Василий Назаренко: «Теперь государство на законном основании будет финансово помогать развитию отечественного агрострахования"

Девятого февраля Верховная Рада во второй раз утвердила закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». По существу, он определяет направление развития отечественного агрострахования на длительный срок. Подробно о законе и его особенностях говорим с одним из его разработчиков, Председателем комитета по вопросам страхования аграрных рисков Лиги страховых организаций Украины, членом Совета Украинской аграрной конфедерации, Председателем правления частного акционерного общества «Украинская аграрно-страховая компания» Василием НАЗАРЕНКО.

- Страховщики и аграрии считают, что необходимость в законе «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» назрела уже давно. Мол, его задача заключается в глубокой модернизации отечественного агрострахования, в том, чтобы сделать его доступным для сельхозпроизводителей и таким образом – массовым. Задание  непростое и справится ли с ним закон?

-В конце прошлого года Верховная Рада утвердила закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». После длительной борьбы различных взглядов на агрострахование в Украине этот закон стал наиболее компромиссным и демократичным. Показательно, что государство отказалось от единоличного решения вопросов агрострахования через различные созданные им структуры и, учитывая лучший мировой опыт, сделало ставку на партнерство с участниками рынка.

Однако, учитывая требования политического курса Президента Украины на дерегуляцию экономики, к тексту закона были сделаны определенные замечания. Одновременно было предложено его доработать. Девятого февраля закон принят Верховной Радой с учетом поправок главы государства. Они еще больше подчеркнули требования к демократичности и открытости в сотрудничестве сторон правоотношений по страхованию в аграрном секторе.

Таким образом, принятый закон учитывает интересы всех участников рынка агрострахования. Он четко определяет роль государства в поддержке агрострахования, что, конечно, сделает его доступным для аграриев, понятным и ответственным для страховщиков и таким образом – массовым.

- К сильным сторонам закона можно отнести попытку возобновить механизм государственной поддержки при осуществлении агрострахования. Но почему разработчики и законодатели отдали преимущество процедуре субсидирования страховых платежей, которая использовалась в прежние годы и уже доказала свою слабую эффективность? Были ожидания, что предпочтение будет отдано более прогрессивной схеме, по которой аграрии во время страхования будут платить лишь часть страховой премии, а остальные деньги страховым компаниям будет доплачивать государство.

- Мы не можем говорить, что предыдущая система государственной поддержки была малоэффективной. Причина неудачной попытки введения субсидированного агрострахования заключается в другом.

Первая попытка введения субсидированного агрострахования оказалась несовершенной из-за отсутствия системного подхода, нечестности отдельных страховщиков и страхователей. Не секрет, что на агростраховом рынке Украины накопилось немало проблем, дискредитирующих саму идею страхования. Ряд страховых компаний, в первую очередь, сотрудничающих с банками по страхованию залога, занялись псевдострахованием. У них можно застраховать посевы по тарифам от 0,5 до 2,0 процентов, и много сельхозпроизводителей попадают в эти сети, не понимая, что реальное страхование по такой цене не бывает. Тут нужно честно говорить, что никаких выплат никогда по таким страховкам не будет, а если кому-то и посчастливится получить выплату благодаря особым отношениям, то эта выплата, соответственно, ухудшит состояние страховой компании или приведет к ее банкротству. Такое страхование - это хорошо известная пирамида, где выигрывают только ее хозяева. Именно такое страхование породило неверие среди селян. При этом государство не имело никакого влияния на такую ситуацию.

Международный опыт показывает, что в большинстве стран субсидирование происходит через страховые компании, однако ряд стран оказывают помощь именно аграриям. Но не этот вопрос является самым важным. Главное – нужна четкая система, которая исключит риск мошенничества с деньгами государственной субсидии и избирательный подход к субсидированию отдельных сельхозпроизводителей благодаря особым отношениям.

- Впервые на законодательном уровне закреплены такие понятия, как «стандартный (типовой) страховой продукт» и «стандартные (типовые) договора страхования». Еще недавно они существовали неформально. Почему разработчики закона обратили на них внимание? Так они пытались существенно повысить качество отечественного агрострахования и доверие к нему со стороны аграриев?

- Очень уместный вопрос. Если вы обратили внимание, через весь текст закона красной нитью проходит желание законодателя создать «стандартные», одинаковые условия страхования и отношений с государством для каждого агрария, без исключений, ограничений и особых подходов. В такой ситуации сельхозпроизводителю нужно будет платить только за страхование. При этом всем придется платить одинаковую цену и по одинаковым условиям. Остальной процесс будет проходить автоматически и по предварительно определенной «стандартной» процедуре.

Таким образом, по замыслу создателей закона стандартные процедуры поставят все стороны правоотношений в одинаковые условия, и будут предотвращать появление оснований для особых и коррупционных отношений.

- Еще один весомый момент – закон признает необходимость создания Агрострахового Пула. Почему на государственном уровне ему придается такое большое значение, и отважатся ли, наконец, страховщики на такое объединение? Ведь в прежние годы все попытки сплотить их таким образом оказались напрасными.

- Действительно, в законе отведено важное, я бы сказал, ключевое место добровольному объединению страховщиков – Агростраховому Пулу.

Как я уже отмечал, закон создает систему агрострахования. Для того, чтобы такая система согласованно работала, в ней должен царить порядок, высокая ответственность и управляемость, должна существовать система гарантий для аграриев и государства. Именно эти функции и будут переданы Пулу как объединению ответственных и опытных, финансово состоятельных страховых компаний. В этот Пул никого не будут загонять силком. Нужно будет заслужить честь, чтобы попасть в него, и планка отбора будет высокой.

Как Председатель комитета по агрострахованию Лиги страховых организаций Украины я уже начал изучать ситуацию на страховом рынке Украины. И должен сказать, что желающих работать в рамках Агрострахового Пула в условиях открытого партнерства и высоко ответственного подхода к исполнению своих обязательств в Украине немало.

- Оппоненты упрекают разработчиков закона, что он сориентирован на крупные хозяйства и не замечает мелких сельхозпроизводителей, в частности – фермеров. И в этом, мол, заключается слабость документа. Что вы думаете по этому поводу?

- Во время разработки закона я десятки раз перечитывал его текст, но не встретил ни одного ограничения для аграриев. Даже намека на это. Участие в системе субсидированного страхования сельскохозяйственной продукции сможет принять каждый сельхозпроизводитель, независимо от его статуса – или это крупный агрохолдинг, или мелкий фермер. И принять сможет, учтите это, на равных условиях. Более того, вы, наверное, заметили, что закон вводит как обязательное условие – страхование сельскохозяйственной продукции при любых формах государственной поддержки производителя. А, как известно, именно мелкие фермеры чаще всего получают государственную поддержку в различных формах.

- До сих пор агрострахование официально не признается отдельным видом деятельности, поскольку не лицензируется. В результате, в Украине не хватает специалистов, способных оказывать услуги по агрострахованию на высоком уровне, мало качественных страховых продуктов. Лишь с недавних пор начали говорить об усилении роли аварийных комиссаров, других специалистов. А ваш закон уже предусмотрел норму о квалификации страховщика как юридического лица, получившего соответствующую лицензию. Вы понимаете, что несоответствие между желаемым и действительным может поставить под угрозу выполнение закона?

- Признание агрострахования отдельным видом деятельности является достаточно важным, ведь сегодня нам не хватает не только специалистов. Мы даже не владеем достоверной статистикой, без которой в агростраховании все двигаются вслепую.

В законе мы прописали норму о лицензировании страховщиков по отдельному виду – страхование сельскохозяйственной продукции, хотя и понимаем, что реорганизацией сферы управления рынком финансовых услуг в Украине мы можем задержать реализацию положений закона. Однако надеемся, что все ведомства поймут важность скорейшего внедрения положений закона.

Роман НЕЧИПОРУК

Комментарий специалиста

Сергей ХОРУЖИЙ, консультант по макроэкономическим вопросам Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине»:

- Наконец Верховная Рада с учетом замечаний Президента Украины приняла закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». На мой взгляд, этот закон является оптимальным компромиссом различных взглядов на систему  агрострахования, который внедряет модель партнерства между двумя секторами – частным и государственным. Разработчикам закона удалось рационально адаптировать лучший мировой опыт к существующим украинским реалиям. Нормы закона основываются на использовании возможностей частного сектора и сформированной страховщиками инфраструктуры при активном контроле государством и финансовой поддержке аграриев. Предложенная законом система агрострахования направлена на формирование взаимного доверия между страховщиками, производителями сельскохозяйственной продукции и государством во имя обеспечения оптимального решения государственных задач относительно поддержки производителя сельскохозяйственной продукции в условиях ограниченности бюджетных средств.

Вполне понятно, что принятие закона – это лишь первый шаг в формировании системы агрострахования в Украине. Закон требует принятия ряда регламентирующих документов. Эта работа предполагает внедрение Кабинетом Министров, Министерством аграрной политики и продовольствия, Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, и участниками рынка агрострахования важных нормативно-правовых актов и соответствующих страховых продуктов, которые должны учитывать наилучший опыт других стран. От эффективности взаимодействия государственных органов и участников рынка будет зависеть, насколько быстро и рационально будут внедрены нормы, предусмотренные законом.

Надеюсь, что опыт других стран, который исследуется Проектом IFC «Развитие агрострахования в Украине», поможет в создании стандартных страховых продуктов и в подготовке отечественных специалистов, призванных внедрить законодательные новшества, а также поможет Украине рационально и эффективно использовать существующие ресурсы для обеспечения продовольственной безопасности государства.

Последние комментарии