Йога – сила духа

 

                                                                                                           "Ни сидение в позе лотоса,

ни концентрация на кончике носа

не является йогой.

Йога есть единство бытия души (джива)

со Всеобщим Духом (Атма)."

Куларнава-тантра

 

Данный труд является ознакомительным, и не претендует на более глубокую информацию, поэтому просьба рассматривать его именно так.

В наше время о йоге знают или слышали практически все. Знают, наверное, больше, чем на её родине – в Индии. Для кого-то йога - это гибкость и растяжка, для кого-то - стояние на голове, для кого-то – поддержание здорового образа жизни, для кого-то - медитация (хотя толком никто не знает, что это такое). Кто-то относится к йоге легкомысленно, а кто-то придаёт ей слишком мистический оттенок. Но всё это вместе лишь отголоски или же отдельные побочные эффекты того величайшего учения, которое называют йогой. Здесь нужно отметить, что подобные учения существовали не только в Индии, а практически везде - в Древнем Китае, в Японии, в Тибете, в Мексике, в Греции, в Древней Руси и т.д. Просто где-то это было сохранено, а где-то – забыто.

Но вернёмся к учению йоги. До сих пор есть разногласия по поводу слова «йога». Слово это происходит из древнего языка - санскрита. Существует множество вариантов и версий перевода. Но значимых, передающих основной смысл можно выделить два:

Йога (ujn)- союз, соединение. Йога как союз тела и духа, индивидуальной души и Божественного начала и т.д. Продолжать можно бесконечно долго.

Йога (ujja)- узда, упряжка. Здесь под йогой понимается способы контроля ума, т. е. то, что держит ум в «узде».

Впервые это слово встречается в Бхагавад Гите, величайшем шедевре человечества, и в «Йога-сутрах» Патанджали. Надо отметить, что Патанджали был одним из тех, кто впервые систематизировал учение йоги, разбив его на восемь ступеней (сейчас это принято называть Аштанга-йога). Патанджали так описал йогу: йога - есть читта вритти ни родха, т.е. йога - это когда индивидуальное сознание не рождает волны, не находится в колебании. Что это за колебания и что такое индивидуальное сознание - это уже тема отдельного разговора.

Здесь мы коснёмся учения Хатха-йоги. Хатха-йога означает союз пранической (жизненной) энергии и ментальной (умственной) сил. Чтобы очистить ум, тело необходимо повергнуть процессу абсолютного очищения. Поэтому хатха-йога считается начальной практикой. Главное назначение её – создание абсолютного баланса взаимодействия процессов физического тела, ума и энергии. Это создаёт фундамент для дальнейшего развития сознания. Если хатха-йога практикуется для других целей, её главное назначение теряется.

Всё существо человека, начиная с физического тела, должно быть очищено и укреплено таким образом, чтобы оно могло действовать как среда, посредник для проявления высшей космической силы. Поэтому система хатха-йоги была разработана для преобразования грубых элементов тела таким образом, чтобы они могли получать и передавать много более тонкой и более мощной энергии.

Традиционно хатха-йога состоит из ШАТКАРМ (очистительных действий), их всего шесть. Позже она включила в себя асану, пранаяму, мудру и бандху. Остановимся конкретней на некоторых из них.

АСАНА - поза. Поза должна быть устойчивой и удобной – Патанджали так описал асану. Йоги заметили, что определённые положения тела влияют количественно и качественно на его физические показатели (мышцы, сухожилия, железы, внутренние органы и т.д.). Различные позы способствуют перемещению жидкостей в теле, а те, в свою очередь, заставляют двигаться энергии тела и это оказывает влияние на психику. Та, в свою очередь, влияет на физическое состояние и энергию, круг замыкается.

ПРАНАЯМА. Вся наша жизнь зависит от дыхания. От способа дыхания и его ритма зависит не только физическое тело, а и энергия и психика. Таким образом, меняя дыхание, делая задержки, мы воздействуем на организм в целом, добираясь до самых его глубин. И, зачастую, это действие оказывается сильнее действия асан.

«В йоге, в частности, добиваются максимального очищения каналов, проводящих биоэнергии организма. Для этого применяются различные пранаямы — "дыхание" энергией. Итог таких упражнений — "беспрепятственный поток воспроизводящей силы и неограниченная циркуляция жизненного дыхания". Организм становится как бы "прозрачным" для потоков энергии.

Биоэнергетические каналы на санскрите называются "нади", их насчитывают до 300 тысяч. Они проводят по организму энергии различных степеней тонкости и, в силу их огромного количества, плотно заполняют собой весь объём организма. Но каналы могут утрачивать свою проводимость вследствие воспалительных процессов в тканях тела, внешних неблагоприятных энергетических воздействий, неправильного, загрязняющего питания. Тогда могут начаться длительные заболевания тех органов, которые лишились адекватного энергообеспечения. Восстановление проводимости каналов происходит за счёт посылаемых по ним энергопотоков, например, с помощью пранаям» (А. Лапин).

Целью йоги является Совершенное состояние - САМАДХИ ( букв. «сама» - равный, «дхи» - восприятие). В хатха-йоге это достигается путём определённой практики и включают в себя множество составляющих. В результате этой кропотливой работы адепт приводит в гармонию тело, энергию, ум. Йоги считают, что кроме «грубого» физического тела у человека существуют «тонкие» тела. В их число входит энергетическое тело и «тонкие» тела ума и разума. Практикуя, подвижник создаёт определённые вибрации в этих структурах, меняя их, и переводя на качественно иной уровень. В результате чего, его тело или (и) «тела» приобретают совершенно другие характеристики, начиная с органической материи и заканчивая более «тонкими» слоями. Такой человек становится наполненным более «тонкой» энергией, отчего кажется, что его тело начинает светиться и приобретает определённый магнетизм.

Занятия хатха-йогой - практика асан, пранаям и т.п. - приводит к установлению «тонкого» контакта между «грубым» физическим телом и тем, что находится в самой глубине - душой. А эта «тонкая» связь возможна только тогда, когда тело очищено, здорово и хорошо «проработано» определёнными упражнениями. Т.е. «побочным» действием йоги является совершенное здоровье всего организма, практика затрагивает все слои, все уровни человеческого существа.

Кроме того, нужно отметить, хатха-йога относится к аскезам (аскеза - отказ от чего-либо, во имя определённых целей). Здесь нужно пояснить. Допустим, вместо лежания у телевизора с «ящиком печенья и банкой варенья» человек придаётся практикам или физическим упражнениям на коврике. Такой вид деятельности способствует накоплению ТАПАСа (жара) - особой психической силы, которую адепт может использовать в определённых целях, если он это умеет, конечно.

Таким образом, подводя итог этому краткому изложению, нужно сказать, что йога служит для полной трансформации личности (эго), которая достигается раскрытием своей истинной природы. А это возможно, только в здоровом организме. Здоровом как физически, так и психически, что достигается правильной практикой йогических техник.

Закончить изложение хотелось бы следующей цитатой Свами Сатьянанды Сарасвати:

«Хотя регулярные занятия хатха-йогой могут принести много удивительных изменений и желаемых результатов, необходимо никогда не забывать, что это всего лишь побочные результаты. Хатха-йога не изучается ради самой себя, ради лечебных целей или ради достижения мирской или психической силы, и это то, что каждый практикующий её всегда должен иметь ввиду».

Виталий Широких

Последние комментарии