Памятник Свердлову Я. М.

Место нахождения: проспект Советский, 20

Дата установки: 1957 г.

Скульптор: А. Рабин

Мытищинский завод художественного литья. Из Художественного Фонда РСФСР.

Яков Михайлович Свердлов родился Свердлов в 1885 году в Нижнем Новгороде в семье владельца граверно-печатной мастерской..

В 1903 г. он был принят в круг революционеров-профессионалов, полностью перешел на нелегальное положение и получил доступ к большевистской партийной кассе.

В Питере Свердлов был представлен Ленину, понравившись ему своим жестким отношением к противникам большевиков. В ожидании мировой революции, Свердлов выступил инициатором развязывания гражданской войны в стране.  В середине июля 1918 года в Екатеринбурге тайно, без суда и следствия Николай 11, его жена и дети были убиты.  На следующий день после казни Свердлов на заседании ВЦИКа сделал доклад, в котором оправдал убийство царской семьи.

Свердлов умер 16 марта 1919 года в возрасте тридцати трех лет. Мировая революция оказалась фикцией. Большевикам оставалось или признать свои заблуждения, или по-прежнему создавать видимость, что ими все было сделано правильно. Они предпочли второе. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграл и Яков Свердлов.

 

Выразительная по образному решению скульптура энергичного революционера Я. М. Свердлова расположена симметрично с памятником Горькому в сквере за зданием горисполкома. Подножие пьедестала выполнено в виде двух квадратных площадок: внутренней и внешней, оформленных в былые времена цветами, сейчас засеяны травой. Темная бронзовая фигура хорошо сочетается с постаментом из монолитных плит красного гранита.

Фигура немного устремленная вперед человека со слегка отведенной назад левой рукой,   полна движений, энергии. Это подчеркивается  и положением ног, резким  поворотом головы и прижатой к груди правой руки со свернутой брошюрой, скорее всего – работой В. И. Ленина. Рубаха подпоясана узким ремнем. Теплая куртка, напоминающая бушлат, брюки –галифе и сапоги. Образ синтезирующий не только конкретное историческое лицо, но и представление о пролетариате, о судьбе пролетариата, образ, обобщенный до символа социалистической эпохи. Движение фигуры уравновешено спокойной готовностью к принятию решений  государственной важности.

Тонко проработано лицо, хорошо найдены пропорции фигуры и общий силуэт памятника.  Все это призвано убедить нас в его исторической значимости.

Верно угаданное состояние революционера передает  целеустремленность, всепобеждающий порыв, призывающий действовать без компромиссов (характерный жест руки), –и это от великой убежденности дела коммунизма. Плакатность, остро чувствуется дух той эпохи. Монументальному искусству свойственна героизация образов и акцентирование человеческой значительности., сознание своей причастности к большому государственному делу.

 Первые лучи солнца направляют тень от скульптурного изваяния к зданию горисполкома, а во второй половине освещает анфас статуи. Спешащие по делам или беззаботно фланирующие граждане чаще всего воспринимают эту фигуру лишь как деталь привычного пейзажа старого сквера, не более того. А вот в советское время памятник Свердлову был одним из символов социалистического общества — ведь тогда и одна из  улиц нашего города носила имя этого человека.

Памятники – это наша история. История — это хранилище смысловых уроков. Смысл эпохи “военного коммунизма” понятен, и то, что тогда происходило, не должно никогда повториться. Но эпохи проходят, а след от них остается.  Нужен ли памятник Свердлова в  сквере недалеко от главной площади города? Не будет ли эта акция отражением суеверного фетишизма, только с обратным знаком? Может быть, этот памятник нужен и даже полезен как напоминание не только о “военном коммунизме”, но и обо всей советской истории, как зримое свидетельство ее сложности и драматичности?

 

Татьяна Забирко

Спецпроект "Памятники периода УССР"

 #

продать памятник Свердлову в

продать памятник Свердлову в Израиль. Может, хоть какая-то польза будет для города.

 
 #

Гость, благодарю за

Гость, благодарю за неравнодушие к моим высказываниям. Только, по-моему, Вы его не к месту процитировали.
Думаю, что это высказывание не есть лояльная оценка коммунистического наследия, а констатация факта, случившегося не смотря на то, что из сознания людей 70 лет вытравливали веру в Бога и лишали жизни только за это. А то, что коммунисты без зазрения совести пользовались 6-ю заповедями из 10-ти - они знали что делали. Ни одно государство не может существовать без идеологии. Только они просчитались, отбросив первые четыре.

Хазарин Свердлов никогда не был на стороне простого народа.

Если бы памятники были просто кусками камня и металла за них бы так не держались последователи большевиков (я не имеюю виду старушек, которые до сих пор возлагают цветы по случаю определеных дат).

Мой (и не только мой) воиинствующий подход от слов Христа: "Не мир пришел вам дать, но меч" (разделяющий добро и зло). Церковь земная всегда воинствующая, а Небесная - Торжествующая, т.к. по слову Христа - врата ада не одолеют ее.

А вот какого цвета у Вас забор мне действительно все равно.

 
 #

Мужика принимают в партию и

Мужика принимают в партию и спрашивают:
-Если партия прикажет бросить курить, бросишь?
-Брошу!
-Если партия прикажет пить, даже по праздникам, бросишь?
-Брошу!
-А если с женщинами прикажет не встречаться, сможешь?
-Смогу!
-А жизнь за партию отдашь?
-Конечно! Да на хрена мне такая жизнь?

 
 #

Елена, еще летом вы более

Елена, еще летом вы более лояльно оценивали коммунистическое наследие: "А если кому-то странно, что бывшая комсомолка стала христианкой, то таких миллионы в нашей стране. Идеология в СССР зиждилась на Кодексе строителя коммунизма - урезанном плагиате с 10-ти заповедей Господних. Поэтому, когда рухнула безбожная империя, люди открыли для себя первые четыре заповеди." (с)
Вроде бы не так плохо, зачем же такие немыслимые зверства? Идеологией и поклонением вещи наделяют люди, а сами памятники - всего лишь куски камня или металла. Мне вот лично все равно, я эти предметы не связываю со своим знанием о делах тех людей, которых они изображают. Впрочем, с вашим воинствующим (навязчивым) подходом будет зуд в одном месте вызывать даже забор не того цвета)))

 
 #

его племянник- сын Ягоды Г.Г.

его племянник- сын Ягоды Г.Г. жил и работал в Северодонецке. Умер в Израйле не очень давно.

 
 #

Одним словом, курва этот

Одним словом, курва этот Сверлов, а всякое быдло его еще почитает.

 
 #

Уважаемая Татьяна Забирко, а

Уважаемая Татьяна Забирко, а чем отличаются богоборцы прошлого от богопротивников настоящего?
Ведь в ваших библиотеках, без согласия родителей, детям рассказывают о гендерном равноправии, являющимся богоборческой идеологией. Памятники, "украшающие" до сих пор наши города, пели "вставай проклятьем заклейменный", вызывая из преисподней служителя тьмы, а теоретики гендеризма рассказывают детям, что к 12 годам ребенок должен определиться мальчик он или девочка? Это ли не восстание против Творца, который создал мужчину и женщину, а не транссексуалов, бисексуалов и прочих извращенцев?

Историю, конечно, нужно помнить и знать. А памятники собрать на бывшем полигоне воинской части, обнести колючей проволокой и пусть желающие туда ходят на экскурсии, полюбоваться "творцами" истории.

А то стоит на главной площади шароголовый и до сих пор указывает слугам народа путь к коммунизму. Вот они нас и ведут, не сбиваясь с курса, только таблички сменили, а суть осталась.

А суеверного фетишизма бояться не надо. Сказано же - не сотвори себе кумира!

 
 #

Сегодня тоже не мешало бы

Сегодня тоже не мешало бы кое-кого разказачить.
Так что Свердлову рекспект! Он за простой народ был, против бырыг и куркулей.

 
 #

Ну а чей пантеон мог еще быть

Ну а чей пантеон мог еще быть в Северодонецке? С оглядкой на современный период "народного творчества" самой востребованной фигурой мог бы стать господин Фирташ.

 
 #

Ещё один экземпляр красного

Ещё один экземпляр красного пантеона. Яков Михайлович (Моисеевич) Свердлов (Эйман), образование - 4 класса гимназии, за свою недолгую жизнь успел натворить многого: один из организаторов гражданской войны, главный организатор убийства Российского императора Николая II и его семьи, инициатор истребления казачества (расказачивание). Официальная причина смерти - заболел испанкой, по другой версии - жестоко избит рабочими в Орле во время выступления весной 1919 года. Режиссёр С. Краус снял фильм-расследование "Яков Свердлов. Кровавый механик советской власти". (Доступно на YouTube, 10 мин.)

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии