Этого не спела Могилевская, но сыграли в «Art&Гарт»

Надеюсь, мне извинят некую парадоксальность заголовка,  ведь речь пойдет о показанном на этих выходных сюрреалистическом спектакле (шестой премьере за пять месяцев сценической работы  театральной мастерской «Art&Гарт»). А сюр, он и в Северодонецке сюр – вызывающий, что и прекрасно,  нежданные параллели, чувства, мысли. Тем паче в воплощении художественного руководителя артгартовцев Александра Шмаля. Потому  начну как раз с  параллелей.

И  ДВОРЕЦ, И ПОЛУПОДВАЛ

За день до премьеры в ма-аленьком, реконструированном энтузиастами полуподвальном зале мне довелось побывать в огромном Ледовом Дворце спорта - на замечательном празднике, посвященном юбилею научно-производственного объединения «Импульс». Там, приветствуя   создателей электронно-вычислительной техники, руководители  области и города заметили, что им практически нечего  добавить к выступлению лидера компании В.В.Елисеева, рассказавшего о том, чем славится эта фирма. Однако  не соглашусь с ними.

Видимо, из скромности докладчик упустил весьма существенный фактор. Такой: приехавшая  из крупных центров научно-техническая интеллигенция  быстро подняла общий интеллектуальный, культурный тонус нашего провинциального городка.

Вот назывались фамилии столпов объединения. А помнит ли кто, что один из них – В.М.Костелянский был причастен к созданию неординарного Клуба любителей кино, где мы могли смотреть некассовые мировые шедевры, а второй - В.В.Резанов  поддерживал музыкальное искусство (кстати, его дочь ныне возглавляет местное музучилище)… Патриарх  фирмы А.А.Новохатний взялся за литературное перо. Уже в нашем веке с товарищем моей молодости, известным «импульсовцем», зачинателем движения МЖК  Владимиром Грищенко мы провели в том же Ледовом дворце фестиваль музыкантов разных поколений «Дорога к Храму»  со сценами из рок-оперы Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» (в поддержку строительства в Северодонецке первого Собора). Хочется, чтобы такие подходы не канули в Лету.

Синтез разных видов творчества многое дает для всех; так что не надо удивляться и тому, что инженер Александр Шмаль стал театральным режиссером, актером, педагогом-новатором.  Между прочим, в конструктивистских декорациях к его спектаклям, в самой его тяге к «объективному искусству» вполне можно увидеть инженерную мысль. И верится,  что кибернетики непременно потянутся в  уникальный театр.  Дворец, и, скажем так, полуподвал – это многогранность культуры, которую надо постигать во всей полноте.

Недавно я беседовал с  куратором ПРООН, поддержавшей театр вынужденных переселенцев во главе с А.Н.Шмалем. Услышал вывод:  грант сработал с нужной отдачей. И эвакуированный в Северодонецк областной театр, и маленькая мастерская нужны, востребованы. В эти дни на изысканном уличном стенде «Art&Гарт», его сайте уже появились анонсы новых спектаклей; готовятся гастроли  в Киеве.

                                        ЛЮБОВЬ – ОНА ТАКАЯ

Но вернемся к заголовку этих заметок, навеянному предыдущим спектаклем «Art&Гарт» - «Так не говорил Заратустра». Праздник «Импульса» украсил яркий концерт   Натальи Могилевской. Под впечатлением от него я и шел  на спектакль  – на другой конец того же проспекта, где находятся и Ледовый дворец, и «Импульс».

Только где, спрашивается, мега-звезда, а где молодые  актеры-артгартовцы Татьяна Марусина и Захар Бенько?! Где ее песни, а где эстетический мир  классика французского сюрреализма Жана Кокто, по  мотивам пьесы которого  поставил спектакль «Голоса» Александр Шмаль?! Но – все соединилось. И, понятно, вовсе не потому, что Кокто был крепко связан с музыкой и женат на  нашей соотечественнице, к тому же тезке Могилевской.

Смотрите: чему  посвящает свои песни народная артистка Украины? Любви  и еще раз любви. А о чем и пьеса, и спектакль? Да о ней же! Однако – праздник есть праздник – популярная певица представила великое чувство в ореоле счастья (хотя сама в полной мере испытала и горечь расставания);   театр же – в совсем ином, драматическом свете. К сожалению, жизнь наполнена не только радужными красками.

О том напомнила уже  темная  драпировка театрального зала, заходя в который зрители  сразу как бы погружались в действие, его атмосферу.   Каждый из нас в этот раз сидел в отдалении  от других, так сказать, наедине со всеми. Такая вот постановка – о возникающей вдруг отдаленности даже близких людей.

Спектакль вообще оказался наполненным эмоциональными символами, которые еще разгадывать и разгадывать. Тут и зеркало, льющее на потолок причудливые отблески героини, омываемое то ею, то ее возлюбленным, и фонарик в руках у рефлексирующего героя, то и дело выхватывающего лучом дорогой образ; тут и городские звуки, и телефонные провода, провода… Кокто построил свою пьесу «Человеческий голос» на телефонном монологе героини,  и мы за, казалось бы, хаотичным потоком сознания узнаем о том, что творится в ее душе, что произошло и, кажется, произойдет.

Написанная еще в 1930 году пьеса теперь  стала особенно актуальной. Можно говорить и о том, как часто ныне мы сталкиваемся с сюрреалистичностью происходящего, и о подмене подлинного общения, подлинных чувств и взаимного понимания  мобильно-телефонным суррогатом.  Но давайте лучше – о самом спектакле.

«ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ»

По тексту пьесы,  переживающая драму расставания с любимым человеком героиня – в годах. Ее роль исполняли легенды мирового театра и кино. А лисичанка Татьяна Марусина не так уж давно была в Луганске студенткой.  У Александра Николаевича Шмаля. В силу известных обстоятельств он был вынужден переселиться в Северодонецк, она же стала работать в Киеве.

- Но когда узнала, что мой учитель, режиссер, которого  считаю особенно талантливым, создал новый театр, то не могла не приехать сюда, - рассказала мне Татьяна.

Мне не хотелось бы предвосхищать для будущих зрителей тот комок в горле, который появляется от ее игры, потому  чуть смикширую наэлектризованность.  Когда «крупным планом», как в кино (так уж устроен театр Шмаля, где артисты – на расстоянии вытянутой руки), видишь лицо молодой героини, хочется сказать ей что-то по-домашнему успокаивающее. «Тише, Танечка, не плачь». Как по мне – то так и надо играть.

Шмаль сделал спектакль «по мотивам»,  разнопланово - разбив текст пьесы на двух актеров. И то сказать: в ее названии соблюдено гендерное равенство. Так почему бы под словом «человеческий» не подразумевать не только Женщину, а и Мужчину? Он, причина женских слез, в конце концов, - тоже человек. И Захар Бенько  показал это, тонко ведя свою игру. Было интересно, но горько: голоса звучат вроде как в унисон, да безответно.

Так бывает, и так не должно быть. Мы призваны слушать и слышать, видеть глаза в глаза, чувствовать «тех, кого приручили», быть с ними рядом.  Для того и поставлен этот, по всей видимости, этапный в творчестве режиссера и труппы спектакль. С ключевой, по-моему, фразой: «Один взгляд мог все изменить. Но теперь, во времена телефонов…».

*  *   *

Ровно десять лет  назад мой сын  Константин  оказался  в творческой группе, снявшей видео с Натальей Могилевской и Кузьмой Скрябиным. Сюжет посвящался мобильной телефонной связи, но теперь,  просматривая его, подмечаю: звездные герои в большой, шумной толпе находят друг друга без каких-либо «слухавок». Давайте и мы поучимся тому у них, у театра Александра Шмаля, Это очень нужно даже в эпоху скайпа,-  чтобы и голоса, и жизнь у нас оставались человеческими.

 

Семен Перцовский

Последние комментарии