На «польской» границе

Но были всё же храбрецы, донские казаки, знавшие степь не хуже татар и умевшие не только предупреждать  опасность, но и внезапно нападать на  отряды кочевников и на их селения.

Разъезды казаков, перемещались по степи, контролируя передвижения татар по скрытым степью дорогам, называемых сакмами. Одна из них, так называемая Кальмиусская сакма, шла вдоль реки Кальмиус и шла в направлении Северского Донца, пересекая его близ устья речки Боровой.

Другая сакма, Новокальмиусская, пересекала Донец близ устья Айдара.

Донцы, как и станичные казаки, посылаемые русским правительством, знали не только пути татар, но и оповещали о их движениях на Русь и обратно с награбленным добром, пленниками и лошадьми. Причём особый дозор несли казаки у переправ или перевозов. Близ них, как правило, и возникали укреплённые городки донских казаков.

Появление их в Подонцовье относят примерно к средине XVIIвека, после взятия донцами турецкой крепости Азов и создания военно-политического союза с Россией. В то время Россия, заинтересованная в укреплении границы с Турцией и Крымским ханством, оказала донцам экономическую поддержку в основании на левом лесистом берегу Донца укреплённых городков, обычно скрытых лесом и имевших непосредственный выход к реке.

Городки эти окружались земляными или бревенчатыми стенами, валом и рвом. Над стенами, если они были деревянными  возвышались башни, а если земляными, то имелась наблюдательная вышка. Казаки жили в куренях, в виде изб, хат или землянок. В центральной части городка находилась станичная изба и церковь. Для городков обороны имелись пушки, а для походов по речкам - лодки и даже струги.

По рекам, и речкам казаки и именовались. Так на Донце жили донецкие казаки, на Осколе оскольские. А все русскоязычные казаки, жившие на реках бассейна Дона, назывались донскими казаками или – донцами.

Донские казаки, субэтность русского народа, были православными, хотя кроме славянской крови, в жилах их текла и кровь многих степных, кавказских народов и греков. Различали казаков и по месту жительства. Те, что жили в низовьях Дона считались «низовыми», а на его притоках  и на Дону выше Раздор - «верховыми».

Была между ними и некая разница в характере и во внешности. Так у «верховых» больше проявлялся этнический тип великороссов, оказавшихся на Дону и его притоках после разорений Рязанского княжества, Новгорода и Вятки.

Позже бежали сюда служивые, опальные бояре, дворяне и дети боярские. Одних приводило нежелавшие служить русским царям, другие желали вольной и богатой приключениями жизни.

Принимали донцы и беглых, из числа крепостных и холопов, но в допетровский период их было не так уж и много.  При этом имел силу старый закон казаков – «С Дону выдачи нет» - который способствовал постоянному пополнению Донской вольницы.

При этом казаками могли стать не только православные но и принявшие православие. Именно по этому были среди донцов  и крещённые  татары, калмыки и ногайцы. Встречались также поляки и западные европейцы, занесённые волею судьбы на Земли Войска Донского и ставшие православными.

Жили в донецких городках и казаки, пришедшие с Днепра, с Малой Руси, а также староверы, бежавшие сюда после церковной реформы патриарха Никона. Да и как было не принять гонимых единоверцев, если и сами донцы долго держались «старой веры» и не брили бород даже при Петре I.

На Дону все становились братьями и жили по законам Казачьего Круга.

К началу

Продолжение

Последние комментарии