23 января - День ручного письма
Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый умеет красиво писать, что же говорить о детях?
Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки к школе. Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, не сформирована способность к оценке пространственных различий, от которой зависит качество написанного. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму.
При систематическом выполнении определенных заданий и упражнений вашему ребенку будет намного легче освоить все технические навыки процесса письма.
Пальчиковая гимнастика
Существует множество упражнений для детских пальчиков. При выполнении пальчиковой гимнастики у ребенка развивается мелкая моторика, которая не только связана с развитием речи, но и готовит руку к письму, рисованию.
Лепка
Старайтесь уделять этому процессу 10–15 минут на день. Не так уж много, а результат того стоит. Лепка развивает не только мелкую моторику и укрепляет кисть руки, при этом развиваем творчество и усидчивость. Лепить можно не только из пластилина, отличный материал для таких занятий — глина.
Вырезание ножницами
Дети очень любят вырезать, можно ставить несложные задачи: резание по прямой, вырезание различных форм, при этом называем их — овальная, квадратная, круглая и т. д.
Игры с конструктором и мозаикой
Хорошо развивают мелкую моторику рук игры с небольшими предметами — бусинками, камешками, пуговицами. Можно использовать и природный материал — фасоль, горох и т. д. Используйте Вашу фантазию. При этом дополнительно можно развивать и навыки счета.
Рисование
Рисование с использованием различных материалов — карандашей, красок, мелков не только развивает творческие способности, но и помогает в развитии техники использования карандаша, а в дальнейшем, ручки.
Штриховка предметов
Обращайте внимание на то, что движение руки ребенка должно быть легким, без какого — либо напряжения. Давайте разные задания — заштриховка с наклоном влево, вправо, сверху вниз, снизу вверх. Обязательно покажите на примере. Обратите внимание на предметы, которые вы заштриховываете — они должны быть интересными для детского глаза.
Раскрашивание картинок
Книжки-раскраски можно применять с трех лет. Запомните, чем меньше возраст ребенка, тем крупнее должны быть картинки, которые он раскрашивает.
Оригами
Искусство оригами помогает развитию точных движений и памяти, формированию пространственного мышления. Еще важная черта – воспитание усидчивости, воспитание трудовых усилий – результат буде только в том случае, если дело будет доведено до конца.
Правильно держать ручку
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует обучение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на нет.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься письмом шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
Как распознать неправильный навык
Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
Если ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
Если верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
Если слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.
На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
Если Ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на формирование навыка письма.
Правильно сидеть при письме
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.
Правая и левая
Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения: 1) Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет. 2) Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой. 3) После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха. 4) Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например: 1) Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой. 2) Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями. 3) Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?" 4) Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева. 5) Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.
Модели букв
Один из оригинальных способов развития руки и одновременно графической памяти - знакомство с образом той или иной буквы. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом Марией Монтессори, и получила распространение уже в 20-е годы.
В студии развития детей «Окошечко» программа подготовки руки к письму включает пальчиковые игры, занятия изобразительным искусством, работой с образами букв и цифр, и ведется, начиная с 2-летнего возраста.
С 1998 года в студии применяются для обучения письму магнитные доски, модели букв и цифр из бумаги, картона, пластмассы, настольные игры.
Занятия в студии развития проводятся 2-3 раза в неделю в небольших группах. Телефон 050-962-90-86.
Фото из архива студии "Окошечко".
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 20 недель назад