Практически с самого начала историю Северодонецка иллюстрируют фотодокументы. Это снимки ещё песчаных барханов и первых строений на них, первых энергетиков, химиков, строителей, скромных героев, возводивших наш город. В различных исторических справках и воспоминаниях встречаются фамилии фотомастеров. В основном, это были приезжие фотографы, сопровождавшие столичное руководство. Сегодня многие снимают различные события в нашем городе. Однако интересно узнать, а кто работал в первых государственных фотоателье, делал фоторепортажи со строек и пусков, портреты передовиков того времени. Мой рассказ основан на воспоминаниях, не претендует на историческую точность, и тем не менее…
В 1949 году по инициативе директора Лисхимкомбината Геннадия Ивановича Вилесова в Лисичанске было открыто первое государственное фотоателье, в котором работали фотомастера Александр Николаевич Карпишин и Борис Тихонович Щекин. Сразу после этого А.Н. Карпишин участвовал в открытии фотоателье в Переездной, а чуть позже стал первым фотографом и в первом государственном фотоателье нашего посёлка. Так кто же он и откуда?
Родился Александр Николаевич 6 февраля 1924 года в селе Слободка Новоград-Волынского района на Житомирщине. В семье было 13 детей. После того, как репрессировали его отца, он в 13 лет вынужден был работать в совхозе. 24 июля 1941 года студент техникума А.Н. Карпишин был призван на войну. Не просто сложилась его фронтовая жизнь. Был тяжело ранен под Сталинградом, освобождал Старобельск, Лисичанск. Получил контузию под Артёмовском, ранение под Запорожьем. Освобождал Луцк, Польшу. Ещё раз ранен… И всё-таки дошёл до Берлина.
В одном из последних боёв в его руки попал необычный трофей – фотоаппарат Цейс-секонд выпуска 1934 года. Как вспоминает А.Н. Карпишин, из рук главного инженера фирмы Карла Цейса. С этого момента он не разлучался с фотоаппаратом, хотя претензий к нему предъявляли немало, требовали даже сдать этот трофей в соответствующую службу.
Первые снимки он сделал в Чехословакии. Здесь, наверное, стоит пояснить, что фото послевоенное несколько отличалось от изготовления снимков военного времени. Тогда снимки печатали, используя в качестве света солнечный луч, проходящий через отверстие в палатке и негатив, а затем направленный через линзу на фотобумагу. Бумага тоже не всегда была серебряной, порой снимки печатались и на солёной бумаге.
После всех военных приключений израненный солдат Александр Карпишин вернулся в Луганск с огромным желанием стать настоящим фотографом. Снимки его были талантливы, но надо было учиться, приобретать мастерство. Посмотрев работы Карпишина, его согласился взять в обучение великий мастер того времени, работавший в Луганске, отец известного поэта-песенника Лев Моисеевич Матусовский. Он спросил Карпишина: «Как бы ты изобразил меня?». Проекты, предложенные Александром Николаевичем, ему понравились, и Карпишин был принят в ученики. Так вышло, что вместо одного месяца он проработал под руководством мастера полгода. Тогда он был фотокорреспондентом газеты «Луганская правда». В этот период ему довелось снимать репортажи о приездах столичных руководителей, пусках и открытиях, о восстановлении Луганска и области, о новостройках. Фотографов на такие события приглашали много, но снимки в газетах и журналах (как местных, так и центральных) ставили чаще всего Карпишина. Это не очень нравилось луганчанам, и ему предложили уехать куда-нибудь в район. В это время Геннадий Иванович Вилесов и пригласил фотографа в наш регион. Здесь Александр Николаевич Карпишин стал первым государственным фотографом Северодонецка и участвовал в открытии семи фотоателье в Лисичанске, Рубежном и Переездной. Работая в государственном фотоателье, он относился к Укрфото, которое курировалось министерством культуры. Фотография считалась искусством и обеспечивалась материалами хорошо. Когда фотоателье перевели под эгиду горбыткомбината, фото стало ремеслом, появились проблемы с материалами, да и с зарплатой.
Александр Николаевич по каждому вопросу имел собственное мнение и был непримирим к «липе». Так, однажды ему заказали снять «липового» передовика в кругу товарищей. На снимке, отправленном в газету, в кругу товарищей «передовик» ковырял в ухе. Объект съёмки был так рассержен, что обещал убить фотографа.
В фотоателье Карпишин пробовал внедрить цветное фото, но снимки получались очень дорогими из-за высокой цены на материалы и почти не имели спроса.
Александр Николаевич Карпишин в Северодонецке работал недолго. Он вернулся в Луганск, затем работал в Новоайдаре, но на ответственные съёмки его всегда приглашали в Северодонецк.
Источник: Sed-rada
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад