Строительство жилья, соцкультбыта и других объектов инфраструктуры города, его инженерных сетей, энергетических объектов неразрывно связано с работой такой организации, как отдел капитального строительства городского совета.
В его деятельности сосредоточены все кардинально определяющие проблемы роста и развития города: его перспективное и текущее проектирование, обеспечение объектов строительства проектно-сметной документацией, согласованием, утверждением, финансированием, аккумулированием долевых средств предприятий, комплектация объектов строительства, повседневный контроль, технический надзор за ходом строительства.
И все это начинается в скромных кабинетах ОКСа, где в тесном контакте с проектными, экспертными организациями, подрядчиками работают сметчики, экономисты, инженеры организации строительства, реконструкции, капитальных ремонтов и технического надзора.
Историю любого предприятия делают его люди. Не исключение и наш случай.
За 50 лет существования ОКСа здесь трудилось немало специалистов, влюбленных, как говорится, в город над седым Донцом. Один из них – Юрий Павлович Ахтырский. В перечне начальников он третий (до него работали Туранский и Жиров).
Юрий Павлович руководил ОКСом с мая 1969-го по октябрь1973 года. Его можно отнести к тому поколению неугомонных романтиков, девизом которых стало крылатое выражение «Покой нам только снится». И в этом нет преувеличения или намека на браваду.
Действительно, годы его руководства ОКСом характеризуются интенсивной планомерной застройкой. Именно в начале 70-х прошлого столетия создается социальная городская инфраструктура третьего жилого массива – самого крупного в Северодонецке. Чтобы понять объемы строительства тех лет, приведу несколько цифр. В 1970 году только на строительстве жилья осваивалось свыше 10 миллионов полновесных советских рублей. Это означало, что за год в городе сдавалось в эксплуатацию более 50 тыс. кв. м жилья. Дома росли не по дням, а по часам. Представляете, какие нагрузки ложились на плечи работников ОКСа?!
«Приходилось, что называется, и дневать, и ночевать на работе, – вспоминает Ю.П. Ахтырский. – Проектанты Харьковского «Укргорстройпроекта» просто не успевали ложить на кальку запроектированные дома, делать их привязку к существующим и намечаемым инженерным сетям. Фактически строительство шло впереди проектной документации. А ведь кроме ОКСа, готовившего технические условия на строительство, привязку жилого фонда для домостроительного комбината, строилось еще и ведомственное жилье. И здесь требовалась не только выдача проектно-сметной документации. Осуществлялись согласование и корректировка с общим генеральным планом развития города. Велся ежедневный самый строгий квалифицированный технический надзор. Доходило до того, что, приезжая к харьковчанам в институт, я уговаривал руководство нашей северодонецкой строительной площадкой выдать привязку объектов строительства буквально от руки на чистом листе бумаги. Фактически ход и объемы строительства опережали разработку проектно-сметной документации. Одновременно делался задел техдокументации для строительства жилья и других объектов города согласно генплану. Тут уже в ход шли не только уговоры, взаимоотношения строились на взаимопонимании и личных контактах.
Когда приступили к разработке и утверждению плана застройки третьего жилого массива, поняли, что центральная ось города смещается в сторону нынешнего проспекта Космонавтов. По генплану именно здесь должны были быть построены Дом общественных организаций, библиотечный комплекс на 50 тысяч книжных томов, Дом общественных мероприятий, гостиница, кафе, разбита новая парковая зона.
Именно в конце 60-х – начале 70-х были запроектированы и началось строительство Дома быта, Универмага, школ №16, 4 и 2, нескольких детских комбинатов и садиков, теннисных кортов, ДЮСШ №3, музучилища, возобновилось строительство Ледового Дворца спорта.
Интересным и малоизвестным фактом тех лет считаю историю, связанную с проектированием и строительством окружной дороги. Весь крупнотоннажный автотранспорт шёл тогда через город. Повышенный шум, загазованность, опасность для людей угодить под колеса автомобилей и ряд других причин заставили специалистов ОКСа взяться за проработку проекта окружной дороги. Предусматривал он строительство двустороннего дорожного полотна и соответственно под это и выделялись средства. Специалисты нашего отдела убедили дорожников в целесообразности расширения дорожного полотна путем его расширения за счет обочины. Строительство началось в осенний период, при этом твердое покрытие выполнялось путем заливки сплошной бетоносмесью. В связи с понижением температуры опять возникли проблемы, и оксовцы, засев за нормативно-технические пособия по методикам строительства дорог с подобным покрытием в условиях низких температур, вновь нашли выход из создавшейся ситуации.
А вот еще один характерный пример профессионально-грамотного подхода к решению вопросов градостроительства работниками отдела капстроительства. Старожилы Северодонецка помнят, что в районе ныне существующих 75-го и 76-го микрорайонов проходили высоковольтные линии электропередач – ЛЭП-220 и ЛЭП-110 плюс две нитки газопровода высокого давления, то есть город, как бы делила на две части так называемая мертвая зона отчуждения шириной в 300 метров. Пришлось, и не один раз, ездить в союзное министерство энергетики и непосредственно обращаться к министру Мингазпрома СССР. Причем, нужно было грамотно, веско и аргументированно изложить свои обоснования о целесообразности перенесения данных инженерных сетей за городскую черту. Ведь это были дополнительные, колоссальные финансовые затраты. Как видите, убедили, доказали, и эта часть города представляет сейчас целостный жилой комплекс.
Все эти примеры привожу с одной целью: ещё раз подчеркнуть, что в отделе капитального строительства городского совета работают люди не случайные и не равнодушные. Их волнуют проблемы города, и они стремятся их решать с пользой и перспективой для громады Северодонецка.
Кто запомнился мне, и чьи фамилии я с гордостью называю: это главные бухгалтеры Бибик, Гагичиладзе, главные инженеры Евсюков, Капаций, Щербак, инженеры технадзора Ковтун, Пономарева, Евсюкова, Железовская, начальник отдела комплектации Ченцов и многие другие (пусть извинят меня, время стирает имена). Прекрасно помню, как мы дружно, слаженно трудились, не считаясь с личным временем, как вместе отдыхали, отмечая профессиональный праздник День строителя. В этом случае обязательно готовилась полевая каша, а после трапезы устраивались всевозможные шуточные конкурсы, пели песни, танцевали до упаду. Такие вот мы были и такими же патриотами своего родного Северодонецка остаемся».
В. Агафонов, sed-rada
На снимке: специалисты ОКСа начала 70-х годов на одной из строительных площадок города.
Фото из личного архива Ю.П. Ахтырского
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад