Елена Сидоренко: «Решила вернуться туда, где начинала»

В нашей команде она меньше года, но для северодонецких болельщиков олицетворяет сразу несколько поколений украинского волейбола.

На протяжении 90-х Ледовый Дворец спорта был домашней ареной луганской «Искры», в составе которой Елена Сидоренко дебютировала более 20-ти лет назад. Зрители вместе с игроками переживали взлеты и падения той легендарной команды, за девять сезонов завоевавшей шесть чемпионских званий и четырежды пробивавшейся в финалы евротурниров. Наверняка, многие до сих пор помнят быструю передачу в четвертую зону, прыжок и разящий удар Елены. Позже к шести золотым медалям в «Искре» она добавила четыре в черкасском «Круге», став самой титулованной волейболисткой Украины. Останавливаться на достигнутом? Ну, уж нет! Одиннадцатый по счету триумф на отечественной сцене стал бы хорошим венцом блистательной карьеры мастера спорта международного класса, участницы Олимпийских Игр. 20 января Елене исполнилось 40, а она все еще полна сил и голодна к победам.

– Елена, вы выходили на площадку Ледового в 90-х, 2000-х, выходите сейчас. Как изменялась атмосфера на трибунах в течение двух десятилетий?

– Когда «Искра» встречалась с европейскими грандами, арена заполнялась до отказа. Люди стояли даже в проходах! Похожая картина наблюдалась и в чемпионате. Сейчас ситуация несколько иная – болельщикам есть из чего выбрать. 

– А каково было играть здесь за команду-соперника?

– Признаюсь, эмоционально очень тяжело. В Северодонецке болельщик весьма требовательный. Даже выступая за родной клуб, плохо сыграв, получаешь немалую долю критики. Большее, нежели в других городах, количество зрителей на трибунах, соответственно – больше и мнений.

– Расскажите, как вы попали в Луганск?

– В спортинтернат меня взяли еще в 14 лет. Спустя четыре года тренеры стали подпускать к составу. При Федоре Лащенове в основном выходила на замену, тем не менее, свою первую золотую медаль чемпиона Украины получила. До сих пор вспоминаю фразу наставника, что с такими невыдающимися антропометрическими данными я «…должна ухватить птицу счастья за хвост и крепко ее держать…».

В межсезонье главным тренером назначили Гария Егиазарова. Он то и поставил меня в шестерку.

– Что стало залогом успеха той команды?

– Железная дисциплина – как в быту, так и на площадке. В игре каждый знал, что ему следует делать. Егиазаров нас, если можно так сказать, по-спортивному вышколил.

– Тем не менее, в еврокубках вам постоянно не хватало самой малости…

– Это какой-то злой рок! Первая игра финала четырех Лиги чемпионов ни у кого из игроков «Искры» не ладилась. На следующий день, кто бы ни стоял по ту сторону сетки, мы их просто «уносили» с площадки. Наверное, проблема крылась где-то в психологии. Возможно, от большого настроя выиграть девушки попросту перегорали.

– Какое из тех поражений вспоминаете с досадой?

– Наверное, финальный турнир в итальянской Матере, когда уступили в полуфинале испанской «Мурсии». И сейчас считаю, что мы должны были обыгрывать того соперника. «Искра» находилась в превосходной форме. Но матч завершился со счетом 0:3. В поединке за третье место наша команда не оставила хозяйкам ни единого шанса – 3:0.

– При каком наставнике «Искра» и вы сами достигли своего пика?

– В тот период, когда коллектив возглавлял Егиазаров. Достижения других работавших в Луганске тренеров были менее весомыми.

– Расскажите о последних днях «Искры»…

– Заняв первое место в чемпионате Украины сезона 1998/1999, готовились к очередному штурму Лиги чемпионов. В то время до волейболисток вся информация доходила в последнюю очередь. Наше дело было выходить на площадку и играть. Сначала узнали, что клуб отказался от старта в еврокубке. Позже ощутили финансовые негаразды на себе. Пропустили несколько выездных туров. Да что там чемпионат. Случались моменты, когда игрокам не на что было добраться на тренировку. После очередной неявки «Искру» дисквалифицировали. Все начали искать варианты для продолжения карьеры. Правда, и уйти из уже не существовавшей команды оказалось не так-то и просто. Даже в отсутствии средств нас облепили массой обязательств.

– Свой выбор вы остановили на Испании. Но наверняка, же были и другие варианты?

– Тогда мне шел уже 27-й год. Считала себя возрастным игроком. Поэтому долго не выбирала – сразу согласилась переехать на Пиренейский полуостров. Отмечу, что в то время испанское первенство считалось на порядок сильнее нынешнего. Флагманы, «Тенерифе» и «Мурсия», находились на слуху у всей Европы. Волейболистки стремились поиграть там.  

– С командой из Франции вы выиграли евротурнир…

– Тогда Кубок Топ-команд только набирал популярность. Повезло нам и с жеребьевкой. Поэтому, наверное, и победили (скромно улыбается, – прим. авт.).

– Чем запомнились годы, проведенные в Черкассах?

– Прежде всего, грамотным подходом к делу. Профессиональный тренер Сергей Голотов сумел создать симбиоз опыта и молодости. В течение всех четырех сезонов мы неизменно выигрывали золото.

– Вам неоднократно приходилось играть против «Северодончанки». В 2009-м «Круг» уступил ей чемпионский титул. Сейчас вы стоите по другую сторону сетки. Что общего в команде по истечении пяти лет?

– Изменилось, наверное, все! Что в 2006-м, что в 2009-м, что позже – у «Северодончанки» были иные принципы игры, другие волейболистки. Осталась только Анна Лисеенкова. Вспоминаю, как подпускали к основе Свету Лидяеву...

– Какое впечатление получили от Турции?

– Раньше от приглашений в турецкий чемпионат отказывалась. А когда все-таки поехала в «Иллер Банк», стала жалеть, что до сих пор не играла в этой стране. Там все построено на высшем уровне.

Вернувшись из Турции, собиралась завязать с волейболом, отдыхала от спорта около полугода, пока не позвали в Казахстан. 

– А как поступило предложение поиграть в нашей команде?

– Во время отборочных игр к Чемпионату Европы-2013 ко мне подошел наставник сборной Украины Гарий Егиазаров. Рассказав, что он едет в Северодонецк, между прочим спросил: хотела бы ли я присоединиться к «Северодончанке»? К тому времени у меня на руках было предложение из казахского клуба, в котором провела предыдущий сезон. 

Немного поразмыслив, решила вспомнить молодость – вернуться туда, где начинала, поработать под руководством того же тренера. Да и семья сейчас намного ближе – не за 3000 км.

– Какие цели перед собой ставите в текущем сезоне?

– Команда у нас сейчас очень перспективная, поэтому будем стараться навязать борьбу южненскому «Химику». Непобедимых соперников не бывает. Единственное, на мой взгляд, необходимо поработать над психологией молодых игроков, приучить их пахать на тренировках, отдавать все силы, несмотря на боль или усталость.

– Отыграв уже порядка 20-ти сезонов на высшем уровне, как удается мотивировать себя?

– Волейбол – это работа, приносящая мне удовольствие. Поэтому пока есть возможность играть в полную силу – продолжаю выходить на площадку.

– И все-таки с такой работой с семьей зачастую удается увидеться лишь в отпуске.

– После рождения сына играла за черкасский «Круг». По окончании каждой тренировки, естественно, спешила домой. А в период выступлений за рубежом меня попросту охватывала тоска. Хорошо, что сейчас есть современные средства связи – можно созвониться по мобильному или скайпу. Раньше было вообще сложно. 

– В национальной команде вы дебютировали в середине 90-х и получаете вызов до сих пор. Что вспоминаете, какой из эпизодов в сборной засел в памяти?

– Конечно же, когда мы пробились на Олимпийские игры в Атланту. Атмосферу, эмоции участника ОИ словами передать сложно – это нужно прочувствовать!

– Как думаете, могла наша сборная выступить лучше?

– Конечно. Просто игроки были уставшими от изнурительного сезона, как физически, так и эмоционально. Представьте, игры в чемпионате, еврокубках, отборочные матчи сборной. Главное, что вообще поучаствовали. Пусть еще кто-нибудь попробует попасть на Олимпиаду!

 
Источник sed-rada

Последние комментарии