Наш старый заброшенный сквер, в центре Советского проспекта, оживает, приобретает вид зелёного уголка для отдыха детей и молодёжи. Спасибо патриотам города, которые отвоевали это место, посадили деревья, кустарники, цветы, построили детскую игровую площадку, отмыли до блеска памятник писателю и назвали скверик именем Н.В. Гоголя.
Само собой напрашивается предложение: вдохнуть в ландшафт сквера гоголевскую романтику.
Николай Гоголь, следуя заветам отца, Василия Афанасьевича, стремился создать в имении «земной рай» для домочадцев, всё сажать, выращивать, строить так, чтобы ни у кого из соседей так не было. Дом, флигель, сад окружали три рукотворных ставка. Одно время работала водяная мельница. Перед небольшой верандой дома красовалась огромная круглая клумба, засеянная травой. На ее изумрудном ковре «семейками» цвели многолетники: тюльпаны, ромашки, васильки. Под окнами дома, флигеля сажали мальвы, розы, сирень, калину. Сад в имении.
Отец семейства, Василий Афанасьевич Гоголь, брал в ладонь несколько камешков и бросал их вокруг себя, где он упадёт, там и сажали саженцы. Полтавский край богат на чернозёмы, влагу и солнце.
В гоголевском саду предпочтение отдавали яблоням, грушам, абрикосам, сливам, маслинам, красной рябине. Особенно любили райские яблочки и яблоки с красными полосками. Гости тешились вишнёвыми, сливовыми напитками, терновкой, а Николай Васильевич – настойками на лекарственных травах.
Пять гектаров сада в урочище «Стенка» в основном были засажены абрикосами, грушами.
Грот мечтаний. Николай Васильевич облюбовал место на берегу ставка и сотворил «грот мечтаний». По бокам входа в него посадили рябины, напротив – берёзки, а в центре образовавшегося полукруга – кусты белых роз. Любил Гоголь приходить сюда на «часы мечтаний» под трели курских соловьев. Стояла тут и необычная садовая скамеечка: ножки её и верхушку спинки украшали литые лианы из листьев, яблок, груш, ягод. Она сохранилась до наших дней. Таинственный курган.
На противоположном берегу ставка в гоголевские времена росли клёны. С годами образовались целые заросли. Николай Васильевич нанял членов земельного общества. Те прорубили аллею для прогулок. Гоголь радовался и гордился Кленовой аллеей. Во время последнего посещения своей малой родины, писатель загадал людям тайную загадку. И до сих пор она осталась неразгаданна. На верхушке возвышенности берега ставка приказал селянам выкопать яму в два аршина глубины. На вопрос: «Зачем нужно?» – хитро улыбался и ничего не объяснял. Яму выкопали. Гоголь отпустил людей домой с договором, что придут засыпать яму. Когда пришли работники, удивились: яма наполовину была засыпана землёй. Николай Васильевич молчит и улыбается, руководит работой. Засыпали яму, над ней ещё столько земли водрузили, старательно оформили высокий курган. Так рассказывала об этом сестра Николая Гоголя – Ольга. Много версий было по вопросу, что Гоголь спрятал в яме? Ни одна из них не подтвердилась. А когда умер Николай Васильевич, мать построила беседку на кургане, собирала домочадцев, все шли к рукотворному кургану, зажигали свечи, молились.
Много раз приезжали почитатели Николая Васильевича к тайному месту сада, ископали вокруг землю, но так и не нашли засекреченный клад.
Видно не напрасно Николай Гоголь родился в этом крае, где природа и предки создали неописуемой красоты уголки для людей. Таким осталось на много лет, после смерти Гоголя, урочище «Стенка». Широкая равнина правого берега речушки Голтва и крутой левый берег. Луга летом покрывались высоким разнотравьем, дикорастущими цветами, кустарниками. На склонах крутого берега росли лиственные деревья – дуб, клён, липа, тополь, а также кустарники тёрна, бузины, калины. Из лекарственных трав – аир, ромашки, васильки и др.
В урочище «Стенка» паслись коровы, волы, которые выращивались на продажу. Николай Васильевич любил ходить в урочище, любовался греблей через Голтву, Камянецкими мостиками. Разговаривал с жителями хуторов, черпал вдохновение для написания своих произведений.
В народном поверье урочище «Стенка» считалось заколдованным. Люди боялись туда ходить даже в советское время. Поэтому до 80-х годов прошлого столетия «Стенка» оставалась нетронутым кусочком природы. Гоголевским наследникам не удалось осуществить мечту о создании «земного рая» в имении.
В начале прошлого столетия Ольга Васильевна Гоголь, умирая, оставила завещание: в родовом имении организовать приют для одиноких женщин, детей-сирот. Что и было сделано. В годы Великой Отечественной войны немецкие фашисты уничтожили все постройки, вырубили деревья. Но после войны село, теперь Гоголево, заново отстроили. А в 80-е годы на бывшей усадьбе, где рос Николай Васильевич Гоголь, создали мемориальный музей.
Думаю, что в Северодонецке есть много романтиков, умельцев, знатоков цветов, деревьев, кустов, которые с радостью воплотят свои мечты о прекрасном в детском скверике, и станет он чудесным уголком природы в центре города.
Л. ПОЛНИЦКАЯ
Использованы факты из воспоминаний сестры Н.В. Гоголя – Ольги (1895 г.), журналиста Владимира Гиляровского (1898 г.), старожилов села Гоголево (1950, 1953, 1973, 1980 гг.), правнучки писателя С.Н. Данилевской (1981 г.), фотоснимки Хмелевского (1901, 1902 гг.), сети интернет.
Источник: Sed-rada
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Спасибо за статью! Побольше
Спасибо за статью!
Побольше бы таких.