В суровых условиях пограничья, приученные к труду и хорошо знавшие хозяйство, ребята быстро взрослели. И как не удивительно для нас, женились даже в 15 лет. Пример тому, в одном из дворов Агафоновых, где после смерти отца Степана Емельянова сына, хозяином двора является его пятнадцатилетний сын Иван, женатый на четырнадцатилетней Катерине Дмитриевой дочери, взятой «оной правинции Трехизбенской слободы у аднадворца Косова».
Такая пара не может не удивлять своим юным возрастом, точно, таким же, как у шекспировских Ромео и Джульетты. И кто знает, может быть, несмотря на отдалённость во времени и особенности жизни в суровой стране, и их жизнь была достойной описания классиками.
Некоторые статистические показатели
Об общих тенденциях в выборе спутниц жизни говорят некоторые статистические показатели, полученные при изучении материалов ревизии 1763 года.
Оказывается невест своих, будущих жён, однодворцы Боровской слободы брали из ближних и дальних однодворческих слобод, притом, что большая часть суженных была-таки из «оной», Боровской слободы.
Откуда и сколько взято жён
(по материалам той же 1763 года ревизии):
В Боровской слободе - 25
В Бахмутовской слободе - 4
В Краснянской слободе - 5
В Трехизбенской слободе - 8
В новоайдарской слободе - 11
Из разных мест - 12.
В том числе,
Итого из 14 мест, включая и саму Боровскую слободу.
Характерно, что родственниц и девушек из других сословий, особенно происходящих из крепостных, однодворцы не сватали.
Большой знаток Слобожанщины, русский этнограф XIX века В.Иванов отмечал существование некоторой враждебности даже между помещичьими и государственными крестьянами.
По этому поводу у него сказано: «Вечная ссора, насмешки, ругань сопровождали ихъ отношенія. Общенія почти не было. По развитію, взглядамъ, особенностямъ, по своимъ бытовымъ и экономическимъ устоямъ, они отличались не менее, чемъ представители разныхъ національностей. «Вольные» смотрели на «панскихъ», какь на людей дикихъ, оголенныхъ, поголовныхъ воровъ и грабителей.
Истощенные многодневной «панщиной», крепостные действительно совершали въ некоторыхъ местахь целые набеги на вольные хутора, опустошали ихъ бакши, огороды, воровали въ поле, изъ хатъ, на базарахъ, изъ лавокъ государственныхъ крестьянъ. Хвастаясь своими подвигами, они имели сильную защиту со стороны своего «пана», хотя и жестоко преследовавшаго воровство дома»
Социальный статус у однодворцев не был на много выше, чем у государственных крестьян, но во времена существования крепостного права и холопства сословная разница с последними была огромна.
В своей среде однодворцы старались выбирать жён из благополучных, «почётных» семей, отличавшихся хорошей репутацией, трудолюбием, здоровьем и долгожительством.
С другой стороны и дочерей выдавали не за всякого посватовавшегося; учитывалось и согласие дочери.
Если же в семье были слабые здоровьем, предрасположенные к душевным заболеваниям или к порочным склонностям - шансов продолжить род было не много.
И неспроста, с давних пор в Боровской слободе существует поговорка «От винограда – виноград, а от гарбуза – гарбуз». При этом подобные соединялись с подобными. И в этом большая мудрость, передающаяся из поколения в поколение…
Однако продолжим статистику и отметим:
Всего на 62 двора слободы приходилось 33 супружеские пары однодворцев, а кроме них, ещё 5 жён «лантмилицев» и 6 вдов.
Большинство жён в Боровской слободе были дочерьми однодворцев – 51, тем не менее, здесь есть и дочь отставного драгуна – 1, дочь отставного сержанта – 1, дочь «оной слободы» пономаря (Попова) – 1, дочери казаков – 2, дочери малороссиян – 5, дочери отставных лантмилицев – 3 и дочери «лантмилицев» – 4.
Интересный факт, что прозвища, так называемых, малороссиян (отцов некоторых жён), здесь преимущественно великорусские: Артемов, Осипов, Радионов, Дехтярев, Винников, вместе с тем есть и русифицированное Худенков от Худенко и лишь одно Пащенко, в самом деле, малорусское.
В своей книге «Записки о Слободских полках» 1812 известный писатель и историк Малороссии И.И. Квитка писал: «Не известно съ которого времени между поселенiями Слободских казаков, поселились Велiкоросскiе жители, они служили козачью службу, бывъ причислены к сотнямъ, но не пользовались винокуренiем; они при переписи в 732 году Господина Хрущова написаны были козаками, и по уничтоженiи казачьей службы наименованы войсковыми обывателями».
Возможно, именно, таким образом объясняется наличие у так называемых «малороссов» великоросских прозвищ.
Вместе с тем, И.И. Квиткаотмечал, что на землях Слободской Украины, где рядом с однодворцами жили малороссы, наблюдалась тенденция к уменьшению «традиционной вражды между «хохлами» и «москалями».
Смягчались различия их бытовых устоев. И эти совсем разные народы, живущие «бок обок» за своими национальными стенами, обоюдно положительно влияли друг на друга.
И, как точно, заметил, уже упомянутый В. Иванов: «Уравниваетъ ихъ и общее теченіе помимо ихъ воли» т.е., живя рядом, в одном государстве и имея единую православную Церковь, два народа постепенно сближались.
При этом, отмечает далее В.Иванов : «Представители разныхъ національностей еще мало «берутця»: хохолъ не женится на московке, .. но русскіе, особенно изъ богатыхъ, уже беруть хохлушекъ.»
Тем не менее, даже при соседстве и сближении однодворцев и малороссов, народные традиции и народный костюм не передавались.
Интересно заметить, что малороссиянки выданные за однодворцев быстро усваивали характерный говор и скоро их невозможно было отличить от однодворок.
Примечание: Удивительно, но это их свойство особенно заметно стало сейчас, когда наши «Роксоляны» оставив «неньку Україну», покорили не только турок, но и арабов, африканцев и даже европейцев.
Тем не менее, отдавать дочерей за малороссов однодворцы не спешили.
По мнению В.Иванова: «Русскій» устойчивее хохла: «москаля хоть въ росолі вары, все винъ...—москаль».
И эта особенность актуальна вплоть до нашего времени.
Возрастные соотношения в супружеских парах
По данным той же переписи 1763 года в Боровской слободе 65 замужних женщин. При этом характерно, что в супружеских парах муж почти всегда старше жены, и только в одном зарегистрированном случае, жене 20, а мужу 17 лет. (Рисунок 1).
Возраст жены и разница в возрасте с мужем
По нынешним меркам, уж слишком молод муж в 17-лет, но в ту далёкую от нашего времени эпоху, случались и более удивительные брачные союзы.
Так, на момент ревизии в слободе проживали три 17- летние жены; одна 16-летняя; 15 и 14-летних жён - по две каждого возраста и, самое удивительное, что среди жён отмечена даже одна 12- летняя девочка, муж которой старше её на 21 год, т.е. ему 33 года.
Объяснить подобный случай довольно сложно. Хотя известно, что ещё Пётр I запретил ранние браки, но, как видно, на окраине государства не все, даже императорские указы, выполнялись как следует. С другой стороны был ли это, по сути, брак – очень сомнительно…
Скорее всего, девочку повенчали, после чего она выполняла какие-то обязанности по хозяйству мужа, но, учитывая незрелость её организма, никак не супружеские. Тем не менее, как ни странно, церковного запрета на подобные браки не было, и потому, надо думать, что эти явления нельзя рассматривать с нынешних морально-этических позиций.
А вот строка, демонстрирующая возраст всех наиболее юных жён (от 12 до 17) лет и существующую у них разницу с возрастом их мужей.
Как видно из приведенных 9 показателей 17-летних жён в слободе три. Наряду с ними мы видим среди состоящих в браке 12, 14, 15 и 16- летних особей женского пола. Причём, не исключено, что некоторые из них уже не первый год замужем. И если 17-летние и в наше время, случается, выходят замуж, то замужество 12, 14, и даже 15-летних вызывает недоумение…
А вот 18 и 15-летних жён в слободе по 3 души.
И всё-таки, большинство, из 65 душ замужних женщин Боровской слободы, зарегистрированы в возрасте 20 лет. Их всего 15. В этом же числе одна - замужем за однодворцем, взятым в «лантмилицы» и две - вдовы. Кроме этой вдовы, в слободе есть ещё три: 30,40 лет и самая юная в возрасте 16.
Число 30-летних замужних женщин – 11душ, среди них и уже указанная выше вдова; 25 и 28 - летних замужних женщин - по 6 душ в каждой возрастной группе;
40-летних только 4 души и в их числе, как указывалось, тоже одна вдова;
После группы 40-летних жён по одной следуют представительницы 50, 60 и 80-лет. Причём, у 50-летней муж старше её на 22 года. У 60- летней муж её ровесник, а у самой, старой уже упомчнутой жительницы Боровской слободы муж на 8 лет старше, ему 88 лет.
Все эти данные отражены в таблицы, где указан возраст жён однодворцев и разница в годах с их мужьями.
Всего в слободе 65 замужних женщин
Супружеские пары, где возраст мужа равен или старше жены - от 0 до 4 лет - наиболее часты те, где разница, именно, в 4 года. Таких - 8 случаев из 19.
При разнице от 5 до 9 лет наиболее часто встречается разница – в 7 лет - 4 случая из 11.
При разнице от 10 до 14 лет преобладает разница – в 12 лет, 5 случаев из 12.
При разнице от15 до 19 лет преобладает разница – в 18 лет, 2 случая из 3.
При разнице от 20 до 24 лет отмечаются отдельные случаи, где мы отмечаем 12- летнюю жену с разницей возраста с мужем в 21 год и 18-летнюю с разницей с мужем в 22 года, но это, всего лишь, названные случаи.
При разнице от 25 до 50 лет также отдельные случаи: 40-летняя жена с разницей с возрастом мужа в 25 лет; 20-летняя - 38 и 30-летняя жена с разницей с возрастом мужа в 46 лет; Все по одному случаю.
И, наконец, возраст жён, мужья которых взяты в «лантмилицы»:
"Девки" т.е. девочки и незамужние девушки от 4 до 18 лет. (Рисунок 2).
Сравнивая между собой показатели числа несовершеннолетних лиц «мужеского и женского полу» по возрастам, явно заметно преобладание лиц сильной стати. Девочек явно рождалось меньше. И это подтверждение тому, что в суровых, предвоенных и военных условиях чаще рождаются мальчики.
Возможно, что и из-за этой разницы, и из-за недостатка жён-помощниц в хозяйствах однодворцев, замуж выдавали, слишком рано и даже брали их на стороне.
Тем не менее, хотя наиболее юные жёны и имеют 12 и 14 лет, следует заметить, что случай 12-летней «жены» скорее исключение, ибо других три её ровесницы и все шестеро 13-летних юных жительниц слободы значатся незамужними.
В то же время, обе 14-летние, две из трёх 15-летних и одна 18-летняя однодворка уже замужем, в то время, как остальные три 18-летних девушки ещё не замужем, и это несколько удивляет, почему. Не было ли достойной партии или указанные однодворки сами не вышли чем-либо?...Не исключено, что такое могло быть и по причине слабого здоровья или из-за каких-либо индивидуальных недостатков…
Увы, никто нам не ответит на эти вопросы; могут быть только догадки. Притом, что замуж, по нашим меркам, выходили, в самом деле, рано, практически с 14 лет.
(Продолжение следует)
Руку приложил
Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Уважаемый автор мягко говоря
Уважаемый автор мягко говоря идеалист. Церковь и общество лимитировали... Если бы церковь лимитировала - не венчала бы. Если бы общество лимитировало - не отдали бы подростка замуж. А так - типичная бесприданница, сплавили замуж и хорошо - на один рот меньше в семье.
Во излагает! "Современник
Во излагает! "Современник творческой удачи"! Нихтчего непонятно
На сколько мне известно от
На сколько мне известно от стариков и современников, подобного порока, как и гомосексуализма ни в Боровском, ни в других поселениях казаков и однодворцев не было. Совершившим подобную греховность, не дали бы жить и в лучшем случае изгнали бы из слободы с древними православными традициями.
Обычно подобные пороки присущи всякой сволоче, живущей в городах...
Что же до супружества с большой разницей в возрасте я, проработав достаточно литературы, чтобы объяснить читателю этот феномен, присущий многим народам Европы и Азии, я пришёл к выводу, что подобные отношения лимитировались обществом и православной Церковью не допуская греховности в этой связи. Речь шла только о том, что со стороны супруги требовались не половые отношения, а забота о доме и хозяйстве, по крайней мере до ею физической зрелости.
Это, если Вы заметили, я отметил и в своём очерке. Впрочем, если этот вопрос интересует Вас больше всего остального в очерке, поищите информацию самостоятельно или обратитесь к специалистам.
В настоящее время, перед тем как войти в Европу в Украине, наверняка, стало больше, кто разбирается в педофилии, гомосексуализме, впрочем и тех кто пытается искоренить это зло.
Отвечая на Ваш вопрос, я высказываю собственную, независимую точку зрения, о Вас же, дорогой Гость, я ничего дурного не подумал.
С уважением Автор
Информация о супружеских
Информация о супружеских парах Боровкой Слободы представляет позновательный интерес для современника творческой удачи донецкому казаку Олегу Шатух.
12-летняя жена и 33-летний
12-летняя жена и 33-летний муж, в наше время это называют педофилия, ув. автор. Интересно было бы проследить наклонности наследников тех "мужей" в наше время...