Сегодняшний политический и экономический кризис в Украине является проверкой на жизнеспособность страны, и то, как Украина выйдет из него, определит направление ее дальнейшего развития. О том, каково текущее финансовое состояние Северодонецка, рассказал представителям местных СМИ первый заместитель городского головы Евгений Халин.
– Евгений Владимирович, как формируется бюджет города и какая на сегодня его основная проблема?
– Бюджет города формируется на основании доведенных Министерством финансов Украины расчетных показателей. Часть бюджета направляется на выполнение городом собственных полномочий, а часть – на выполнение делегированных полномочий. К делегированным полномочиям, в частности, относятся сферы образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, частично органов управления. В случае, если доходная часть бюджета меньше расходной, на эту разницу планируется получение дотации. В 2013 году Министерство финансов Украины завысило расчетные показатели по доходам в сравнении с прогнозными расчетами налоговых органов города, соответственно и дотация городу была запланирована в меньшем объеме от реальной потребности. Как результат, доходная часть выполнена всего на 87%. Из-за недопоступления средств город постоянно вынужден был обращаться в органы Казначейской службы Украины для получения краткосрочных и среднесрочных ссуд для покрытия расходов по защищенным статьям (заработная плата с начислениями, медикаменты, питание, энергоресурсы и коммунальные платежи). Из-за нехватки средств на начало года город вышел с кредиторской задолженностью как по защищенным, так и по незащищенным статьям. Наличие задолженности негативно сказалось при формировании бюджета города на 2014 год, поскольку к необходимым расходам на текущий год добавились расходы на погашение задолженности бюджета за прошлый год.
– Что Вы скажете о состоянии бюджета на текущий год?
– Та же проблема с бюджетом города и в 2014 году. Расчетные показатели Министерства финансов Украины по доходам в сравнении с действующей базой налогообложения завышены на 21,3 млн. грн., то есть город не получит этих средств в виде дотации. По факту первого квартала в городской бюджет не поступило 7,184 млн. грн. На эту сумму рассчитывали получить среднесрочную ссуду в Казначейской службе Украины, но государством средства выделены не были. На сегодняшний момент принят Закон Украины «О внесении изменений в Государственный бюджет Украины на 2014 год», в соответствии с которым расчетные показатели по городу были снижены как по доходам, так и по расходам на 7,077 млн. грн. Нас поставили перед фактом, что размер ссуды, на которую можем претендовать, составляет 2 млн. грн., то есть на 5,184 млн. грн. меньше ранее исчисленной. Учитывая необходимость погашения задолженности на начало года, невыполнение плана по поступлению средств в доходную часть бюджета из-за падения экономики, имеющегося ресурса не хватает для покрытия потребности города в оплате даже защищенных статей расходов. Город постоянно вынужден обращаться в органы Казначейства для получения краткосрочных ссуд. Объем этих ссуд не всегда покрывает потребность в средствах на оплату защищенных расходов из-за того, что их размер ограничен 1/12 от годового плана по доходам. Положение может облегчить получение среднесрочной ссуды, которое государство обязано предоставить, поскольку ответственность за расчет показателей лежит именно на нем. На сегодняшний день такая ссуда в бюджет не поступила.
Расчетные показатели расходов на делегированные полномочия по органам управления, здравоохранению, культуре, физкультуре и спорту формируются из расчета на одного жителя, на образование – с учетом количества детей дошкольного возраста и количества учащихся. Ни по одному показателю не принимается во внимание сеть бюджетных учреждений города, то есть количество школ, садов, лечебных учреждений, ДЮСШ и т.д. Количество жителей города уменьшается с каждым годом. Так, число жителей на 01.01.2004 г. составляло 127,4 тыс. чел., а на 01.01.2013 г., исходя из которой формировались показатели на 2014 год, – 119,9 тыс. чел., то есть идет снижение численности, соответственно уменьшаются расчетные показатели по бюджету. Снижается и количество учащихся в школах города. Так, в 2003-2004 учебном году школьников было 13,8 тыс., а на текущий учебный год их численность составила 9,3 тыс. При этом количество учебных заведений осталось неизменным, наполняемость классов снизилась с 28 чел. до 23,5 чел., количество штатных единиц в школах с 573 выросло до 576. То есть при уменьшении количества учеников на 32,6% сеть осталась неизменной.
– Как в этом году будут выполняться делегированные полномочия города?
– В 2014 году на выполнение делегированных полномочий по расчетным показателям Министерства финансов доведенной цифры не хватает в полном объеме даже для обеспечения расходов по защищенным статьям бюджета (зарплата с начислениями, коммунальные услуги и энергоносители, питание, медикаменты). Так, при минимальной потребности в средствах по образованию в размере 119,8 млн. грн. расчетный показатель составил 96,6 млн. грн., по здравоохранению при потребности 86,5 млн. грн. показатель составил 73,0 млн. грн., по физкультуре и спорту при потребности 11,5 млн. грн. показатель составил 1,6 млн. грн., по культуре при потребности 14,3 млн. грн. показатель составил 12,7 млн. грн. Недостающие средства были направлены из расходов по выполнению собственных полномочий города, но и это не смогло полностью покрыть потребность. Нехватка средств на покрытие расходов на заработную плату с начислениями по образованию сейчас составляет порядка 6,5 млн. грн., на оплату энергоносителей и коммунальных услуг по здравоохранению – 3,9 млн. грн.
– Какой может быть выход из ситуации?
– Выходов из данной ситуации не так много: это или проведение оптимизации сети бюджетных учреждений города, или предоставление городу из государственного бюджета дополнительной дотации.
Следует отметить принятие очередного Постановления Кабинета Министров Украины, которое обязательные надбавки педагогическим работникам в размере 20% и библиотекарям в размере 50% переводит в разряд необязательных, то есть таких, которые могут выплачиваться только при наличии средств. В связи с уменьшением объема бюджета теперь выплачивать такие надбавки не представляется возможным. На это потребовалось бы дополнительно еще 4,0 млн. грн. Сразу хочу отметить, что как вопрос выделения дополнительной дотации, так и вопрос отмены вышеуказанного Постановления депутаты от Партии регионов будут выносить на очередную сессию городского совета.
Ко всем бедам сегодняшнего городского бюджета надо добавить и рост тарифов на тепловую энергию, газ, водоснабжение и водоотвод. На это городу дополнительно необходимо 4,1 млн. грн.
Согласно действующему законодательству расходы на заработную плату с начислениями, оплату энергоносителей и коммунальных платежей должны быть предусмотрены в бюджете в полном объеме. Сейчас ведется работа по подготовке проекта решения о городском бюджете на 2014 год с учетом новых расчетных показателей.
Следует отметить еще одну большую проблему: это исполнение специального фонда бюджета, то есть бюджета развития. Сюда относятся приобретение оборудования, работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции. В городе имеется достаточное количество средств, чтобы проводить и оплачивать такие расходы. Эта сумма составляет 45 млн. грн. Но в результате того, что все ресурсы бюджетов входят в единый казначейский счет Украины, государство пользуется нашими деньгами для покрытия расходов на свое усмотрение. По результатам прошлого года городом была профинансирована вся оплата по таким видам работ, но Казначейская служба Украины не проплатила из них порядка 18 млн. грн., то есть предприятия-подрядчики не получили эти средства, возникла кредиторская задолженность бюджета, которая и на сегодняшний день практически не погашена. Мы не имеем возможности при наличии средств расходовать их ни на ремонт дорог, ни на ремонт домов, школ, больниц. Нет возможности закупить шины на троллейбусы, что ставит под угрозу организацию троллейбусных перевозок. Все эти вопросы многократно ставятся перед областной администрацией, но, к сожалению, решения нет.
– Какие действия городская власть может предпринять в данной ситуации?
– Исполнительный комитет, депутаты городского совета в содружестве с другими городами области подготовили предложения по изменению действующего бюджетного законодательства. В частности, предложено часть налога на прибыль оставлять в местном бюджете, увеличить процент поступающего в городской бюджет налога на доходы физических лиц и прочие изменения. Мы очень надеемся, что правительство нас услышит, ведь с подобными проблемами столкнулись практически все города Луганской области.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад