Строить только по генплану

На очередной пресс-конференции начальника отдела градостроительства и архитектуры горсовета, главного архитектора Северодонецка В.В. Волошина речь шла о том, какие новшества грядут с 1 января 2013 года.

В частности, Владимир Васильевич отметил, что все, кто интересуется строительством и землепользованием, знают, что в марте прошлого года был принят новый, в некоторой мере революционный, Закон о регулировании градостроительной деятельности. Отдельные его переходные положения имеют отсрочку на вступление в силу. Одно из них – это статья 24, которая гласит о том, что выделение или отведение земельных участков в пользование или собственность под объекты, которые не значатся в утвержденной градостроительной документации запрещается. Изменение целевого назначения земельного участка, который не отвечает плану зонирования территории или детальному плану территории, также запрещается. Иными словами, если в генплане предложенного юридическим или физическим лицом объекта нет, нельзя ни отводить землю под его строительство, ни начинать его строительство. К вступлению в силу этих положений в Северодонецке готовились два года. 
Мы максимально приложили усилия к тому, чтобы разработать и утвердить градостроительную документацию для дальнейшего развития города, чтобы можно было производить отводы земельных участков под строительство тех или иных объектов, которые нужны его жителям. На объекты, которые нужны частным застройщикам, но не столь важны для города, этим законом ставится табу до внесения их в генплан. 

Генеральный план Северодонецка был утвержден  в 1994 году. За два последних года мы разработали детальный планы двух новых жилых микрорайонов – 80-го и 84-го, а также 21-го квартала. На данный момент близится к завершению разработка плана застройки большой территории в районе озера Чистого. Это новая парковая зона под строительство, где для северодончан  будет организован парк отдыха и развлечений.  Объем проведенных в Северодонецке работ по разработке и утверждению градостроительной документации – наибольший в Луганской области. 

Если посмотреть на ранее предпринятые попытки застройки нашего города без градостроительной документации, всем становится понятно, что ни к чему хорошему это бы не привело. Уже много раз говорилось о том, что у нас  фактически все парки и скверы были отданы под застройку. С большим трудом удалось повернуть этот процесс вспять и придать территориям статус зеленых зон. Очень много земельных участков было возвращено городской громаде. Но тем не менее, в некоторых районах получилась необоснованная перенасыщенность торговыми объектами. Из них половина сейчас находится в аренде или же продается. Это явный признак того, что застройка велась не обдуманно и не централизованно, а хаотично. Закон о регулировании градостроительной деятельности как раз и предусматривает, что при разработке градостроительной документации все эти нюансы проектной организацией учитываются. В соответствии с существующими нормами специалисты-проектанты как раз и просчитывают, сколько нужно магазинов, парикмахерских, спортивных площадок, мест для хранения транспорта и т.д. для определенного количества жителей.

В 2011 году Минрегионстроем утвержден Порядок, согласно которому право собственности на индивидуальные жилые дома, хозяйственные здания и пристройки к ним, построенные без разрешения до 5 августа 1992 года, оформляется в БТИ на основании технического паспорта, составленного при технической инвентаризации.

Эти же объекты, построенные в период с 5 августа 1992 года по 31 декабря 2009 года, оформляются путем регистрации поданной застройщиком декларации в территориальный орган Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины при наличии документа, который подтверждает право собственности или пользования земельным участком, с приложением технического паспорта и отчета о техническом состоянии здания или сооружения.

Поэтому может случиться так, что кто не успел, тот опоздал, и ему придется оформлять свою собственность, свои жилые дома как положено по закону. А согласно ему все новое строительство оформляется через инспекцию Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК). Для этого необходимо делать проектную документацию, получать разрешительные документы, как на вновь строящиеся объекты. 

Может случиться так, что в последний момент это положение продлят еще на год. Данный проект Закона находится на рассмотрении Верховной Рады, но пока в виде проекта. Если наши законодатели не примут продление этого положения, то людям придется оформлять свои постройки в общем порядке, без всяких упрощенных форм.

Также по Закону о регулировании градостроительной деятельности, опять же с 1 января 2013 года, вступает в силу положение о паевом участии застройщиков в развитии инфраструктуры города. Это не новшество и не изобретение. Раньше все города застраивались при коллективном участии всех субъектов градостроительной деятельности. Если мы застраиваем новый микрорайон жилыми домами, магазинами, гаражами, местами отдыха, то все застройщики или инвесторы, которые вкладывают деньги в отдельные объекты, обязаны участвовать и в строительстве инфраструктуры к ним. Это прежде всего наружные инженерные коммуникации – коллекторы, электроподстанции, газораспределительные пункты, ливневые канализации, дороги, тротуары, те же детские сады, школы. То есть, все, что не связано конкретно с каким-то определенным объектом, но необходимо для его нормальной эксплуатации в городской среде.  Для этой цели законом предусмотрено создание при городском совете отдельного спецсчета, где будут аккумулироваться средства, поступающие от застройщиков. Законом определяются только максимально граничные размеры, которые мы имеем право с застройщика изымать. Городской совет имеет право на местном уровне утвердить любую другую цифру, которая не будет превышать указанные в Законе. Положение в паевом участии застройщиков в развитии инфраструктуры города рассмотрено на сессии горсовета 20 декабря 2012 года. 

Закон также обязывает органы местного самоуправления заключать с каждым застройщиком индивидуальный договор на паевое участие. В нем будет прописываться сумма, вид участия (однозначно в денежном эквиваленте), сроки погашения. Единственно, что закон четко предписывает, так это то, что средства должны быть переведены на спецсчет до ввода в эксплуатацию  объекта, а каким образом – в начале строительства, в конце или постепенно, частями – будет оговорено в договоре.

Решать, как рациональнее распорядиться полученными деньгами, – прерогатива также городского совета.

 

Информация газеты «Северодонецкие вести»

Последние комментарии