Последняя глава этно-исторического очерка об однодворцах Боровской слободы
Подытоживая описание образа жизни и быта однодворцев, в том числе и тех, что жили с начала XVIII века в Боровской слободе, следует обратить внимание на высказывание ученика академика Б. А. Рыбакова - современного российского этнолога и антрополога, Чеснова Я.В.
В своей «Лекции по исторической этнологии» книге учёный пишет:
«…Один из таких примеров — однодворцы, расселявшиеся в южнорусских губерниях, довольно сложного происхождения, но ведущим компонентом, которых были потомки низшего разряда служилых людей (стрельцы, «боярские дети»).
Характерно, что однодворцы, экономически, будучи крестьянами, землею владели на поместном праве. Единое дворянское происхождение, если не всех, то большей части бывших однодворцев, одинаковые условия жизни в «степи», на окраине государства, однородная, военно-полевая служба с частыми кочеваниями и с постепенным передвижением всё дальше вглубь степи — всё это привело к тому, что сословие однодворцев постепенно выродилось в этнографический тип»
В настоящее время в России однодворцев, как и казаков, поморов и старообрядцев считают отдельным субэтносом русского народа. На Украине же, из-за «политкорректности», говорить об этом как-то не принято…
В стране, где национальность не регистрируется, все, включая политических лидеров, считаются украинцами. Причём, самые одиозные из них, не обращая внимание на региональные этноисторические особенности, способствуют этнокультурной экспансии с Запада на Восток Украины.
Кому-то очень выгодно не замечать этноисторические границы и испокон веков компактно проживающие народности, как например русинов из-за того, что их земли в Карпатах – лакомый кусок для пришлых украинских нуворишей.
Будут ли признаны и однодворцы отдельным субэтносом в Украине?..
Сохранятся ли за ними уникальные по природной красоте земли Донбасса с озёрами, лиманами и лесными урочищами, хранящими в своих именах историческую память о казаках, служилых и однодворцах?..
Ответить однозначно никто не готов. По крайней мере, сейчас, из-за неразрешимых этнополитических проблем государства и навязываемой политики соборности по «галицкому» образцу.
И всё-таки, независимо от признания или непризнания однодворцев одним из субэтносов Украины, следует помнить, что, несмотря на упразднение сословия ещё в 1866 году, название однодворцы сохранилось за их потомками, проживающими в бывших русскоязычных слободах Южной России и Слободско-Украинской губернии.
Однодворцев и сейчас отличает характерная «русскость», заметная в их облике, в речи и в менталитете. Однодворцы, как и казаки, держатся независимо, они открыты, имеют сильный характер, порой непокорный, при этом смелы, и предприимчивы во имя достижения цели. Но главные их свойства – это, всё же, трудолюбие, выносливость, вера в Бога и в справедливость.
Притом, что не все могут понять и принять их, нельзя не учитывать, что с незапамятных времён живут они на своей земле и уже это вызывает уважение к коренным жителям.
На улицах прежних слобод принято здороваться. Дети первыми приветствуют старших, в том числе не знакомых. А со стариками, в знак почтения к их возрасту, здороваются все, без исключения.
В лучших семьях Боровского по сей день соблюдаются основные принципы организации жизни, психологический климат и бытовой комфорт.
Как и прежде здесь передаются особенности говора, наименования природных объектов, среди которых названия лесных урочищ, озёр, лиманов, растений и животных.
В Боровском знают, что пока есть родной язык будут и боровщане, и приемственность поколений. А утрата языка – это утрата самобытности и растворение коренного населения среди прочих жителей города и области…
Возможно поэтому, и из-за подсознательного желания к сохранению своей идентичности, многие из боровщан говорят между собой не всегда так, как в городе или на работе. Язык – это главное средство духовного единения поколений «слободы».
Но есть ещё и другое, что реально объединяет - старая церковь, школа и кладбище. Именно сюда приводят всех наша вера, воспоминания, праздники, и даже печаль, воспоминание о тех, без кого не было бы и нас, и Боровского…
Но, Слава Богу, оно есть, хотя и переживает не лучшие времена.
Войдя административно в состав Северодонецка, Боровское утратило все исторические земли и став периферией города, приняло большое число горожан, лишившихся жилья в Северодонецке.
К сожалению, среди них не просто бедные люди, но часто люмпенизированные, и с каждым годом их всё больше, и больше…
А вот коренные боровщане, не найдя возможности реализовать себя ни в Боровском, ни в городе, уезжают в другие места Украины, в Россию, и даже в дальнее зарубежье. Число природных боровщан заметно убывает…
При этом, многие успешно реализуют себя, находят достойную работу, заработок, и даже повышают свой социальный статус - становятся предпринимателями, учёными и отличными специалистами.
Там же, в чужом краю, они обзаводятся семьями и неплохо живут, посвятив себя работе и близким.
И всё бы хорошо, да вот только ностальгия - неизлечимая болезнь русского человека зовёт их души в родные места, где на песках среди лесов и высыхающих озёр дремлет древнее Боровское…
Там, как говорят, «где-то пуп зарыт», а ещё, может быть, сохранилась и «вотчина» (по крайней мере, отцовская хата), родственники, соседи и Церква, «иде тибе хрястили», да и не только тебя, но и твоих прапрадедов и всех наших.…
Вот тогда-то, прокрутив в голове весь сценарий, с прошлым и будущим, кто-то находит время и возвращается, хоть ненадолго, в родные пенаты -«Пяском, ляском и в Баравсом»
Встречается снова с родным краем берез, сосен, ольховников и песчаных озёр, называемый Боровским.
Слава Богу, всё на месте:Боровское с Красной, Клубом,Церквой и памятникомтем, кто, не рассуждая о«незалэжности», демократии и «европэйськости нации», отдал жизнь за Родину.
Не забываемо оно – «наше Баравскоя». Ни прежде, ни теперь.
Но и о нём, как о старом и родном человеке пришло время подумать и позаботиться.
Иначе без заботы, оно совсем обветшает и потеряется, исчезнет не только из памяти, но даже и с современной карты, как исчезла когда-то затопленная Рыбинским морем Малога, или сербское Косово, ставшее мусульманским.
Не удивляйтесь! Свято место пусто не бывает…
И из-за духовного и физического ослабления народа, на место его, как правило, спешат чужие, не желающие духовной интеграции поселенцы ….
Им нет дела ни до языка, ни до истории, ни до самобытности прежних хозяев. У них другие принципы и чуждые нам цели…Прибывшие не только замещают выбывших – обычно вытесняют, а это очень плохо для коренных жителей…
К счастью, пока это худший, нереализованный в полной мере сценарий, который как болезнь готов осуществиться.
Но есть ещё и другой, дарящий надежду на духовное возрождение боровщан и Боровского. Причём, начало ему уже положили...
Неожиданно для многих появились люди, заявившие о себе благим деянием для всей боровской общины - построили на собственные, средства надвратную колокольню на входе в Церковь Святого Николая.
И это добрый знак благодарности земле, на которой родились, Церкве, в которой крестили и людям, среди которых каждый стал личностью!
Значит, не перевелись на Боровской земле патриоты и благородные личности, способные пожертвовать на духовное укрепление боровщан!...
И хочется верить, что где бы ни жили боровщане, и куда бы их не забросила судьба, молитвами и делами не дадут они исчезнуть Боровскому, спасут его от вырождения и поглощения городом.
Ведь, в самом деле, кто же кроме самих коренных жителей спасёт и сохранит свой прекрасный край лесов, лугов и озёр с боровскими именами?...
Руку приложил
Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Валентине Агафоновой. Это не
Валентине Агафоновой. Это не совсем так. В данном случае, это завершения цикла о жизни и традициях однодворцев Боровской слободы. В изложенном, я постарался дать своим землякам и родственникам боровщанам правильное с научной и исторической точек зрения представление о наших предках. И главное, развеял абсолютно безосновательные, унижающие достоинство предков мифы о названии Боровского и происхождении боровщан. В настоящее время готовлю материалы для очерка о службе их в ландмилиции и в драгунах.