СОШ №5, аттестовавшая 5 тысяч своих учеников, празднует 50-летие

Октябрь красит позолотой листья деревьев. Солнце, утратив жаркую ярость лета, ласкает приятным теплом осени проспект Химиков, его неторопливых прохожих, притихший после перемен школьный дворик СОШ №5. Стою на главной его аллее, и нотки ностальгической грусти закрадываются в сердце… 

Сюда, достигших школьного возраста, нарядных, растерянно-притихших, приводят нас за руки мамы, и отсюда по прошествии десятка лет мы убегаем после прощального последнего школьного звонка, но уже рука об руку с самой красивой одноклассницей…

Ах, как это было недавно. Ах, как это было давно… А вот сегодня накануне самого светлого и доброго праздника – Дня учителя, принаряженная и по-прежнему родная, до боли знакомая – пятая школа отмечает свой полувековой юбилей. Все также озорничают пятиклассники, жмутся к стеночкам первоклашки, прихорашиваются старшеклассницы… Школьную жизнь не остановить. На смену одним выпускникам приходят другие. Великая река, имя которой Учение, продолжает свое теченье и не остановить её никогда…

Середина прошлого столетия стала определяющей для Северодонецка в плане его дальнейшего стратегического развития. Здоровый энтузиазм строителей, ударными темпами вводивших в строй действующих школы, детские садики, магазины, жилые дома, четко прорисовывал уже не на карте, а в реалиях, контуры будущих улиц и проспектов нашего славного красавца Северодонецка. В марте 1962 года на улице Полевой, ближе к её центру, строители СУ №1 треста «Северодонецкпромстрой» приступили к закладке фундамента школы, получившей впоследствии номер 5. Строительство данного объекта было взято под особый контроль тогда Ворошиловградского облисполкома. И к моменту завершения строительства СШ №5 – 1 сентября 1962 года улица Полевая сменила свое название на проспект Комсомольский. Вдоль новоназванного проспекта с тонюсенькими спичками только что высаженных пирамидальных тополей, одновременно со школой велось строительство Дворца культуры строителей, музыкальной школы, технического училища, Дома одежды и Дома обуви, жилых домов. Строятся планы создать не проспект, а бульвар с широкой пешеходной дорожкой посередине, скамейками для отдыха, ажурной оградой, малыми архитектурными сооружениями на узловых пересечениях проспекта с улицами, ведущими к городскому парку культуры и отдыха, центральной площади. Однако получить статус бульвара Комсомольскому не довелось, он разве что еще раз сменил свое название, став проспектом Химиков. Но здания, построенные здесь, в том числе и СОШ №5, имели отличительную черту. Одни ее колонны с портиком чего стоят!

Даже тогдашняя борьба с архитектурными излишествами не переубедила строителей убрать их, придав зданию школы некую величавость и торжественность. И как тут не вспомнить стихи Натальи Михневской, всей душой влюблённой и в город и в школу:

…Стоят колоны стражами, 
А тополя их пажами… 

Кроме основного четырехэтажного здания, где располагались различные классы-кабинеты, актовый и спортивный залы, музей, при школе имелась отлично оборудованная спортивная площадка со стадионом и различными спортивными тренажерами, гаревой беговой дорожкой, площадкой для прыжков. По периметру внутреннего дворика располагались: теплица, стрелковый тир, токарная и столярная мастерские для производственного обучения школьников. И вообще, пятая на момент своего открытия имела самые современные  технические средства обучения.

«Здесь в кипении педагогических страстей проходила апробацию первая в городе и области система кабинетного обучения,» – так пишет в своих воспоминаниях о тех далеких 60-х, учитель Н.А. Назарова. И с грустинкой продолжает далее: «Пусть школы теперь не строят так помпезно, все больше с общепринятой целесообразностью, но мне нравится величавый и гордый облик моей школы ещё и потому, что она немая свидетельница  легендарного времени ударных пятилеток!»

Впрочем, не только это, и даже не столько это, а, прежде всего, прекрасно подобранный педагогический коллектив школы, стали главной определяющей и отличительной константой этого учебного заведения. Основная заслуга в этом принадлежит ее первому директору Павлу Романовичу Варакуте – руководителю, педагогу, человеку, все, как говорится, с большой буквы.
 Уже с первых лет существования школы здесь закладываются основы для получения учащимися не только всесторонних и глубоких знаний, но и вовлечения их в общественно-полезную работу. Школа работает, что называется, до позднего вечера и без выходных. В воскресные дни педагоги при поддержке родительского комитета организовывают для школьников различные спортивные мероприятия, песенные фестивали, диспуты, «огоньки», КВН, праздники общественно-полезного труда и т.д. и т.п. Мало того, в школе по инициативе дирекции, комсомольской и пионерской организаций впервые в городе создаются школьные телестудия и музей. И как результат этой воспитательной работы становятся ее награды, участие в различных научно-практических конференциях, семинарах областного и республиканского значения. Вот всего лишь несколько примеров: в 1965-1966 учебном году школа, работающая под знаком подготовки к празднованию 50-летия Октябрьской революции, становится участником и дипломантом Выставки достижений народного хозяйства СССР по теме «Слияние обучения и воспитания в единый учебно-воспитательный процесс». 

В 1970-1971 году на базе СШ №5 проходит республиканский семинар, в котором наряду с лучшими учителями Украины, принимают участие начальники отделов школьного образования областных комитетов комсомола, министр образования Украины, его заместители. По итогам этого семинара многие учителя СШ №5 были отмечены грамотами министерства образования Украины, а опыт их работы был рекомендован для изучения и обобщения в учебных заведениях республики. 

И здесь, наверное, уместно назвать имена тех учителей, кто является и по сей день гордостью школы. Начнем, пожалуй, с Павла Романовича Варакуты. Первый директор школы возглавлял ее 20 лет. В 1971 году за свой педагогический труд отличник народного образования Украины П.Р. Варакута был удостоен ордена Октябрьской Революции. Он участник Великой Отечественной войны. Под его руководством закладывались традиции педагогического коллектива, девизом которого было: «Дружба, взаимопомощь, овладение передовыми методами труда». В памяти педагогов-ветеранов Павел Романович остается лучшим примером руководителя, созидателя, организатора. 

Самых добрых слов благодарности заслуживают педагоги, стоявшие у истоков создания педагогического коллектива школы: педантично преданный и влюбленный в свой предмет учитель химии Н.А. Коваленко, учитель истории, организатор внеклассной работы, руководитель музея Э.Н. Гольденберг, учитель физкультуры, инициатор создания школьного музея, его первый экскурсовод А.Т. Чернов, историк, завуч по внешкольному воспитанию Т.Х. Раскина, учителя начальных классов, кавалер ордена Трудового Красного Знамени А.Н. Спиридонова, С.В. Десятникова (она, пройдя школу Варакуты, сама впоследствии возглавляла учебное заведение в Черновцах), З.П. Чернова. Это они закладывали первые кирпичики   основательных знаний для будущих победителей городских, областных и республиканских олимпиад. Добрыми словами вспоминают предметников: учителей математики Л.Р. Гончар, русского языка и литературы, руководителя школьного драмкружка Н.А. Азарову,  химии, продолжившего методику преподавания Коваленко, прекрасного барда, душу интеллектуальной компании – Г.Л. Шаповалова,  английского языка, руководителя школьного музея С.В. Мальцева, учителей, положивших свое личное время на плаху общественной работы, М.П. Бойко, А.Г. Вильдовскую и многих, многих других. Кстати, говоря  о Марии Павловне Бойко, невозможно обойти вниманием тот факт, что она заразила вирусом учительства многих своих выпускников. Одна из них Татьяна Георгиевна Лисютина работает в школе педагогом-организатором и является ярко выраженной продолжательницей умелого организатора внеклассной и общественной работы.   Газетная площадь не позволяет назвать всех поименно, но мы, выпускники школы и её нынешние педагоги, помним и чтим их.
Коль уж разговор зашел об учителях и методике их преподавания, то, конечно же, уместно будет назвать и нынешнюю гордость СОШ №5. Начнем с заведующих учебной частью: им и достается больше, чем просто учителю, с них и спрос другой, и мера ответственности иная. Ну разве не заслуживают всяческих похвал Лариса Николаевна Лапушинская, Ольга Васильевна Попович или лучший учитель нынешнего, 2012 года Ирина Викторовна Горобинская. А как не гордиться успехами на ниве учебно-воспитательного процесса  учителей начальных классов Н.А. Скачко, Г.В. Самарской, Н.Н. Котляр, З.В. Кулаковой, И.В. Белошапко. Последняя, кстати, в прошлом выпускница СОШ №5. И раз уж мы вспомнили об этом, то, обратившись к цифрам бесстрастной статистики, отметим – более полусотни бывших учеников СОШ №5 ныне сами стали на стезю учительствования. И это еще раз подтверждает всем известную аксиому: у достойных учителей есть достойные продолжатели.

Среди преподавателей старшего звена школы заслуженным авторитетом пользуются учителя украинского языка и литературы Наталья Николаевна Козачкова, Тамара Васильевна Попова, Екатерина Митрофановна Крыжная, преподаватель физического воспитания Сергей Евгеньевич Сердюк, учитель технического труда и черчения Виктор Александрович Черкашин, учитель обслуживающего труда Елена Анатольевна Цымбалюк, учитель информатики Галина Петровна Гордиенко, учитель музыки, руководитель одного из лучших в городе школьного вокального кружка Светлана Викторовна Тысячная. Список можно продолжать. Но, идя навстречу педколлективу школы, отмечающей свой полувековой юбилей, невозможно обойти вниманием её бывших выпускников. Они ведь тоже являются гордостью школы и служат добрым примером для нынешних школьников. Всех перечислить, конечно же, невозможно физически, но вот в списке известных выпускников школы нам не без гордости называют имена Николая Куренкова – врача-уролога, Владимира Драгомирецкого – врача-онколога, Алексея Лысака – бывшего заместителя городского головы, Лину Михно – директора коллегиума, Лину Гонтаренко – заведующую методическим центром гороно, Валентину Шпакову – методиста гороно, Владимира Кравченко – заместителя городского головы, Галину Трякину (Вац) – управляющую областным бизнес-клубом, Ольгу Поркуян – директора СТИ и многих, многих других.

На одном из  сайтов Интернета о выпускниках пятой школы сообщается следующее: (цитируем дословно, сохраняя язык оригинала  http: kartmen. ru ) «В Северодонецке есть места значимые. Например, школа №5. Из неё вышли многие знатные люди. Вот вышел я. Еще вышел итальянский мебельный магнат Дядькин. Главные редактора почти всех столичных компьютерных журналов тоже из неё вышли. Начальник всех охранников России тоже из неё путь свой начал.»

Мы не были бы объективными, если бы не коснулись школьных дел сегодняшних. А они остаются прежними: дать всесторонние и глубокие знания, привить любовь, уважение к школе, коллективу, старшим, стране. Задача школы ведь не только в том, чтобы научить азам грамотности, но и научить ребят самостоятельно решать проблемы, находить истину. Ведь не зря же главным девизом школы вот уж несколько десятилетий является следующее: ДУМАТЬ, ДЕРЗАТЬ, ТВОРИТЬ!

Давайте ещё раз обратимся к статистике. За 50 лет своей истории школа, образно говоря, дала путевку в жизнь более пяти тысячам выпускников, из них более 150 выпускников окончили школу с золотыми и серебряными медалями.

Будучи в свое время начальным учебным полигоном  подготовки рабочих кадров для флагмана химической индустрии Украины  объединения «Азот» и НПО «Импульс», школа, имея отличную учебную базу, привлекала к проведению уроков специалистов и управленцев вышеназванных  предприятий. Поэтому вполне закономерно, что многие её выпускники стали золотым фондом «Азота». 

Так как в школе активно внедрялись передовые методы преподавания и воспитания, то понятно, что многие ученики, как уже говорилось выше, выбрали стезю преподавания  и не только в школах, но и в университетах  и ныне преподают в Украине, России, Канаде, США.
– В пятую, на работу, я пришла практически сразу после окончания Черниговского пединститута, – делится своими воспоминаниями учитель начальных классов Диана Максимовна Савченко. – Принимал меня на работу в 1964 году Павел Романович Варакута. Практически вся моя 40-летняя трудовая деятельность прошла в этой школе. Стоя у истоков ее образования, лично знала многих  педагогов, работала вместе с ними плечом к плечу. Да и сегодня не порываю связи со школой, являюсь волонтером у старшеклассников, поэтому оценка работы педколлектива вполне объективна. Главное в ней то, что школа не утратила, а только приумножила опыт прошлых лет. Педколлектив способен решать и решает сложные задачи достойного воспитания детей. Поверьте, это не так просто, особенно сейчас, в век стремительного развития научно-технической мысли, интеллектуального прогресса. Сегодняшний школьник абсолютно не тот, что был, к примеру, еще 10-15 лет назад. Учителю нужно быть не только эрудированным, хорошо знающим свой предмет, но и умеющим находить контакт со своими учениками. А это предполагает знания психологии, современного развития в сферах искусства, музыки, спорта. Согласна с теми выпускниками, которые по прошествии определенного времени, набравшись житейской мудрости, приходят в школу и благодарят педагогов за то, что те были требовательны к ним, спрашивали с них больше того, чем располагает школьная программа. 

Вместе с ветеранами-педагогами поздравляем нынешний коллектив с полувековым юбилеем и от всей души желаем достигать новых высот на ниве просвещения. А еще, как пишет всё та же  Н.А. Азарова: «Педагоги, берегите души детей! Ведь на сегодня школа, наверное, последняя «Брестская крепость», преграждающая путь лавине насилия, стяжательства, пошлости и бескультурья». 

Эдуард ЯРОВОЙ,  выпускник 10-Б класса СШ №5  1968 года, sed-rada
На снимках: педагогический коллектив школы 1968 года и нынешний состав учителей СОШ №5 (верхний снимок).

 #

Отличная статья!

Отличная статья! Интересная.
Спасибо автору!!!

 

Настройки просмотра комментариев

Включен режим "только для чтения".
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии