Жизнь в суровых условиях Порубежья выработала у однодворцев умеренность и не злоупотребление природными благами, данными Господом, в том числе и собственным здоровьем.
Однодворцы всегда строго придерживались основных принципов православной морали и каждую неделю обязательно посещали церковь. Она не только объединяла жителей слободы духовно, но и являлась местом встреч, в частности, для решения деловых вопросов.
Христианская мораль и условия жизни не способствовали развития алкоголизма. Но это и не значило, что в среде однодворцев все были трезвенниками. По праздникам, или принимая гостей, садились за стол, покрытый чистой холщовой скатертью. Хозяин при этом обносил гостей. Пили все из одной чарки. Случалось, что некоторые иногда выпивали, особенно после «ярманки», но на работе это никак не отражалось - постоянные хлопоты по хозяйству, земледелие и животноводство не позволяли расслабиться.
Следует отметить, что готовность и желание принимать гостей и угощать передались от однодворцев и их потомкам.
В Боровском никогда не спрашивают гостя голоден ли он, хочет ли есть, а сразу накрывают стол и щедро угощают.
Особенности семейных отношений у однодворцев
Современники отмечали, что в среде однодворцев родители чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. В семейной иерархии всегда почитались старшие, а уважение к родителям, к дедам и прадедам, как и к старикам вообще, лежало в основе взаимоотношений между поколениями.
Впрочем, уважительное отношение к родителям и к старшему поколению было естественным по всей территории расселения русских и только в XIX веке авторитет стариков несколько ослаб.
Тем не менее, общественное мнение резко осуждало лиц, позволивших себе непочтительное отношение к старшим, и потому примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении престарелых отца или мать не было.
К родителям в Боровской слободе всегда обращались вежливо, «на Вы», а при обращении к старшему брату и сестре, как и на Дону, говорили:«братик» и соответственно«няня».
Интересная особенность бытовала в беседах наших дедов, когда упоминая сыновей уважаемого отца семейства, потомки однодворцев, на первое место ставили отчество, например «Семёныч Хорька», т.е. «Харитон Семёнович» или «Семёныч Воськя», соответственно «Осип Семёнович».
Иногда, подобное употребляли и в отношении дочерей почтенного боровщанина. И тогда это могло быть «Митривна Полька», «Митривна Хроськя» и подобное. Впрочем, отчества с характерными современными окончаниями на «-ич» или «-вна» появились, только после Октябрьской революции.
Старший брат, как правило, был и самым авторитетным из детей. Если он не отделялся от отца, то был прямым его наследником. Притом, что подворье всегда принадлежало либо отцу, либо старшему из братьев, другие члены большой семьи – братья, нередко имели и свои малые семьи, но отделиться и жить отдельным двором, было не просто.
Тем не менее, самые крепкие семейства, увеличивали количество дворов, помогая то одному, то другому из сыновей или братьев, обустроиться и обзавестись собственным хозяйством.
Именно тесные, внутрисемейные и родовые узы, способствовали взаимовыручке при совместной работе в поле, на строительстве жилья, и в лихолетье.
Неспроста, чтобы наглядно доказать детям или внукам жизненную необходимость сплочённости, старшие брали веник и показывали на нём, как легко по одному ломаются составляющие его прутики и как невозможно сломать их, когда все они вместе и тесно связанны между собой.
Следующая иллюстрация показывает представители, каких прозвищ имели более одного двора согласно данным Ревизии (1763)
В самом деле, именно Вороновы и Сиротины числом своих дворов уже тогда выделялись среди однодворцев Боровской слободы. Они же, наряду с Метальниковыми (Метёлкиными) основали и известные хутора. А потомки Агафоновых, Черножуповых, Дашевских и Дедововых до сих пор наиболее многочисленны в нынешнем Боровском. Чего, к сожалению, не скажешь о Михайловых… Что же до Золотаревых и Жилиных, то в ревизской сказке 1835 года их уже нет. Другие из представленных однодворческих родов Боровской слободы, имели лишь по одному двору.
Прозвища и количество дворов Боровской слободы данным по ревизии 1763 г.
(подчеркнуты те, которых уже нет в ревизской сказке 1835 г.) - 17 из 47; 36,2% из 63,8%. Прозвища и количество дворов - рисунок 1 внизу.
Дворы и число душ в них
Из 62дворов слободы наиболее населённые имеют по 10 и более душ обоего пола:
13 душ – 1(двор Кирилы Авакумова сына Металникова,33 лет)
12 душ – 1(двор Алексея Казмина сына Воронова, 56 лет)
11 душ – 1(двор«Написанного в бывшую ревизию умершего Степана Емельянова сына Агафонова жены Анны Сидоровой дочери, дватцати лет взятой оной правинции Трехизбенской слободы у аднадворца Козакова»)
10 душ – 2двора.
Далее следуют дворы по числу душ менее 10 (из 62 дв.):
другой стороны, наибольшее число дворов слободы имеютпо2 души – 14 дворов и по 1 душе – 12 дворов.
Обычно, однодворцы стремились иметь большие семьи. Это всегда гарантировало им стабильность и успешность. Как правило, большие семьи имели и больше возможностей продолжить свой род, расширить владения и выжить во время народных бедствий.
Для знакомства с некоторыми особенностями демографического характера Боровской слободы в средине XVIIIвека, представлены данные, полученные после изучения ревизской сказки 1763 года.
Первое, на что обратим своё внимание это число душ «мужеского полу» по дворам слободы:
Согласно представленным данным из 62 дворов слободы большая из них половина имела по 1 или 2 души «мужеского полу», соответственно 27 и 11 дворов.
Рождение мальчиков в семьях однодворцев имело большое значение, ибо в расчёте на число душ «мужеского полу», государство наделяло семьи дополнительной землёй, при том что взимаемая подать, шла на содержание ландмилиции, в которую уже с 15 лет начинали рекрутировать пареньков-однодворцев.
Следует также отметить, что в слободах однодворцев не было беспризорных детей и бедствующих сирот. Если отца или обоих родителей уносила болезнь или «татарская война», то детей забирали себе родственники, а если и их не осталось, то сироток принимали в свои семьи односельчане. Подтверждением этого является наличие в ревизском списке однодворцев Боровской слободы 1763 года «14-летнегоплемянника Ивана (Касарева)»и 15-летнего двоюродного брата хозяина Михайлу Тереньева сына Михайлова, живших в семьях своих родственников.
«Мужеска полу» от 1 до 14 лет (1763)
Дополнение 15 и 16 - летние
Дети однодворцев с малых лет приучались к труду и ответственности. Так, когда с 5, когда с 10 лет они уже пасли гусей, свиней, овец, загоняли скотину. С 8 до 14 лет уже пасли скотину в поле. С 12 до 18 лет ходили за плугом, молотили на току.
С 15-летнего возраста до 50 и более лет все однодворцы косили и качественно выполняли любую крестьянскую работу. А вот с 50 лет, физическая активность мужского населения постепенно уменьшалась, ограничиваясь работами на подворье или на пасеке. Но случалось, что активность некоторых продлевалась до семидесяти и более лет и как не удивительно они могли не только косить, но и становились отцами новорождённых детей.
Число душ женского полу по дворам - смотрите рисунок 2 внизу.
Как видно из таблицы, наибольшее число душ «женского полу» было у Вороновых, Андреевых, Метальниковых, Черножуповых и Агафоновых.
Замужние однодворки, возраст и число их по каждому возрасту в слободе Боровской (1763)
Наибольшее число замужних однодворок в возрасте 20 лет - 14 душ; 30 лет - 11 душ; 28 лет - 7 душ.
Самая солидная по возрасту «Акулина Аникеева дочь, осмидесяти лет», жена отставного восьмидесятивосьмилетнего драгуна Прохора Васильева сына Занина.
Характерно, что именно эта супружеская пара - наиболее почтенна своим возрастом в Боровской слободе. При этом, хочется верить, что и жили супруги «долго и счастливо». Между тем есть, среди указанных в ревизии однодворок и такие, что малолетний возраст не может не удивлять нас. Но о них – отдельный разговор.
(Продолжение следует)
Руку приложил
Боровского городка донецкий казак Олег Иванов сын
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Жизнь однодворцев - это
Жизнь однодворцев - это повседневная жизнь наших предков, из которой мы черпаем знания о нашей культуре. И она выражается не только в духовном виде, но и в материальном. И одной из важных черт однодворцев было угощать гостя, не спрашивая его, голоден ли он, хочет ли есть, а сразу накрывать на стол и угощать. Нынешнему поколению дОлжно следовать этому примеру.
А уважительное отношение детей к родителям, старшим братьям и сетрам, сполченность в семье, заслуживает всякой похвалы.
Интерес представляют фамильные данные переписи Боровской слободы (1763г) и трудовые обязанности в семье. Архивные данные, приведенные в статье О.И. Шатух, рассказывают об интересной и привлекательной жизни наших предков.
А труд Донецкого казака Боровского городка О.И. Шатух является познавательным для современников.
Материал рекомендую для изучения истории края.