В рамках программы Луганского областного Совета «Патриот Луганщины» учеными разрабатывается интегрированный курс для средней школы «Мой край родной – Луганщина». Каковы его основные идеи? Когда он придет в образование?
Об этом мы беседуем с руководителем проекта - заведующим кафедрой социальной педагогики, профессором, доктором педагогических наук Сергеем Харченко.
Время начинается с любви
— Сергей Яковлевич, новаций в современной школе так много, что дети их порой просто не в состоянии «переварить». И далеко не все, мягко говоря, направлены на развитие в ребенке личности, способной осмысленно относиться к миру, в котором мы живем. Наоборот, культивируется многознание, которое уму не научает. Чем в таком случае обоснована идея курса региональной истории?
— В чем изначальная научная идея? Как показывают данные социологических исследований, сегодня на вопрос «Если бы была возможность покинуть Украину, жили бы вы в другой стране?» отвечают «да» более 30% процентов взрослого населения и около 70% выпускников школы. Что получается? Украину готова покинуть треть граждан, которые, казалось бы, уже корнями должны были врасти в родную землю, и две трети молодого поколения, которое своей энергией, интеллектуальными и физическими ресурсами может и должно обеспечивать будущее страны. Есть ли у этой страны будущее?
Гражданская позиция становится очень серьезной проблемой, а этот внутренний вызов – опасностью, которую невозможно не учитывать ни в чем – ни в экономике, ни в политике, ни в культуре.
— Причины.
— Причин, к сожалению, много. Среди них – непростое, противоречивое становление нового государства, что заставляет одних ассоциировать себя с государством, которого уже нет, других – с успешной личной жизнью в более развитых странах. Кроме того, есть разное видение прошлого и будущего страны – кто-то с позиций Западной Украины, кто-то - центра и востока. А неопределенности всегда толкают к крайностям.
Так вот, психологи установили, что самый разумный и здравый способ формирования позитивного отношения к своей стране и вообще к гражданственности – это формирование доброго отношения и любви к малой родине. А ее творит наше окружение, ощущение родной земли. Для маленького ребенка его родина – это мама и папа, дедушки и бабушки, дом, класс, учительница, село, поселок, город. Вот родина, вот первое ее измерение, которое фиксируется в сознании. И только потом расширяется. Уже в подростковом возрасте ребенок начинает понимать, что он живет в Украине или во Франции.
Недостатки в формировании восприятия малой родины создают отношение и к стране в целом. Поэтому, естественно, внимание ребенка необходимо акцентировать не на абстрактном патриотизме, а на зримом восприятии того, что ему близко, усиливая чувство привязанности, любовь к реальности, которую он видит перед глазами. Эта проблема заставляет нас думать и над формами работы: что необходимо сделать для того, чтобы формирование «своего мира» было естественным, ненавязчивым и продуктивным.
— Но материалы, связанные с родным краем, в школе используются и сегодня.
— Да, например, в курсе краеведения. Но этого явно недостаточно, нужна целостная концепция, целостный подход, чтобы формировать отношение к действительности, начиная от самого начала истории края и до сегодняшнего дня. Поэтому смысл разрабатываемого курса не в получении знаний как таковых, а в освоении знаний как способа формирования позитивного отношения к родной земле, к реальности, окружающей человека.
Эта научная идея наложилась на совершенно правильное понимание проблемы в областном Совете. Несколько лет назад была создана программа «Патриот Луганщины» и созрело решение создать такой курс. На мой взгляд, очень важный момент в жизни региона, когда власть и наука находят точки для общего приложения сил. Замечу, кстати, что ходом работы постоянно интересуются председатель областного Совета Валерий Голенко, его первый заместитель Евгений Харин, председатель постоянной комиссии облсовета по вопросам образования, науки, культуры молодежи и спорта Валерий Филиппов.
История вопреки истории
— В советские времена я был в Грузии. У старинного монастыря Свети Цховели в Мцхете неожиданно появился у нас добровольный гид – мальчишка. Рассказывал с таким увлечением, что мы диву давались. Спросил у взрослых – что за чудо? Мне с гордостью ответили: совсем нет, дорогой, у нас каждый мужчина должен знать родные камни. Почему же мы прониклись подобной идеей только сейчас?
— Почему только сейчас? Вот у меня шкафы забиты литературой – вся она по истории родного края. В советское время очень много писали – краеведы, историки, музыканты, художники. Интерес был большой. Но в те времена, как ни крути, история срослась с определенной идеологией. Мы в основном изучали революционную историю, забывая, во-первых, историю более давнюю, во-вторых, мало уделяя внимания тому, что лежало за пределами революционного процесса. Недооценка этого богатства была явной.
Другой вопрос: почему резко обнажилась проблема? Традиционно считается, что любовь к Родине формируется тремя факторами – историей страны, современностью (интенсивностью жизни, достижениями, позволяющими гордиться) и любовью непосредственно к малой родине. Так вот, были сильны первые два фактора. Страной гордились – была великая страна с великой историей, поэтому и не уделялось достаточно внимания родному краю. Сейчас первые два фактора не работают.
Сегодня часто говорят: Украина – страна с непредсказуемым прошлым. Молодежь не поймет, где она живет – или в стране бандеровцев, ставших национальными героями, или в стране молодогвардейцев. Я не критикую в данной ситуации ни одних, ни других, но как определиться людям, которые даже по возрасту определиться не могут?
История переписывается вопреки истории. Это еще одна наша особенность – мания величия при комплексе неполноценности. Обратили внимание, какая реклама на исторической подкладке наиболее мощная в смысле гордости за Украину? Это реклама черниговского пива. Не экономика, не культура – пиво! Это же просто бред! Нечем гордиться сегодня.
Дальше. Как воспринимают Украину в мире? Персонально. Лазаренко знают — сидит, Юлю — тоже сидит, братьев Кличко. Только они своими кулаками прославляют Украину. В условиях дикой переоценки ценностей чрезвычайно актуализируется идея малой родины.
— А вообще может ли быть написана большая история Украины без малых, региональных историй, ее образующих? И другая сторона вопроса. На одном мероприятии мне довелось слышать выступление учительницы из Львова, которая говорила: зачем нам Пушкин, у нас есть своя литература. Нам ее достаточно. Так же точно: зачем нам «чужая» история, если можно «обойтись» местной?
— В моем понимании, наша история – это действительно в первую очередь мы. Но вопрос – а кто такие мы? Какой смысл несет это понятие? Для меня русская культура – не иностранная, а местная литература – не вся «моя» литература. Русский язык такой же родной, как и украинский. Более родной. Потому что он в большей степени связывает меня с историей. То, что русский язык пошел на Московию, не означает, что его родиной не была Киевская Русь. Он формировался на этой исторической основе. Поэтому и Пушкин, и Гоголь – это литература нашей родины, они по определению не могут быть иностранными. Не изучать их – себя обкрадывать, лишать важнейшей части нашей национальной культуры, нравится это кому-нибудь или нет.
Большая история Украины должна быть написана в пересечении с региональными, во всей своей противоречивости и сложности. Мы никогда не были цельным государством в существующих ныне границах. С одной стороны, мы настаиваем: Крым – это Украина, и мы его никому не отдадим. Но простите меня! Он никогда не был территорией этнической Украины, там были татары, русские… Если эти культуры – части общей, то давайте изучать их историю в общем контексте, как неотъемлемую и полноправную часть его. История Луганщины – тоже отнюдь не периферийная.
Нельзя смотреть на историю ни с ратуш, ни с Софии Киевской, ни с наших колоколен. Вот почему мы и создаем такой курс, который должен показать – мы часть, полноценная, полноправная часть общей истории. Только так можно подняться к ее вершинам. Но ни в коем случае не наоборот. Повторюсь: нельзя обо всем судить со своей колокольни.
Имеет место быть
— Что же конкретно предлагает ваш авторский коллектив юноше, обдумывающему житье?
— Мы предлагаем изучить все аспекты истории родного края в интегрированном курсе, который будут учить наши дети с 6 по 10 класс – 5 лет. В пятом они еще маленькие, а в одиннадцатом уже думают о выпуске. По исторической классификации – с древнейших времен по наше время. Мы составили тематические планы на все 5 лет. Они полностью разработаны, на их основании пишутся все учебники. Есть все темы занятий.
Курс можно ввести в программу за счет вариативной части учебного плана в объеме 35 уроков ежегодно (1 час в неделю). В этом году, полагаю, полностью завершим работу над учебниками для 6 и 7 классов. Если Луганский областной Совет выделит средства на их издание, они выйдут уже в нынешнем году. Это дорого все. Ведь учебники цветные, с рисунками, с фотографиями – дети любят красивые книжки.
Все тексты по программе 6 класса уже готовы, сейчас идет литературное редактирование. В чем главная проблема? Тексты интересные, содержательные, но подчас написаны взрослым, научным языком. А, как известно, писать для детей нужно как для взрослых, только немножко лучше. Все учебники будут издаваться на трех языках – русском, украинском… и детском. С последним не всегда все получается и у историков, и у археологов, и у географов.
Начинаем, безусловно, с археологии, с тех древних времен, когда славян еще не было. Кроме археологии, изучается география нашего края, природа. Затем стародавняя история луганских земель. Шестой класс заканчиваем эпохой бронзового века, подходя к моменту заселения края в средневековье.
Могу назвать некоторые темы. Вот, к примеру, географическое положение региона. Нужно знать, где находится наш край на карте и даже на глобусе. Климат, рельеф местности, уникальность растительного и животного мира, первые поселения, археологические памятники. Вот так – поэтапно, рассказывая и показывая на карте, где, что и как. Здесь тоже есть своя сложность. Мы говорим: Луганщина – наш родной край. Но для ребенка родной край – это еще и Старобельщина, и Белокуракинщина, и Краснодонщина. И каждый хочет знать, чем жила и живет его земля.
Поэтому каждому учителю мы должны дать возможность использовать как свой багаж знаний, так и материалы, которые предоставит учебник.
— Предусмотрена вариативность?
— Обязательно. Для этого специально выделяется время. Учителя – люди разумные и прекрасно понимают, на чем и как делать акценты. Нет, допустим, археологических раскопок - рассказывай о далеком прошлом Луганщины в целом, но на уроках о своем крае сделай акцент на других аспектах исторической культуры народа.
Тем более что мы намерены создать видеоприложения к курсу. Будут видеофильмы, диски, например, с музейной информацией.
— Приложения разрабатываются параллельно с курсом?
— Конечно. Должен быть зримый образ нашей земли и ее истории. Вообще замысел и у нас, и в профильной постоянной комиссии областного Совета по образованию — демонстрировать отдельные уроки по телевидению. Почему и зачем? Вот пример. Могут ли все дети из области посетить археологический музей нашего университета? Нет. Значит, нужно делать видеоурок. Впрочем, это уже развитие курса, а для начала необходимо сделать все тексты, учебники.
— Вернемся к ним.
— Так вот, в 6 классе мы частично приближаемся и к современности. Скажем, через такие элементы культуры, как фольклор, литература. Кроме того, есть памятники истории, памятники героям войны – эту тему мы не можем обойти или перенести на более позднее время. Есть два принципа построения учебного материала – линейный и концентрический. Первый – от начала до конца, второй – мы можем говорить об одном и том же, но в разных контекстах. Допустим, малышам мы говорим о молодогвардейцах как о героях, старшеклассникам — как об участниках подполья во время Великой Отечественной войны, об их организации, о том, что они были комсомольцами – и этот аспект не выпускаем. Другими словами, всему свое время, все должно быть уместно.
— Работа идет гладко или все же сталкиваетесь с неожиданностями, препятствиями, неразрешимыми проблемами?
— Неразрешимых проблем нет, но работа, действительно, оказалась сложнее, чем предполагали. И одновременно интереснее. В процессе работы рождаются новые идеи, живо идет обсуждение. Мы создали несколько творческих групп – историки, географы, филологи, культурологи, в состав которых входят преподаватели Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, института последипломного образования, привлекаем творческих учителей из школ. Всего около двадцати человек.
Никогда не мог представить, что будем работать с таким удовольствием и желанием. Вначале думалось – дополнительная работа, а оказалось – принципиально новые книги. Например, в качестве одного из образцов у нас была четырехтомная «История Полтавщины». Но это повторение истории Украины через полтавский контекст. У нас совершенно другой подход.
Весьма своеобразен и наш исторический узор. Мы – очень молодой край, но история его чрезвычайно многогранна. Заселение края – это замысловатое переплетение разных линий и народов. Мы не стесняемся написать, что наш край исторически и этнически не принадлежал к Украине. К ней он стал относиться позже. И этот фактор обусловил то, что нам близки разные культуры. У нас создавалась благоприятная почва для формирования политической нации. А, как известно, основа гражданского общества — наличие политической нации. Здесь она имеет место быть.
Сергей Прасолов, oblrada.lg.ua
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Последние комментарии
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 17 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 18 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад
7 лет 19 недель назад