«…ОТ СТРЕЛЬЦОВ ДА КАЗАКОВ»
(Фрагменты книги о Боровском)
Продолжение. Начало
От казаков городка до городовых казаков
Сейчас, когда история и архивы стали более доступными и открылись неизвестные прежде документы, стало возможным определить состав населения Боровского и назвать имена прежних его обитателей, в том числе зафиксированные историей.
Первое из них встречается в Отписке от 1675 года донского войскового атамана К. Яковлева в Посольский приказ о получении грамоты, отосланной царём Алексеем Михайловичем казакам по поводу атамана Боровского городка Кондрата Чертояра, который со своими казаками на Северском Донце «ворует и грабит всяких чинов людей».
Предоставил ли царь помощь или сами казаки управились с разбойным атаманом, но Боровской городок рос и укреплялся до самого Булавинского восстания 1707-1708 гг. Как говорят документы петровского времени, в нём числилось 120 казаков, уступая в числе лишь Лугани.
Но вот случилось восстание, и городок сожгли каратели князя Василия Долгорукова и слободские казаки. А списки жителей, если и были, то до нас не дошли.
Тем не менее, имена 25 мужественных казаков, отправленных на Азовскую каторгу, сохранились среди документов Булавинского восстания:
161.1708 г. декабря 8. – Отписка Азовского губернатора И.А. Толстого в Разряд об опасности содержания в Азове на каторге булавинцев, присланных туда полковником Ф.В. Шидловским.
II. Роспись присланным ворам присылки октября 24-го числа.
Боровской станицы: Фирс Дивавин, Агафон Севученин, Карп Леонов, Тимофей Абариков, Федор Остахов, Фома Трегубов, Лавер Фролов, Андрей Корнеев, Правотор Иванов, Микифор Шестопалов, Самойла Лабызов, Гаврила Аблаухов, Филип Зыбин, Максим Топоров, Гарасим Сасов, Степан Яковлев, Леон Струков, Филип Мамонов, Василей Алисов, Иван Чекмарев, Федор Лупоглаз, Михаила Березин, Филип Малунев, Козьма Алисов, Леон Пожерихин.
ЛОЦИА. Архив Морск. Мин. Адмиралтейская канцелярия, №/5/, лд. 82 об. – 84.
Имена других казаков, как и их судьбы в целом, остались неизвестны. По неуточнённым данным, 24 казака были всё-таки казнены. Кто-то пал в бою, кто-то, может быть, спасся, уйдя с атаманом Игнатием Некрасовым на Кавказ, а потом в Турцию. Остальные либо оставили свой край, либо, получив прощение, вернулись на пепелища. Причём возвращению способствовала ситуация, когда после подавления восстания граница с Крымским ханством оказалась открытой, и через земли прежних юртов стали прорываться отряды татарской конницы. А прорвавшись, татары грабили и уводили «в полон» жителей украинных территорий. Правительству России пришлось срочно укреплять границу и даже разрешить помилованным и прощённым казакам селиться на прежних местах.
Так, просматривая списки казаков, отправленных на Азовскую каторгу, мы встречаем некоторых однофамильцев нынешних боровчан, правда, отправленных из других станиц: из Староайдарской станицы: Василий Воронов, Афонасий Попов…; из Трехизбянской станицы:.. Терентий О(Е)сипов…; Присылки сентября 28-го числа розных станиц:….. Григорий Селехов.
Есть в этих списках и прозвища, отмеченные в Боровской слободе в списке 1717 г. и в ревизии 1763 г.: Староайдарской станицы:.. Анисим Иванов, … Иван Анисимов,… Василей Татаринов,.. Боровской станицы:…Лавер Фролов
Примечание: Ревизия 1763 3255 Григорей Мартинов Адонев 24.
У него жена Пелагея Василева дочь двадцати лет взята оной провинции Трехизбенской слободы у однодворца Фролова.
Землю Боровского юрта, как и земли соседних юртов, распределяли по воле правительства и чиновников. То там, то здесь селились те, кто ещё недавно усмирял восставших донцов. Так, с 1715-1732 гг. сюда были переселены казаки Острогожского полка из Оскола, Ливен, Талицка, Чернавы, Корочи, Урыва, Ендовиц, Землянска, Гвоздёвки, Перлёвки, Олыма. Некоторые земли заселяли казаки Изюмского и Сумского полка, особо отличившегося жестоким подавлением казаков-булавинцев. Как бы то ни было, но по переписи слободских казаков 1734 года все поселения казаков будущего Старобельского уезда числились уже в Острогожском полку.
Не обошло правительство вниманием и самих чиновников Бахмутской провинциальной канцелярии. Им, как и прочим дворянам, выделили земли для поселения владельческих крестьян, привезенных из других губерний. В результате на планах и ландкартах появились деревни и слободы с принесенными на земли донцов новыми именами.
Тем не менее, у Филарета (Гумилевского) можно найти и свидетельство возвращения в свои юрты прежних жителей. Так, рассказывая о Боровеньках, он пишет что: «По прошению архимандрита, в (1)726 году послан был из Бахмутской канцелярии Староборовской управитель Поликарп Сыромятников для осмотра и отвода земли» в пользование Святогорского Успенского монастыря.
При этом «У описи и меры земли были сторонние люди старожилы, бывшего Староборовского юрта жители: Алексей Михайлов Топилин, Афанасий Михайлов Гончаров, да Краснянского юрта прежний житель Архип Иванов Башмаков, да Новоборовского юрта прежний житель Артём Прокофьев Нечитаев».
Старые названия городков возродились в названиях образовавшихся на их месте слобод, которые с целью охраны и укрепления границы заселили служилыми. Вскоре служилых переписали, а некоторых из наёмных работников «по оному же их желанию положили в подушный оклад». Свидетельство тому найденный в Центральном государственном архиве Украины документ начала XVIII века (матеріали ф. 1802, Бахмутська провінційна канцелярія).
Особенности скорописи и обозначение чисел с помощью букв, по мнению кандидата исторических наук, доцента Луганского университета им. Даля Савенковой И.Ю., изначально позволяло думать, что документ связан с периодом проводимой Петром I Первой ревизии 1718-1719 годов.
Однако дальнейшее исследование позволило более точно определить время его создания. Для этого возраст и год рождения долгожителей Боровской слободы по ревизии 1763 года пришлось сопоставить с годом их рождения и возрастом в исследуемом списке жителей Боровской слободы. Как пример этому, возраст однодворца Захара Ефремова сына Козелина в ревизию 1763 году – 76 лет, значит, родился он в (1763 – 76) 1687 году. В исследуемом документе возраст «Городовой службы» Захара Ефремова сын Козелина И., т.е. 18 лет. Отсюда год создания документа (1687 + 30) 1717.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
где книга и кто автор?
где книга и кто автор?
почему казаки а не
почему казаки а не шаолиньские монахи или викинги например. Просто не которым хватит употреблять спиртные напитки и не будет желания называть себя казаками или другой нечистью