(Продолжение)
История нашего Отечества, как и вся мировая, представляет непрерывный процесс смены исторических эпох.
В истории Боровского нашли своё отражение эпизоды эпохи вольных северских и донецких казаков, расселявшихся по Донцу и левым его притокам, в том числе и на Боровой.
Далее следует история донецких казаков, уже как донцов, в составе Войска Донского допетровского периода и появление на территориях донецких юртов городков (станиц) форпостов против Крымского Ханства.
Период 1707-1708 ознаменовался участием большинства городков, в том числе и Боровского, в Булавинском восстании. Боровской был первым из городков, куда пришёл атаман Булавин, поднимая донцов за свободу Дона.
После же поражения казаков-булавинцев последовала карательная акция - уничтожение донецких городков и отторжение запустевших юртов выше Лугана от Земель Войска Донского.
Продолжение истории Боровского юрта было в начале XVIII века, когда присланные на место донцов служилые, большей частью городовые казаки и стрельцы, возродили из пепла городки, ставшие слободами.
Но к Первой Ревизии 1718 года служивых перевели в полуслужилое сословие однодворцев, основными обязанностями которых была служба в пограничных войсках – ландмилиции, в драгунах, а так же плата подушной подати и четырехгривенного оброка.
Позже в XVIII веке в 1787 году боровщан, как и всех их соседей, краснянских, трехибенских и айдарских однодворцев, в качестве новодонских казаков послали на «турскую войну», известную героическими покорениями Очакова, Измаила, а также подвигами наших земляков: боровщанина Дмитрия Трунова и новоайдарца Леонтия Гречишкина.
После же победы над турками в 1791 году часть казаков вернулась в прежнее состояние однодворцев, другая - влилась в ряды кубанского казачества, продолжив на Кавказе славу русского оружия в войне с горцами.
Боровщане участвовали во всех войнах нашего Отечества и вместе с тем любили свою землю, превращая в цветущие нивы не только бесплодные пески, но и чернозёмы правого берега Донца.
И хотя урожаи были не большими, земля отвечала благодарностью тем, кто её обрабатывал и любил больше жизни. Потому Боровская слобода крепко стояла на своём историческом месте, а боровщане жили в мире и православии.
Семьи их были большими и крепкими. А независимость, смелость и чувство собственного достоинства боровщан всегда вызывали уважение друзей, зависть и злость врагов.
Именно они и слагали мифы о том, что «при Екатерине сюда ссылали бунтовщиков и воров», а ещё и «революционеров».
…Более того, если «Боровское – Воровское», что и сейчас можно услышать из уст непросвещённых и малокультурных людей, то «Борiвське-Ворiвське» уже появлялось в популярной «суспiльной» печати.
Такое впечатление, что существует специальная программа по принижению достоинства коренного населения «Боровского юрта», вытеснения его с родной земли, розданной на паи «новим господарям з Мирної Долини»…
Что ж до истории древнего Боровского, то официально она вообще проигнорирована. В Северодонецке, стоящем на исторических землях Боровского юрта, установили памятник малороссийскому казаку, правда, упрятав за надёжной железной оградой.
Пожалуй, так надежней, если он являет собой карателя из Сумского полка…
А вот булавинцам – ноль. Ничто в этом городе не говорит о казаках Старого Боровского городка, поддержавших первыми донского атамана Кондратия Булавина в борьбе за свободу на нашей земле.
И всё ж таки, в противовес всему этому есть и авторитетное мнение выдающегося исследователя истории Донбасса, луганского историка-краеведа В.И. Подова.
В очерке «Боровское – Краснянка – Рубежное» Владимир Иванович пишет:
«О происхождении топонима нередко бытуют разные мнения. Это означает, что люди не безразличны к окружающему. Они всем интересуются, хотят все знать, на всё ищут ответы. Часто из-за недостатка фактических знаний, достоверной информации они пытаются анализировать, сопоставлять то, что лежит на поверхности, чтобы найти объяснение названию того или иного села, речки или балки. При этом можно услышать остроумные посылки и суждения, Но иногда, упражняются в таких занятиях и пустые острословы.
Как-то ехал я в автобусе из Лисичанска в Северодонецк. Точнее, из той части Лисичанска, которая когда-то называлась Третьей Ротой. Миновав группу цехов содового завода, что на левом берегу Северского Донца, подъезжали к поселку Сиротино. Те из пассажиров, которым предстояло сделать пересадку на: Боровское, готовились к выходу. Упоминание села вызвало о нем разговор. Один из пассажиров, человек, видно солидного положения, рассказывал соседям, что Боровское ранее называлось иначе. Будто еще Екатерина выслала сюда преступников, отчего и названо было основанное ими село — Воровское.
— Откуда вы взяли эти сведения? — спросил я рассказчика.
Тот вполне серьезно убеждал меня, что где-то читал об этом.
Включившись в разговор, пытаюсь показать несостоятельность утверждения рассказчика. Сообщил, что мне довелось изучать в архиве древних актов в Москве документы начала 18 века, времен более ранних, нежели те, когда царствовала Екатерина II. В тех документах село называлось так же, как и теперь— Боровское. Оно было основано задолго до появления на свет Екатерины II. И время, и условия его возникновения в действительности были иными.
Вскоре в автобусе почти никого не осталось. Вышел и я. Но разговор не забылся. Хорошо, что у людей есть интерес к прошлому своего края. Но вот достоверной информации об этом мало. И потому история села, то или иное событие прошлого нередко предстает перед современными жителями в искаженном виде. Хуже того, иногда в обидном, оскорбительном, как это произошло в этот раз». (В.И.Подов «К тайнам истории» Луганск 1996)
Прав был Владимир Иванович, отмечая, что иногда в таких занятиях упражняются не только пустые острословы, но и граждане «солидного положения», которые пытаются анализировать, представляя событие прошлого не тольков «искаженном», но даже и в «обидном, оскорбительном» виде.
Причём в данном случае историк не был заинтересованным лицом ни от Советского, ни от Украинского государства. Всего лишь навсего выразил точку зрения честного учёного, работавшего с конкретными архивными материалами, на которые сделал ссылки в своих трудах.
Как видно, не всё равно было ему, когда незаслуженно унижали достоинство жителей одного из самых древних населённых пунктов Донбасса.
А нам, потомкам казаков и служилых, тем более обидно, когда незаслуженно порочат наших непосредственных предков и лепят ярлыки на всех боровщан без разбора.
Впрочем, правда, добытая из архивных источников, разбивает в дребезги всё надуманное и злорадное. А нам она даёт право гордиться тем, что именно здесь, в Боровском, как ни в каком другом месте густонаселённого Донбасса, легко отыскать ту серебряную нить, что связала нас современников с далёкими прапрадедами, жившими в XVIIвеке.
Свидетельства тому генеалогические древа Поповых (Гайчуков), ведущих род от городовой службы Михайлы Попова; Адониных (Прусовых) от Мартина Одонева, Вороновых (Мироненковых) и многих других не указанных в данной статье.
Впрочем, и это ещё не всё, хотя и реальная основа для дальнейшего исследования пути наших предков – основателей Боровской слободы.
Руку приложил Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын
Продолжение следует
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Нет, ну кто спорит - ведь
Нет, ну кто спорит - ведь наши "донецкие казаки" луччие. А кременские (жители бывшего Сухарева городка) - это и есть "малороссийские каратели"? А то у меня мама из Кременной, и я все думаю, чего я к "донецким козакам" неравнодушный?
P.S. У автора пафос зашкаливает, и нацизмом от него попахивает.
P.P.S. В туалете использую туалетную бумагу, чего и Вам желаю. И газет не читайте, от них изжога - совет от профессора Преображенского).
Гость от 27 марта, Вы
Гость от 27 марта, Вы собственно к кому обращаетесь?
Уважайте труд и точку зрения
Уважайте труд и точку зрения автора. Не путайте газету "Мой Город" с той, которой пользуетесь в уборной. А если желаете написать, то делайте это в подходящем месте, а не здесь. Впрочем, пачкуна по природе, уже не перевоспитаешь – он всё равно, все и вся будет пачкать. Это его самовыражение.
А где мой коммент, редакторы?
А где мой коммент, редакторы? Обидел кого? "Донецкого"))) козака?
Если Олегу Шатух это важно,
Если Олегу Шатух это важно, он мог бы выступить с лекциями в ГДК. Я думаю, что власти бы поддержали, и СМИ анонсы дали бы бесплатно, и прилипал бы всяких общественных набежало - мама не горюй. Казаки наши бравые, опять же, надели бы свои генеральские мундиры, чем не повод? Смущает, правда, некоторая фимозность сабжа ("Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын", и т.д.), но, надеюсь, это не опасно. (А для казаков так уж точно не опасно))).
А каких еще действий ждет историк-краевед Александр Агафонов от властей и интеллигенции с общественностью?
Нет ничего более важного для
Нет ничего более важного для культурно-исторического самосознания, чем сохранение памятника в истории. Памятником может быть что угодно: от гранитных монументов и до реальных предметов быта давно прошедшего времени и даже самая незначительная информация, найденная в архиве. Олег Шатух своими находками и публикациями уже сделал многое для освещения истории родного края. Но кроме публикации, информация не нашла практической реализации. Ни администрация города Северодонецка и поселка Боровское, ни интеллегенция мест, ни общественность, не сказали своего слова о дальнейшей судьбе собранного материала по истории края. Кому как не творческим людям претворять интересный материал о наших предках на уроках истории для формирования патриотизма, гордости и не только...
Историк-краевед Александр Агафонов.