркестровой яме. С трех лет ходила с родителями на спектакли. Можно сказать, в музыкальной атмосфере купалась с рождения, знала все оперы наизусть. Вопрос о моем музыкальном образовании даже не обсуждался. Это было обязательно. Не ради того, чтобы стала профессиональным музыкантом, а просто для общего развития меня отдали в школу имени Лысенко. Уже с первых лет учебы я осознавала, кем буду. Параллельно увлекалась изучением иностранных языков. Могла спокойно поступить в лингвистический университет, но пошла в столичную консерваторию.

— Можно не сомневаться, что вам это далось легко.

— Подготовка была очень сильной, поэтому и сложностей при поступлении не возникало. На первом курсе я много общалась с французскими музыкантами, которые приезжали в Киев. Училась у них и понимала, что нужно развиваться. Париж — лучшее место для молодой девушки. Просто мечта. Консерватория там очень высокого уровня. Я слушала музыку парижских мастеров, выбрала себе наставника по душе и решила поступать.

— Студент сам выбирает преподавателя?

— Педагога, у которого в будущем хочет учиться. Теоретическая часть поступления там намного проще для нас, потому что все это мы основательно изучили еще в десятилетке. А вот с фортепиано сложнее. За месяц до экзамена дают список произведений, которые обязательно нужно выучить и сыграть. У меня возникла проблема с ритмом, поскольку у нас такого предмета вообще нет. А это очень важно для музыканта. В первый раз я «пролетела». Потом целый год изучала этот предмет и поступила. Играла Баха, Шуберта, Дебюсси, Шопена, Листа… Обучение в Парижской консерватории бесплатное, а вот с жильем проблема. Столица Франции — очень дорогой город. При консерватории есть общежития, но стоят они недешево — от 300 до 600 евро в месяц. В зависимости от удаленности от центра. Получить место в общежитии имеют возможность в первую очередь те студенты, которые живут далеко от родного дома. Этот вопрос решает специальная комиссия. Все честно и открыто. По такому же принципу назначаются стипендии и различная помощь. Благодаря подобной поддержке я и выживала в Париже.

— Что это была за помощь?

— Я была отличницей, поэтому получала стипендию от различных фондов, что составляло от тысячи до трех тысяч евро в месяц. В первую очередь деньги дают тем, кто хорошо учится, чьи родители мало зарабатывают (нужно предъявить справки об их зарплате).

 А что делать после выпуска? Как устроиться молодому музыканту в Париже?

— Предусмотрена специальная программа. Есть замечательное место «ситэ де заах», типа нашего общежития. Такой городок искусств. Одно здание находится в самом центре Парижа, прямо возле собора Парижской Богоматери, второе — на Монмартре. Там для всевозможных проектов принимают людей совершенно разного возраста. Это музыканты, актеры, художники, танцоры. За 350—400 евро в месяц можно снять небольшую квартирку. Для этого нужно пройти творческий конкурс, подав свое досье. Если ваш проект нравится, можете год-два жить в «творческом городке». Я встречала знакомых музыкантов из Киевской консерватории, а вот представителей шоу-бизнеса не было. Для творческих людей это удивительное место, ведь проживание в подобной среде — еще один университет, обмен опытом, мыслями, возможность реализовать свои таланты.

— Как это можно сделать? Ведь во Франции достаточно своих музыкантов.

— Их уровень очень высок, но и наших ценят. Знаете, в чем отличие работы музыканта во Франции и в Украине? У нас можно быть суперталантливым, прямо гением, но сидеть без работы, не имея копейки. А там, если человек талантлив, пашет, он не остается незамеченным, всегда будет иметь заработок. Твои способности обязательно заметят и помогут. Например, когда я училась в консерватории в Париже, фирма «Ямаха» (японский концерн, производящий музыкальные инструменты) организовывала концерты и предоставляла музыкантам профессиональные инструменты для репетиций, давала их и для других выступлений, записей. Причем бесплатно. А в Украине получить такой инструмент невозможно. Только купить самому. Но стоит он огромных денег. Современное пианино — от 30 тысяч гривен, а рояль — больше ста тысяч.

— Что для вас было самым сложным в Париже?

— Сделать правильный выбор пути развития. Я решила целый год изучать индийскую музыку. На рояле ее воспроизвести практически невозможно, но мне были интересны разные подходы: джаз, импровизация. Мы организовывали проекты и получали под них стипендию. Я очень много работала. Даже не было времени на то, чтобы просто погулять по Парижу, рассмотреть этот прекрасный город.

— Свой первый альбом вы выпустили в Париже?

— Записать и издать диск помог один из банков. Это ведь дорогое удовольствие. Если записывать все композиции «вживую», нужен зал, оркестр, хорошие музыканты и инструменты. Можно творить настоящие чудеса и с помощью микрофона и компьютера, но получается ведь синтетика. Альбомы сейчас не приносят прибыли музыкантам, но они должны быть. Для имиджа. Главное для исполнителя — выступления перед публикой. Гастрольная деятельность у меня нерегулярная, волнообразная. В основном выступаю во Франции, где меня хорошо знают, по Европе много езжу. Весной и летом проводится много фестивалей. Зимой спокойнее. В это время я отдыхаю, приезжаю домой в Киев.

— Не хотите вернуться?

— Честно скажу, мне комфортно живется в Париже, но в последнее время обострилось чувство патриотизма. Хочется если не вернуться в Украину, то хотя бы работать здесь, привозить новые проекты, поддерживать культурную жизнь в стране. Мечтаю о такой возможности, хотя с этим у нас очень сложно. Даже Киевская филармония не часто может приглашать известных музыкантов. Поэтому молодежь и ищет другие пути развития, уезжает за границу.

 

По материалам Факты

Последние комментарии