12 августа мы отмечаем юбилей своего талантливого земляка. 125 лет со дня рождения выдающегося художника-скульптора Валентина Ильича Пухальского.
Входя в один из залов музея Т.Г. Шевченко, невозможно отвести взгляд от полутораметровой скульптуры женщины с ребенком. Не сразу узнаешь знаменитую Катерину , ведь на картине Тараса Григорьевича она еще хороша и свежа, красиво одета и пока без ребенка... Так случилось, что пришла к ней первая любовь и заполонила настолько, что девушка не могла думать ни о чем больше. Блуждая по свету она еще лелеет надежду и верит в любовь и защиту своего любимого.
А вот в работе Валентина Ильича Пухальского Катерина изображена в тот период, когда вера и надежда покинули ее. Прикрывая полой свитки младенца от сильного ветра, она уже знала, что это последние минуты с ребенком. Сколько любви и страдания, но решение уже принято. Она оставит сына, а сама совершит еще один грех- грех самоубийства.
Глубоко поэтический, овеянный безысходностью и печалью, образ Катерины в латанной свитке, с торбой на плече и прижимающей к себе сына. Две косы, такие же тяжелые как ее девичья судьба , заставляют еще ниже наклоняться над сыном:
Свище полем завірюха,
Іде Катерина
У личаках — лихо тяжке! -
І в одній свитині.
Сочувствие и сострадание — эти чувства возникают у каждого, кто видит эту работу. Так же как и скульптура, интересна ее история.
А было это давно.Северодонецкий журналист В. Романюк вспоминает как в 1964 году, будучи в Киеве, он посетил Государственный музей Т. Г. Шевченко и среди экспонатов его внимание привлекла статуя «Катерина». На табличке он прочитал: «Катерина». 1914. Неизвестный скульптор Донбасса». Почему неизвестный? А ему ответили, что прошло три войны, две революции, голод.Возможно автор сгинул в пучине этих событий, а произведение живет на радость людям.
Через несколько месяцев журналистские дела привели его в скульптурную мастерскую при Северодонецком силикатном заводе. И, о чудо, он видит ту же «Катерину» из литературно-художественного музея Т. Г. Шевченко. «Неужели кто-то смог так удачно скопировать ее?»,- возникает вопрос у журналиста. И тут он выяснил, что это работа руководителя мастерской Валентина Ильича Пухальского, которую он подарил в 1914 году музею.
Зимой следующего года журналист опять посетил Государственный музей Т.Г.Шевченко для того, чтобы сообщить адрес Валентина Ильича Пухальского . Так «Катерина» нашла своего автор
Ирина Бибик
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Побольше бы таких, интересных
Побольше бы таких, интересных и позитивных публикаций.
Спасибо автору!