Супружеские пары в Боровской слободе

В суровых условиях пограничья, приученные к труду и хорошо знавшие хозяйство, ребята быстро взрослели. И как не удивительно для нас, женились даже в 15 лет. Пример  тому, в одном из дворов Агафоновых, где после смерти отца Степана Емельянова сына, хозяином двора является его пятнадцатилетний сын Иван, женатый на четырнадцатилетней Катерине Дмитриевой дочери, взятой «оной правинции Трехизбенской слободы у аднадворца Косова».

Такая пара не может не удивлять своим юным возрастом, точно, таким  же, как у шекспировских Ромео и Джульетты. И кто знает, может быть, несмотря на отдалённость во времени и особенности жизни в суровой стране, и их жизнь была достойной описания классиками.

Некоторые статистические показатели

Об общих тенденциях в выборе спутниц жизни говорят некоторые статистические показатели, полученные при изучении материалов ревизии 1763 года.

Оказывается невест своих, будущих жён, однодворцы Боровской слободы брали  из ближних и дальних однодворческих слобод, притом, что большая часть суженных была-таки из «оной», Боровской слободы.

Откуда и сколько взято жён

(по материалам той же 1763 года ревизии):

В Боровской слободе - 25

В Бахмутовской слободе - 4

В Краснянской слободе - 5

В Трехизбенской слободе - 8

В новоайдарской слободе - 11

Из разных мест - 12.

В том числе,

Итого из 14 мест, включая и саму Боровскую слободу.

Характерно, что  родственниц и девушек из других сословий, особенно происходящих из крепостных,  однодворцы не сватали.

Большой знаток Слобожанщины, русский этнограф XIX века В.Иванов отмечал существование некоторой враждебности даже между помещичьими и государ­ственными крестьянами.

По этому поводу у него сказано: «Вечная ссора, насмешки, ругань сопровож­дали ихъ отношенія. Общенія почти не было. По развитію, взглядамъ, особенностямъ, по своимъ бытовымъ и экономическимъ устоямъ, они отличались не менее, чемъ представители разныхъ національностей. «Вольные» смотрели на «панскихъ», какь на лю­дей дикихъ, оголенныхъ, поголовныхъ воровъ и грабителей.

Исто­щенные многодневной «панщиной», крепостные действительно совершали въ некоторыхъ местахь целые набеги на вольные ху­тора, опустошали ихъ бакши, огороды, воровали въ поле, изъ хатъ, на базарахъ, изъ лавокъ государственныхъ крестьянъ. Хва­стаясь своими подвигами, они имели сильную защиту со стороны своего «пана», хотя и жестоко преследовавшаго воровство дома»

Социальный статус у однодворцев не был на много выше, чем у государственных крестьян, но во времена существования крепостного права и холопства сословная разница с последними была огромна.

В своей среде однодворцы старались выбирать жён из благополучных, «почётных» семей, отличавшихся хорошей репутацией, трудолюбием, здоровьем и долгожительством.

С другой стороны и дочерей выдавали не за всякого посватовавшегося; учитывалось и согласие дочери.

Если же в семье были слабые здоровьем, предрасположенные к  душевным заболеваниям или к порочным склонностям  -  шансов продолжить род было не много.

И неспроста, с давних пор в Боровской слободе существует поговорка «От винограда – виноград, а от гарбуза – гарбуз». При этом подобные соединялись с подобными. И в этом большая мудрость, передающаяся из поколения в поколение…

Однако продолжим статистику и отметим:

Всего на 62 двора слободы приходилось 33 супружеские пары однодворцев, а кроме них, ещё 5 жён «лантмилицев» и 6 вдов.

Большинство жён в Боровской слободе были дочерьми  однодворцев  – 51, тем не менее, здесь есть и дочь отставного  драгуна – 1,  дочь отставного сержанта – 1, дочь «оной слободы» пономаря (Попова) – 1,   дочери казаков – 2,   дочери малороссиян – 5,  дочери отставных  лантмилицев – 3 и дочери «лантмилицев»  – 4.

Интересный факт, что прозвища, так называемых, малороссиян (отцов некоторых жён), здесь преимущественно  великорусские: Артемов, Осипов, Радионов, Дехтярев, Винников, вместе с тем  есть и русифицированное  Худенков от Худенко  и лишь одно  Пащенко, в самом деле, малорусское.

В своей книге «Записки о Слободских полках» 1812 известный писатель и историк Малороссии  И.И. Квитка писал: «Не известно съ которого времени между поселенiями Слободских казаков, поселились Велiкоросскiе жители, они служили козачью службу, бывъ причислены к сотнямъ, но не пользовались винокуренiем; они при переписи в 732 году Господина Хрущова написаны были козаками, и по уничтоженiи казачьей службы наименованы  войсковыми обывателями».

Возможно, именно, таким образом объясняется наличие у так называемых «малороссов» великоросских прозвищ.

Вместе с тем, И.И. Квиткаотмечал, что на землях Слободской Украины,  где рядом с однодворцами жили малороссы, наблюдалась тенденция к уменьшению «традиционной вражды между «хохлами» и «москалями».  

 Смягчались различия их бытовых устоев. И эти совсем разные народы, живущие «бок обок» за своими национальными стенами, обоюдно положительно влияли друг на друга.

И, как точно, заметил, уже упомянутый В. Иванов: «Уравниваетъ ихъ и общее теченіе помимо ихъ воли» т.е., живя рядом, в одном государстве и имея единую православную Церковь, два народа постепенно сближались.

При этом,  отмечает далее В.Иванов : «Представители разныхъ національностей еще мало «берутця»: хохолъ не женится на московке, .. но русскіе, особенно изъ богатыхъ, уже беруть хохлушекъ.»

Тем не менее, даже при соседстве и сближении однодворцев и малороссов, народные традиции и народный костюм не передавались.

Интересно заметить, что малороссиянки выданные за однодворцев быстро усваивали характерный говор и скоро их невозможно было отличить от однодворок.

Примечание: Удивительно, но это их свойство особенно заметно стало сейчас, когда наши «Роксоляны» оставив «неньку Україну», покорили не только турок, но и арабов, африканцев и даже европейцев.

Тем не менее, отдавать дочерей за малороссов однодворцы не спешили.

По мнению В.Иванова: «Русскій» устойчивее хохла: «москаля хоть въ росолі вары, все винъ...—москаль».

И эта особенность актуальна вплоть до нашего времени.

Возрастные соотношения в супружеских парах

По данным той же переписи 1763 года в Боровской слободе 65 замужних женщин. При этом характерно, что в супружеских парах муж почти всегда старше жены, и только в одном зарегистрированном случае, жене 20, а мужу 17 лет. (Рисунок 1).

Возраст жены и разница в возрасте с мужем

По нынешним меркам, уж слишком молод муж в 17-лет, но в ту далёкую от нашего времени эпоху, случались и более удивительные брачные союзы.

Так, на момент ревизии в слободе проживали три 17- летние жены; одна 16-летняя; 15 и 14-летних жён -  по две каждого возраста и, самое удивительное, что среди жён отмечена даже одна 12- летняя девочка, муж которой старше её на 21 год, т.е. ему 33 года.

 Объяснить подобный случай довольно сложно. Хотя известно, что ещё Пётр I запретил ранние браки, но, как видно, на окраине государства не все, даже императорские указы, выполнялись как следует. С другой стороны был ли это, по сути, брак – очень сомнительно…

Скорее всего, девочку повенчали, после чего она выполняла какие-то обязанности по хозяйству мужа, но, учитывая незрелость её организма, никак не супружеские. Тем не менее, как ни странно, церковного запрета на подобные браки не было, и потому, надо думать, что эти явления нельзя рассматривать с нынешних морально-этических позиций.

А вот строка, демонстрирующая  возраст  всех наиболее юных жён (от 12 до 17) лет и существующую у них разницу с возрастом их мужей.

Как видно из приведенных 9 показателей 17-летних жён в слободе три. Наряду с ними мы видим среди состоящих в браке 12, 14, 15 и 16- летних особей женского пола. Причём, не исключено, что некоторые из них уже не первый год замужем. И если 17-летние и в наше время, случается,  выходят замуж, то замужество 12, 14, и даже 15-летних вызывает недоумение…

А вот 18 и 15-летних жён  в слободе по 3 души.

И всё-таки, большинство, из 65 душ замужних женщин Боровской слободы, зарегистрированы в возрасте 20 лет. Их всего 15. В этом же числе одна - замужем за однодворцем, взятым  в «лантмилицы» и две - вдовы. Кроме этой вдовы, в слободе есть ещё три: 30,40 лет и самая юная в возрасте 16.

Число 30-летних замужних женщин – 11душ, среди них и уже указанная выше вдова; 25 и 28 - летних замужних женщин - по 6 душ в каждой возрастной группе;

40-летних только 4 души и в их числе, как указывалось, тоже одна вдова;

После группы 40-летних жён по одной следуют  представительницы 50, 60 и 80-лет. Причём, у 50-летней муж старше её на 22 года. У 60- летней муж её ровесник, а у самой, старой уже упомчнутой жительницы Боровской слободы муж на 8 лет старше, ему 88 лет.

Все эти данные отражены в таблицы, где указан  возраст  жён однодворцев и разница в годах с их мужьями.

Всего в слободе 65 замужних женщин

Супружеские пары, где возраст мужа равен или старше жены - от 0 до 4 лет -  наиболее часты те, где разница, именно, в 4 года. Таких - 8 случаев из 19.

При разнице от 5 до 9 лет наиболее часто встречается разница – в 7 лет - 4 случая из 11.

При разнице от 10 до 14 лет преобладает разница – в 12 лет, 5 случаев  из 12.

При разнице от15 до 19 лет преобладает разница – в 18 лет, 2 случая из 3.

При разнице от 20 до 24 лет отмечаются отдельные случаи, где мы отмечаем 12- летнюю жену с разницей возраста с мужем в  21 год и  18-летнюю с разницей с мужем в  22 года, но это, всего лишь, названные случаи.

При разнице от 25 до 50 лет  также отдельные случаи:  40-летняя жена с разницей с возрастом мужа  в 25 лет;    20-летняя -  38 и 30-летняя жена с разницей с возрастом мужа  в  46 лет; Все по одному случаю.

И, наконец, возраст жён, мужья которых взяты в «лантмилицы»:

"Девки" т.е. девочки и незамужние девушки от 4 до 18 лет. (Рисунок 2).

Сравнивая между собой показатели числа несовершеннолетних лиц «мужеского и женского полу» по возрастам,  явно заметно преобладание лиц  сильной стати. Девочек явно рождалось меньше. И это подтверждение тому, что в суровых, предвоенных и военных условиях чаще рождаются мальчики.

Возможно, что и из-за этой разницы, и из-за недостатка жён-помощниц в хозяйствах однодворцев,  замуж  выдавали, слишком рано и даже брали их на стороне.

Тем не менее, хотя наиболее юные жёны и имеют 12 и 14 лет, следует заметить, что случай 12-летней «жены» скорее исключение, ибо других три её ровесницы  и все шестеро 13-летних  юных жительниц слободы значатся незамужними.

В то же время, обе 14-летние, две из трёх 15-летних и одна 18-летняя однодворка уже замужем, в то время, как остальные  три 18-летних девушки ещё не замужем, и  это несколько удивляет, почему. Не было ли достойной партии  или указанные однодворки сами не вышли чем-либо?...Не исключено, что такое могло быть и по причине слабого здоровья или из-за каких-либо индивидуальных недостатков…

Увы, никто нам не ответит на эти вопросы; могут быть только догадки. Притом, что замуж, по нашим меркам, выходили, в самом деле, рано, практически с 14 лет. 

(Продолжение следует)

 

Руку приложил

Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын

  • risunok001.jpg
  • risunok002.jpg
 #

Уважаемый автор мягко говоря

Уважаемый автор мягко говоря идеалист. Церковь и общество лимитировали... Если бы церковь лимитировала - не венчала бы. Если бы общество лимитировало - не отдали бы подростка замуж. А так - типичная бесприданница, сплавили замуж и хорошо - на один рот меньше в семье.

 
 #

Во излагает! "Современник

Во излагает! "Современник творческой удачи"! Нихтчего непонятно

 
 #

На сколько мне известно от

На сколько мне известно от стариков и современников, подобного порока, как и гомосексуализма ни в Боровском, ни в других поселениях казаков и однодворцев не было. Совершившим подобную греховность, не дали бы жить и в лучшем случае изгнали бы из слободы с древними православными традициями.
Обычно подобные пороки присущи всякой сволоче, живущей в городах...
Что же до супружества с большой разницей в возрасте я, проработав достаточно литературы, чтобы объяснить читателю этот феномен, присущий многим народам Европы и Азии, я пришёл к выводу, что подобные отношения лимитировались обществом и православной Церковью не допуская греховности в этой связи. Речь шла только о том, что со стороны супруги требовались не половые отношения, а забота о доме и хозяйстве, по крайней мере до ею физической зрелости.
Это, если Вы заметили, я отметил и в своём очерке. Впрочем, если этот вопрос интересует Вас больше всего остального в очерке, поищите информацию самостоятельно или обратитесь к специалистам.
В настоящее время, перед тем как войти в Европу в Украине, наверняка, стало больше, кто разбирается в педофилии, гомосексуализме, впрочем и тех кто пытается искоренить это зло.
Отвечая на Ваш вопрос, я высказываю собственную, независимую точку зрения, о Вас же, дорогой Гость, я ничего дурного не подумал.
С уважением Автор

 
 #

Информация о супружеских

Информация о супружеских парах Боровкой Слободы представляет позновательный интерес для современника творческой удачи донецкому казаку Олегу Шатух.

 
 #

12-летняя жена и 33-летний

12-летняя жена и 33-летний муж, в наше время это называют педофилия, ув. автор. Интересно было бы проследить наклонности наследников тех "мужей" в наше время...

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии