Проведен опрос северодонецких экспертов в области избирательного права – по проблемным вопросам совершенствования законодательства о выборах народных депутатов Украины. Результаты опроса мы соотносили с нормами, заложенными в проект закона «О выборах народных депутатов» №9265, внесенного народными депутатами Александром Ефремовым и др. 10 октября (дальше – Проект закона). Ожидается, что именно в этой редакции закон будет принят в ближайшее время.
Анкета-опросник была разослана 22 экспертам, заполнены были 14 анкет. Среди экспертов, принявших участие в опросе, 4 бывших руководителя окружных комиссий, 5 –руководителей городских парторганизаций, 5 – журналистов или практиков в сфере организации избирательных кампаний.
Больше всего разделились мнения северодонецких экспертов по вопросу, какая избирательная система наиболее целесообразна для выборов украинского парламента? Пять опрошенных поддерживают смешанную систему, по которой 225 депутатов избираются по мажоритарным округам, и 225 – по партийным спискам. Именно такая система предусматривается в Проекте закона. Другие пять поддержали вариант пропорциональной системы с открытыми списками в варианте, который рекомендовался Украине Веницианской комиссией (выборы проводятся в 30-45 многомандатных округах с возможностью самовыдвижения кандидатов). Руководитель северодонецкой «Батькивщины» Сергей Самарский высказался за пропорциональную систему с открытыми списками, но в едином всеукраинском округе. Юрист – специалист в сфере избирательного права Богдан Бондаренко поддерживает мажоритарную систему, но с проведением выборов в 45-90 многомандатных округах (в каждом избираются 5-10 кандидатов, набравших наибольшее количество голосов). Эксперты, представляющие КПУ, поддержали пропорциональную систему с закрытыми списками.
Еще один вопрос «политической целесообразности» - об участии в выборах избирательных блоков. По Проекту закона субъектами выборов являются только партии, а блоки, в том числе те, которые прошли в Верховную Раду на прошлых выборах (БЮТ, «Наша Украина» , «Блок Литвина»), принимать участия в выборах не будут. Большинство северодонецких экспертов, а именно девять, поддерживают правовую норму, указанную в Проекте закона. Четверо за участие в выборах избирательных блоков на условиях закона 2007 года. Один поддержал право блоков участвовать в выборах, но с большим проходным балом. А автор этого отчета, как эксперт, считает, что блоки в выборах участвовать не должны, но только со следующих выборов.
Проект закона по сравнению с пока еще действующим законом предусматривает уменьшение продолжительности избирательного процесса со 120 до 90 дней. Шесть северодонецких экспертов поддерживают такое сокращение срока кампании, восемь считают, что для надлежащего проведения выборов нужно больше времени. Такая позиция объяснима, наши эксперты – это люди, профессионально занимающиеся выборами, это их хлеб.
Не один из наших экспертов не поддержал идею о принятии отдельного закона «Об территориальной организации выборов», в котором были бы урегулированы вопросы образования избирательных округов и участков. Зато большинство согласилось с предложенным в анкете мнением, что границы избирательных округов должны устанавливаться непосредственно в законе. По проекту закона границы избирательных округов определяет Центризбирком на основании принципов, указанных в законе. Считают такой вариант оптимальным самый опытный в Северодонецке руководитель теркомиссий Вячеслав Ткачук и один из юристов. А вот мнение, что Центризбирком перед принятием решения об установлении границ округов должен провести публичные консультации с общественностью не поддержал только один эксперт.
Принципы, по которым должны определяться границы округов: 11 из 14 экспертов считают, что при определении границ округов должны учитываться границы областей, 9 – что должны учитываться и существующие границы административных территорий, 9 – что в избирательные округа не должны входить территории, которые не граничат. 4 эксперта исключают возможность, чтобы избирательные округа отличались по численности избирателей больше, чем на 10-20%, другие 9 экспертов допускают такую возможность в случаях, когда это невозможно без нарушения границ административно-территориальных единиц. То бишь в целом северодонецкие эксперты отдают преимущество формированию избирательных округов в соответствии с административно-территориальным делением, а не «весу» одного голоса избирателя в мажоритарном округе.
Заметим, что в соответствии со статьей 18 Проекта закона установлены два принципа определения границ округов: они должны различаться не более чем на 10%, и границы округов являются неразрывными. По расчетам, которые выполнялись в ЛОО КИУ раньше, в рамках Луганской области в этом случае должны быть сформированы 12 избирательных округов. При этом в округах невозможно будет соблюсти все границы районов и городов, в противном случае численность избирателей в округах будет различаться больше, чем на 10%. ЛОО КИУ может представить в Центризбирком эти результаты своих расчетов.
Заметим, что северодонецкие эксперты были единогласны в том, что решение об образовании избирательных округов должно быть принято до начала избирательного процесса – дабы была возможность рассмотреть все возникшие в связи с этим споры. Это не противоречит и Проекту закона, по которому решение об образовании избирательных округов публикуется за 110 дней до дня голосования.
Традиционно важнейшим вопросом выборов будет вопрос о том, кто будет формировать состав окружных комиссий. Согласно Проекту закона, по одному представителю в их состав подадут партии, фракции которых зарегистрированы в Верховной Раде. Сегодня это Партия регионов, КПУ и Народная партия. Другие партии, в том числе те, которые представлены в Верховной Раде, но не имеют собственных фракций (входят в блоки), могут подавать кандидатуры в состав окружных комиссий только после регистрации, как субъект выборов. Их кандидатуры могут быть включены в состав окружных комиссий по результатам жеребьевки. Кандидаты-мажоритарщики в формировании окружкомов по проекту закона участия не принимают.
Восемь из 14 северодонецких экспертов высказались за то, чтобы кандидаты –мажоритарщики также имели возможность участвовать в формировании состава окружных комиссий, шестеро оставляли такую возможность только партиям. Такое же количество экспертов поддержало мнение, что парламентские партии должны иметь преимущество в формировании окружкомов – обязательную квоту на включение своих представителей в их состав.
Проект, в отличии от действующего закона, не предусматривает возможности отзыва партией члена комиссии. Кроме того, в Проекте закона впервые предусмотрено, что на должность руководителя окружной комиссии может быть назначено лицо, прошедшее обучение.
Девять из 14 северодонецких экспертов считают, что норму о праве партии отозвать своего представителя из состава окружной комиссии следовало бы сохранить, пятеро согласны с ее отменой. Что касается специальной подготовки членов избирательных комиссий, то двое экспертов считают, что такого требования в законе не должно быть, трое – что обязательное обучение должны пройти только руководители окружных комиссий, двое – руководители окружных и участковых комиссий, один – все члены окружных комиссий, пятеро – все члены окружных и участковых комиссий.
И еще три важных момента, касающихся избирательного права. В отличие от действующего закона в проекте, внесенном 10 октября, не предусмотрено право избирателей голосовать «Против всех», такой строчки в бюллетенях нет. Кроме того, Проект закона предполагает, что в день голосования «пропущенного» избирателя можно включить в список только на основании решения суда. И что для включения в список для голосования дома достаточно только заявления, документа из больницы не нужно.
Северодонецкие эксперты в большинстве за сохранение в бюллетенях строчки «Голосую проти всіх», таких десять их 14. А вот о необходимости подтверждать желание голосовать за местом нахождения справкой врача высказалась половина опрошенных – семь. Другая половина считает, что для голосования дома достаточно желания, выраженного в письменном заявлении. Наконец, половина экспертов считает, что в день голосования в список избирателей может быть внесено изменение на основании решения суда. Трое считают, что правильным было бы, если бы такое решение могла принимать и участковая комиссия. Против включения кого-либо в список – четверо экспертов.
Алексей Светиков
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад