Безопасность пищи

Юрий Зваженко: «Пищевой бизнес должен строго выполнять требования по пищевой безопасности, а иначе им заниматься не следует»

Начало лета стало серьезным испытанием для пищевиков, поставщиков и реализаторов пищевой продукции, стран Западной Европы. Многочисленные случаи кишечных отравлений, которые в июне были зафиксированы в той же Германии, заставили многих задуматься – а то ли мы едим, и как это может сказаться на нашем здоровье?

В Украине все чаще регистрируются случаи пищевых отравлений. Впереди половина лета, а синоптики обещают, что июль и август будут особенно жаркими.

Международная организация «Глобальная инициатива по пищевой безопасности» меньше всего обращает внимание на температурные перепады и возможные их последствия. Она постоянно занимается вопросами пищевой безопасности и оказывает всяческую поддержку странам и предприятиям, где с этим не все обстоит благополучно.

О том, чем конкретно занимается GFSI и какую работу она проводит в нашей стране, рассказывает специалист Проекта Международной финансовой корпорации (IFC) «Безопасность пищевой продукции в Украине» Юрий ЗВАЖЕНКО.

- GFSI происходит от английского названия Global Food Safety Initiative, - начал разговор Юрий Зваженко. - На русский язык оно переводится как Глобальная инициатива по пищевой безопасности. Это неприбыльная международная организация, которая была создана в 2000 году для того, чтобы повысить безопасность пищевой продукции в разных странах.

Сегодня GFSI объединяет всех ведущих участников мирового рынка: розничные сети, производителей, перевозчиков и других участников цепи поставок к конечному потребителю, а также специалистов по пищевой безопасности и ученых.

Создание GFSI отражает всемирную тенденцию, которая только зарождается в Украине. Стремясь защитить своего потребителя и улучшить свои позиции на рынке, розничные сети выдвигают все более жесткие требования, прежде всего, к безопасности пищевой продукции. Поэтому одна из задач организации – помочь предприятиям стран с развивающейся или переходной экономикой улучшить пищевую безопасность.

GFSI разработала специальную методику, которая позволяет предприятию поэтапно, с минимальными затратами навести порядок на производстве и открывает новые возможности для роста бизнеса и его выхода на международные рынки через всемирные торговые сети. Эта методика получила название Программа GFSI «Глобальные рынки». И мы уверены, что эта программа поможет украинским компаниям, и они успешно воспользуются предоставленной им возможностью.

- Кто продвигает программу GFSI «Глобальные рынки» в Украине?

- В прошлом году наш Проект совместно с GFSI и МЕТРО Кеш энд Керри Украина протестировал программу в Украине. Как я уже сказал, GFSI объединяет многих участников рынка, некоторые из которых представлены в Украине, как, например, одна из создателей и самых активных участниц организации - МЕТРО Кеш энд Керри. Интересно, что параллельно программа «Глобальные рынки» тестировалась в нескольких странах, включая Египет, США, Чили, Мексику и Китай.

- Какие результаты дало тестирование программы?

- Тест базового уровня программы проходил в Украине с сентября по декабрь рошлого года. В нем участвовали девять поставщиков МЕТРО Кеш энд Керри Украина. Программа состояла из трех этапов: ознакомление с требованиями базового уровня, двухдневный тренинг и практическое внедрение знаний. Причем, наши консультанты выезжали к участникам на предприятия, помогая практическими советами по улучшению пищевой безопасности.

Результаты оказались очень высокими. Если до начала программы средний уровень выполнения требований всеми участниками был ниже 50%, то по ее окончании – 93% соответствия требованиям. Согласитесь, такой прогресс за неполные четыре месяца говорит о высокой эффективности методики.

Сегодня мы разворачиваем программу «Глобальные рынки» (базовый уровень) для широкой группы предприятий. Все они - поставщики компании МЕТРО Кеш энд Керри Украина. Программа будет реализована по протестированной методологии, которая подтвердила свою эффективность. Одновременно мы приступаем к реализации следующего уровня – продвинутого уровня требований Глобальной инициативы по пищевой безопасности. И надеемся, что на этом этапе сработаем так же успешно, как и на предыдущем.

- В рамках программы могут участвовать все украинские производители или кому-то отдается предпочтение?

- Основным двигателем программы «Глобальные рынки», как правило, являются торговые предприятия. Потому что они напрямую контактируют с потребителями, знают, какой уровень безопасности пищевых продуктов требует рынок. Так что программа «Глобальные рынки» априори нацелена на предприятия, которые либо уже являются поставщиками торговых сетей, либо планируют стать таковыми и поэтому хотят доказать, что способны гарантировать безопасность своей продукции.

Целевой аудиторией программы являются малые и средние предприятия. У них не хватает ресурсов для разработки и внедрения у себя современных систем управления безопасностью пищевых продуктов. И свою задачу мы видим в том, чтобы всячески способствовать им в решении этих вопросов. Но в программе могут поучаствовать все предприятия, которые хотят усовершенствовать свою систему управления пищевой безопасностью.

- Как согласуются требования программы GFSI «Глобальные рынки» с украинским законодательством? 

- Здесь нет, и не может быть никаких противоречий. Методология, разработанная GFSI, не конфликтует с существующими законодательными требованиями. Она не отменяет и не изменяет их. Более того, GFSI настаивает на том, чтобы предприятия выполняли все законодательные требования, которые касаются безопасности пищевой продукции.

В программе «Глобальные рынки» предусмотрены даже такие требования, которые не прописаны в украинском законодательстве, но являются результатом лучших мировых практик. Например, контроль над аллергенами. Или требования по прослеживаемости продукции, по ее защите от возможных террористических актов, связанных с безопасностью пищевой продукции.

- Сможет ли участие в вашей программе упростить выход украинских предприятий на внешние рынки?

- Да. Особенно, если мы говорим о том, что хотим поставлять свою продукцию в страны с развитой экономикой, высокими требованиями, и поставлять ее туда цивилизованными методами, через цивилизованные каналы. А, как показывает практика, ими являются торговые сети. Наличие у предприятий сертификата на соответствие требованиям международных стандартов, признанных глобальной сетью управления пищевой безопасностью, снимет целый ряд вопросов и упростит им выход на эти рынки.

- В Западной Европе уже отмечено более двух тысяч случаев кишечных заболеваний. Факты пищевых отравлений регистрируются и в Украине. Как вы полагаете, такая ситуация может ускорить внедрение на отечественных пищевых предприятиях и в торговых сетях современных систем управления пищевой безопасностью?

- Здесь нет другого пути. Любые инциденты, связанные с пищевой безопасностью, говорят об одном – о необходимости внедрения эффективных систем управления безопасностью питания. И те случаи с кишечными заболеваниями, которые имели место в Германии, и те инциденты, которые недавно проявлялись в Украине, еще и еще раз подтверждают простую истину - пищевой бизнес должен строго выполнять требования по пищевой безопасности, а иначе им заниматься не следует.

Максим НАЗАРЕНКО

Последние комментарии