Пути - дороги наших предков

(Продолжение)

История нашего Отечества, как и вся мировая,  представляет непрерывный процесс смены исторических эпох.

В истории Боровского  нашли своё отражение эпизоды  эпохи вольных северских и донецких казаков, расселявшихся по Донцу и левым его притокам, в том числе и на Боровой.

Далее следует история донецких казаков, уже как донцов, в составе Войска Донского допетровского  периода и появление на территориях донецких юртов городков (станиц) форпостов против Крымского Ханства. 

Период 1707-1708  ознаменовался участием большинства городков, в том числе и Боровского, в Булавинском восстании. Боровской был первым из городков, куда пришёл атаман Булавин, поднимая донцов за свободу Дона.

После же поражения казаков-булавинцев последовала карательная акция - уничтожение  донецких городков и отторжение запустевших юртов  выше Лугана от Земель Войска Донского.

Продолжение  истории Боровского юрта было в начале XVIII века, когда присланные на место донцов служилые, большей частью городовые казаки и стрельцы, возродили  из пепла городки, ставшие слободами.

Но к Первой Ревизии 1718 года служивых перевели в полуслужилое сословие однодворцев, основными обязанностями которых была служба в пограничных войсках – ландмилиции, в драгунах, а так же плата подушной подати и четырехгривенного оброка.

Позже в XVIII веке в 1787 году боровщан, как и всех их соседей, краснянских, трехибенских и айдарских однодворцев, в качестве новодонских казаков послали на «турскую войну», известную героическими покорениями  Очакова, Измаила, а также  подвигами  наших земляков: боровщанина Дмитрия Трунова и новоайдарца Леонтия  Гречишкина.

После же победы над турками в 1791 году часть казаков вернулась в прежнее состояние однодворцев, другая - влилась в ряды кубанского казачества, продолжив на Кавказе славу русского оружия в войне с горцами.

Боровщане участвовали во всех войнах нашего Отечества и вместе с тем любили свою землю, превращая в цветущие нивы не только бесплодные пески, но и чернозёмы правого берега Донца.

И хотя урожаи были не большими, земля отвечала благодарностью тем, кто её обрабатывал и любил больше жизни.  Потому Боровская слобода  крепко стояла на своём  историческом месте, а боровщане  жили в мире и православии.

Семьи их  были большими и крепкими. А независимость, смелость и чувство собственного достоинства  боровщан всегда вызывали уважение друзей,  зависть и злость  врагов.

Именно они и слагали мифы о том, что «при Екатерине сюда ссылали бунтовщиков и воров», а ещё и «революционеров».

…Более того, если «Боровское – Воровское», что и сейчас можно услышать из уст непросвещённых и малокультурных людей, то «Борiвське-Ворiвське» уже появлялось в популярной «суспiльной» печати.

Такое впечатление, что существует специальная программа по принижению достоинства коренного населения «Боровского юрта»,  вытеснения его с родной земли, розданной на паи «новим господарям з Мирної Долини»…

Что ж до истории древнего Боровского, то официально она вообще проигнорирована. В Северодонецке, стоящем на исторических землях Боровского юрта,  установили памятник малороссийскому казаку, правда, упрятав  за надёжной железной оградой.

Пожалуй, так надежней, если он являет собой карателя из Сумского полка…  

А вот булавинцам – ноль. Ничто в этом городе не говорит о казаках Старого Боровского городка, поддержавших первыми донского атамана Кондратия Булавина в борьбе за свободу на нашей земле.

И всё ж таки, в противовес  всему этому есть и авторитетное мнение выдающегося исследователя истории Донбасса,  луганского историка-краеведа В.И. Подова.

В  очерке «Боровское – Краснянка – Рубежное» Владимир Иванович пишет:

«О происхождении топонима нередко бытуют разные мнения. Это означает, что люди не безразличны к окружающему. Они всем интересуются, хотят все знать, на всё ищут ответы. Часто из-за недостатка фактических знаний, достоверной информации они пы­таются анализировать, сопоставлять то, что лежит на поверхнос­ти, чтобы найти объяснение названию того или иного села, речки или балки. При этом можно услышать остроумные посылки и су­ждения, Но иногда, упражняются в таких занятиях и пустые ост­рословы. 

Как-то ехал я в автобусе из Лисичанска в Северодонецк. Точ­нее, из той части Лисичанска, которая когда-то называлась Тре­тьей Ротой. Миновав группу цехов содового завода, что на левом берегу Северского Донца, подъезжали к поселку Сиротино. Те из пассажиров, которым предстояло сделать пересадку на: Боровское, готовились к выходу. Упоминание села вызвало о нем разговор. Один из пассажиров, человек, видно солидного положения, рас­сказывал соседям, что Боровское ранее называлось иначе. Будто еще Екатерина выслала сюда преступников, отчего и названо бы­ло основанное ими село — Воровское.

— Откуда вы взяли эти сведения? — спросил я рассказчика.

Тот вполне серьезно убеждал меня, что где-то читал об этом.

Включившись в разговор, пытаюсь показать несостоятельность утверждения рассказчика. Сообщил, что мне довелось изучать в архиве древних актов в Москве документы начала 18 века, времен более ранних, нежели те, когда царствовала Екатерина II. В тех документах село называлось так же, как и теперь— Боровское. Оно было основано задолго до появления на свет Екатерины II. И время, и условия его возникновения в действительности были иными.

Вскоре в автобусе почти никого не осталось. Вышел и я. Но раз­говор не забылся. Хорошо, что у людей есть интерес к прошлому своего края. Но вот достоверной информации об этом мало. И по­тому история села, то или иное событие прошлого нередко предс­тает перед современными жителями в искаженном виде. Хуже то­го, иногда в обидном, оскорбительном, как это произошло в этот раз». (В.И.Подов «К тайнам истории» Луганск 1996)

 Прав был Владимир Иванович, отмечая, что иногда в таких занятиях упражняются не только пустые ост­рословы, но и граждане  «солидного положения», которые пы­таются анализировать, представляя событие прошлого не тольков «искаженном», но даже и в «обидном, оскорбительном» виде. 

Причём в данном случае историк не был заинтересованным лицом ни от Советского, ни от Украинского государства. Всего лишь навсего выразил точку зрения честного учёного, работавшего с конкретными архивными материалами, на которые сделал ссылки в своих трудах.

Как видно, не всё равно было ему, когда незаслуженно унижали достоинство жителей одного из самых древних населённых пунктов Донбасса.

А нам, потомкам  казаков и служилых, тем более обидно, когда незаслуженно порочат наших непосредственных предков и лепят ярлыки на всех боровщан без разбора.

Впрочем, правда, добытая из архивных источников, разбивает в дребезги всё надуманное и злорадное. А нам она даёт право гордиться тем, что именно здесь, в Боровском, как ни в каком другом месте густонаселённого Донбасса, легко отыскать ту серебряную нить, что связала нас современников  с далёкими прапрадедами, жившими в XVIIвеке.

Свидетельства тому генеалогические древа  Поповых (Гайчуков), ведущих род от городовой службы Михайлы Попова;  Адониных (Прусовых) от Мартина Одонева, Вороновых (Мироненковых)  и многих других не указанных в данной статье.

 Впрочем, и это ещё не всё, хотя и реальная основа для  дальнейшего исследования пути наших предков – основателей Боровской слободы.

 

Руку приложил Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын

Продолжение следует

 #

Нет, ну кто спорит - ведь

Нет, ну кто спорит - ведь наши "донецкие казаки" луччие. А кременские (жители бывшего Сухарева городка) - это и есть "малороссийские каратели"? А то у меня мама из Кременной, и я все думаю, чего я к "донецким козакам" неравнодушный?
P.S. У автора пафос зашкаливает, и нацизмом от него попахивает.
P.P.S. В туалете использую туалетную бумагу, чего и Вам желаю. И газет не читайте, от них изжога - совет от профессора Преображенского).

 
 #

Гость от 27 марта, Вы

Гость от 27 марта, Вы собственно к кому обращаетесь?

 
 #

Уважайте труд и точку зрения

Уважайте труд и точку зрения автора. Не путайте газету "Мой Город" с той, которой пользуетесь в уборной. А если желаете написать, то делайте это в подходящем месте, а не здесь. Впрочем, пачкуна по природе, уже не перевоспитаешь – он всё равно, все и вся будет пачкать. Это его самовыражение.

 
 #

А где мой коммент, редакторы?

А где мой коммент, редакторы? Обидел кого? "Донецкого"))) козака?

 
 #

Если Олегу Шатух это важно,

Если Олегу Шатух это важно, он мог бы выступить с лекциями в ГДК. Я думаю, что власти бы поддержали, и СМИ анонсы дали бы бесплатно, и прилипал бы всяких общественных набежало - мама не горюй. Казаки наши бравые, опять же, надели бы свои генеральские мундиры, чем не повод? Смущает, правда, некоторая фимозность сабжа ("Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын", и т.д.), но, надеюсь, это не опасно. (А для казаков так уж точно не опасно))).
А каких еще действий ждет историк-краевед Александр Агафонов от властей и интеллигенции с общественностью?

 
 #

Нет ничего более важного для

Нет ничего более важного для культурно-исторического самосознания, чем сохранение памятника в истории. Памятником может быть что угодно: от гранитных монументов и до реальных предметов быта давно прошедшего времени и даже самая незначительная информация, найденная в архиве. Олег Шатух своими находками и публикациями уже сделал многое для освещения истории родного края. Но кроме публикации, информация не нашла практической реализации. Ни администрация города Северодонецка и поселка Боровское, ни интеллегенция мест, ни общественность, не сказали своего слова о дальнейшей судьбе собранного материала по истории края. Кому как не творческим людям претворять интересный материал о наших предках на уроках истории для формирования патриотизма, гордости и не только...

Историк-краевед Александр Агафонов.

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии