Как американская мечта братьев Райт стала реальностью

Во времена Советского Союза, в городе Ворошиловграде было одно из лучших высших военных училищ штурманов со своим аэродромом и парком авиатехники.

Сегодня уже нет ни Союза, ни ВВАУШа, да и города такого тоже нет.

Взлетную полосу училища превратили в трассу для автогонок, военный городок стал развалинами. Луганский аэропорт еле-еле жив двумя рейсами в день, второй аэропорт области – в Северодонецке – тоже не блещет количсеством рейсов, но, вроде бы, будет работать. Неужели мы действительно так отстали от цивилизации, что почти не используем воздушный транспорт?

Лично я считаю изобретение самолетов одним из величайших открытий современности, и поездка в штат Огайо дала возможность лишний раз в этом убедиться. Мы побывали здесь по Программе «Громадські зв’язки», которая финансируется Агентством США по международному развитию (USAID).

Благодаря братьям Райт мир перешагнул через границы океанов и континентов, люди получили возможность в считанные часы преодолевать немыслимые раньше расстояния. Использование самолетов экономит нам время, проведенное в дороге, зачастую, оторванное от работы или учебы. А иногда даже время, необходимое для спасения чьих-то жизней. 

Именно поэтому аэропорты, воздушные перевозки в США играют не только экономическую, но и важную социальную роль, и отношение к ним соответственное.

На сегодня в США насчитывается больше 14 тысяч гражданских аэропортов, которые ежегодно обслуживают более 800 миллионов пассажиров. И хотя передвижение по железной дороге в несколько раз дешевле, например, по железной дороге из Кливленда в Чикаго можно добраться за 50 долларов, а авиабилет вам обойдется около 200, многие предпочитают экономить время и летать самолетами.

Аэропорты в США кардинально отличаются от европейских. После Амстердама, где мы сидели или прямо полу или на металлических парапетах эскалаторов, американские аэровокзалы напоминают добротно обустроенные города, созданные специально для пассажиров или путешественников.

Крупные международные аэропорты Миннеаполиса и Детройта, где нам удалось побывать, занимают площади в три тысячи гектаров каждый и обслуживают по 17 миллионов пассажиров в год. 

В аэропортах - очень высокие стандарты обслуживания, это, очевидно, важно для всех пассажиров: и транзитных, и тех, кто проводит в ожидании относительно много времени. Здесь есть все, чтобы человек в дороге не испытывал дискомфорта. Приветливый персонал, паркинги, кафе, магазины, Самодвижущиеся дорожки и многоуровневые эскалаторы, мягкое ковровое покрытие, доступное электричество и бесплатный Wi-Fi.

Кому же принадлежит все это великолепие? На самом деле здесь мы наблюдаем баланс интересов громады города (или округа) и частного капитала. Аэропорты управляются Региональными агентствами по авиационным сообщениям (РААС), собственники которых это муниципалитеты или округа, а вот, оперативный и бизнес-менеджмент осуществляют частные предприятия. Чаще всего, это авиакомпании или их альянсы – Дельта-авиа, Скай-лайнз, Юнайтед Аирлайнз, Аир Трейн и другие. В таком партнерстве учитываются обоюдные интересы бизнеса и власти. С одной стороны, перевозчики путем предоставления наилучших условий привлекают в свои компании все больше и больше клиентов. С другой стороны, органы местного самоуправления обеспечивают социальную функцию аэропортов, как действительно внешних и внутренних транспортных ворот Соединенных Штатов.

В то же время, все авиаперевозки очень жестко контролируются Департаментом перевозок США, точнее его дочерней структурой: Федеральной администрацией авиации. Именно государственные органы власти устанавливают правила и стандарты коммерческих перевозок, сертифицируют пилотов, проверяют стандарты безопасности, контролируют навигационную и диспетчерскую работу. Федералы, конечно же, отвечают и за внедрение общенациональных программ развития авиационного транспорта. Федеральный контроль обеспечивает соблюдение в первую очередь текущих и будущих интересов пассажиров.

В небольшом по американским меркам, в городе Коламбус (столица штата Огайо) на 700 тысяч населения приходится целых четыре аэропорта: центральный городской «Port Columbus», аэропорт «Ohio State University» - простой университетский аэропорт, логистический грузовой центр имени Рикенбакера, и резервный аэропорт «Boltom Field».

Очень интересна история Международного логистического авиацентра имени Рикенбакера. В 1942 году, сразу после бомбардировки японскими ВВС базы в Пирл-Харборе, командование американских военно-воздушных сил объявило о создании целой сети военных аэродромов и баз. Одна из них под названием Локборн располагалась непосредственно в пригороде города Коламбуса. Самолеты среднего запада США летали отсюда бомбить нацистов.

«Холодная» война дала базе возможность расширения и серьезные государственные инвестиции: ее использовали в качестве промежуточного (аэродрома «подскока») стратегических бомбардировщиков, путь которых лежал теперь уже к целям в СССР. В 1974 году ей присвоили имя Эдварда Вернона Рикенбакера, офицера, героя первой мировой войны.

Однако к началу 90-х правительство рекомендовало закрыть военную базу «Рикенбакер» по причине ее, ну скажем так – невостребованности, изменения общей оборонной концепции США. Аэропорт передали в ведение Регионального агентства по авиационным сообщениям. РААС в данном случае – это орган, который находится в коммунальной собственности города Коламбус и полностью подотчетен местному совету. Однако ни о какой приватизации или передаче в собственность по остаточной стоимости бывшего военного объекта речь, конечно же, не шла. 

Схема собственности и эксплуатации аэропорта им. Рикенбакера довольно сложная. Здесь принимают участие органы местного самоуправления – тот самый РААС, Министерство обороны США и корпоративные акции, львиная доля которых принадлежит компании «Federal Express». 

Военные сохранили за собой часть территории, на которой базируются ангары с самолетами-дозаправщиками и ремонтные мастерские. Кроме того, посадочные полосы и навигационное оборудование, в том числе и командная вышка, используются в партнерстве с представителями гражданской авиации. 

Была полностью пересмотрена концепция использования аэропорта – вместо тривиального пассажирского аэровокзала он стал Международным логистическим центром. Эксперты предложили рассматривать его в качестве перевалочной базы для грузов, направляемых из Европы в США через порты восточного побережья и Панамский канал, из Азии – через западные порты. Примерно такой же аэродром «подскока» как и в военное время, только в обратном направлении. Вся окружающая территория была перестроена под временные склады для хранения принимаемых и отправляемых грузов. При этом основное преимущество давали географическое положение, наличие современных систем приема тяжелых грузовых транспортных самолетов, которые достались от военных и, как ни странно, прямое сотрудничество с ВВС. Совместное использование оборудования и взлетных полос дает возможность на две трети снизить стоимость приема грузов по сравнению с соседними аэропортами в Чикаго и Нью-Йорке. 

Грузовой авиацентр им. Рикенбакера действительно стал на сегодня ведущим звеном в логистических цепочках перевозок самых различных грузов, он входит в 20-ку самых быстроразвивающихся грузовых аэропортов в мире. Соответственно, с развитием аэропорта, возрастают доходы городского бюджета.

И еще – в Огайо очень гордятся тем, что сама авиация берет начало именно в этом штате, где в небольшой велосипедной лавке в городке Дейтон братья Уилбер и Орвилл Райт мечтали о «полетах на аппаратах тяжелее воздуха». Сегодня на территории военно-воздушной базы имени Братьев Райт расположен Национальный музей военно-воздушных сил США – тоже, кстати, пример эффективного использования военной базы в гражданских целях. Здесь в четырех громадных залах-ангарах и на летном поле собрано больше 360 единиц авиатехники, вокруг музея расположены аллеи славы летных соединений. Ежегодно музей посещают более чем 1,3 миллиона человек, половина из которых дети. Так что, при желании, даже устаревшие военные объекты можно использовать для воспитания патриотизма и пробуждения интереса к авиации в сознании подрастающего поколения – возможно, в будущем именно эти дети будут больше летать, чем ездить. 

Алексей Бритюк

Фото - Алексей Бритюк, Максим Вергун

  • brit0.jpg
  • brit8.jpg
  • 100_6419.jpg
  • 100_6420.jpg
  • 100_6431.jpg
  • 100_6454.jpg
  • 100_6455.jpg
  • 100_6457.jpg
  • 100_6458.jpg

Последние комментарии